Одним важных вопросов стоящих и перед государством и обществом является вопрос интеграции этнических и культурных групп в единое общество, Речь идет, разумеется, не только о методах ее осуществления, но и о ее необходимости, возможной ее степени и пределах, а также о том, имеет ли право государство и общество в погоне за интеграцией разрушать уникальность меньшинства или же дискриминированного большинства-- или напротив, в максимально полной мере должно в максимально полной мере реализовывать идеи мультикультурализма, утверждающие плюралистичность в соцокультурной сфере, как одну из важнейших общественных ценностей.
Одним из регионов, где эта проблема стоит наиболее остро на протяжении всей истории является Латинская Америка-- предлагаемый Вашему вниманию текст
ведущего научного сотрудника ИЭА РАН Э.Г. Александренкова, посвященный истории отношения латиноамериканских государств и обществ с индейцами. Индейцы Латинской Америки, в этом смысле представляют собой чрезвычайно интересный и разнообразный пример. В некоторых странах -- индейцы являются лишь незначительным меньшинством. А, например, в Боливии-- напротив, составляют большинство населения. Где-то, как в Бразилии, индейцы -- это, главным образом, только "слаборазвитое" и мало принимавшееся в расчет население отдаленных джунглей, и взаимодействие с ними происходит в первую очередь в вопросе их освоения. Где-то, как в Перу, -- они наследники высокоразвитых цивилизаций, а в архитектуре городов присутствуют элементы индейской архитектуры созданные до контакта с европейцами.
Церковь Санто-Доминго на руинах инкского храма Инти Канча.
Куско. Перу.
Это создает огромное множество различных возможных ситуаций, и, таким образом, латиноамериканский, как положительный, так, и что, быть может, даже более важно, отрицательный опыт является чрезвычайно ценным.
В связи с этим мы представляем Вам работу ведущего научного сотрудника ИЭА РАН Э.Г. Александренкова "Индихенизм в Латинской Америке. Политика и наука о коренных обитателях", впервые опубликованную в 2006 году, в качестве
188-го выпуска серии "Исследования по прикладной и неотложной этнологии". Эта работа посвящена истории политики латиноамериканских правительств в отношении индейцев, в особенности в той ее части, что определялась учеными-антропологами, той политики, где индейцы были еще скорее, ее объектами, нежели субъектами --индихенизма. Э.Г. Александренков кратко обрисовывает и явление индейцев в качестве политического субъекта, которое становится все более заметным в последние годы, которые были отмечены, не только ростом различных индейских политических (и революционных) движений, но и приходом к власти в Латинской Америке, первого в ее истории лидера-представителя коренного населения-- президента Боливии Эво Моралеса.
Эво Моралес, принадлежащий к этнической группе аймара,
президент Боливии с 2006 г.
В этом посте присутствуют лишь фрагменты исследования Э.Г. Александренкова, полный же его текст
можно скачать с Ifolder здесь.
Индихенизм в Латинской Америке. Политика и наука о коренных обитателях
Индихенизм (исп. indigenismo) - государственная политика в странах Латинской Америки по отношению к коренным народам (indígenas), осуществляемая с активным участием ученых. Этот индихенизм следует отличать от индихенизма в искусстве и от ин-деанизма (indianismo) как одного из движений индейцев (indios) за свои права. В этой работе будут представлены лишь наиболее значительные или интересные проявления индихенизма.
(...)
Этнические общности аборигенов различаются по численности (от нескольких индивидов до миллионов человек); но вне зависимости от этого уровень самоидентификации индейца до недавнего времени ограничивался в большинстве случаев общиной. Индейское население той или иной страны может быть разнородным по языку, направленности хозяйства и культуре, по степени адаптации к окружающему («национальному») обществу, тоже не однородному.
После первого плавания Колумба к Антильским островам римский папа Александр VI даровал «в вечное владение», как говорилось в его булле, «все острова и материки, найденные и те, которые будут найдены». Открытие новых земель рассматривалось в одной цепи с завоеванием арабской Гранады как «возвеличение католической веры и христи-анской религии и ее укрепление и распространение ради спасения душ и ради смирения и обращения в эту веру варварских народов» . Распространение веры долго объявлялось испанскими королями главной целью завоеваний в Америке. Об этом, например, говорится в первой статье договора между Кортесом и губернатором Кубы Веласкесом, который выступал от имени короля. Лишь где-то в середине договора зашла речь о том, что местные жители должны будут подчиниться королю и в знак подчинения, по доброй воле, дать много золота, камней, серебра, жемчуга и другого, что есть .
Испанские власти не готовились к тому, что им предстоит завоевывать огромный континент, населенный многими неизвестными и разными народами, которыми надо будет управлять. Осмысление этого политиками (королевской администрацией) и учеными (теологами и философами) происходило постепенно. Практики (завоеватели и колонисты) вынуждены были это делать более оперативно. Новые области завоевывались лицами, получавшими соответствующие разрешения от государей. В договорах между сторонами, как правило, содержались призывы к хорошему обращению с будущими вассалами. Но у завоевателей, отправлявшихся в далекую Америку, на первом месте была цель не обратить в католичество аборигенов, а разбогатеть, и как можно быстрее. Взаимоотношения между испанскими конкистадорами и местными жителями регулировались не столько распо-ряжениями короля и законами, составлявшимися для Индий в метрополии, но и чаще всего устремлениями испанцев, попавших в Америку. Несоответствие интересов короны и отдельных завоевателей и колонизаторов и впредь было свойственно колонизации Америки.
Основой отношения завоевателей и колонизаторов к местному населению было убеждение в собственном превосходстве, как в физическом и военном, что было очевидно, так и в духовном. Среди части европейцев имело место сомнение в том, что коренные обитатели Америки - люди. Лишь немногие европейцы XVI-XVII вв. отваживались говорить о том, что аборигены в некоторых сферах жизни равны древним или современным им народам.
Поначалу основой эксплуатации аборигенов стало их разделение между конкистадорами - т. н. repartimiento (разделение) или encomienda (вручение, поручение). Королевской властью или решением конкретного губернатора, которое должно было быть подтверждено королем, каждый из завоевателей получал в свое пользование (обычно пожизненно) какое-то количество местных жителей. Существовали некоторые условия, на которых осуществлялась энкомьенда - испанец должен был следить за своими индейцами, учить их какому-либо ремеслу, обучать католической вере, давать им одежду и пищу за работу и др. На деле, однако, испанский поселенец старался выжать максимальную прибыль из труда доставшихся ему индейцев, которых не могли уберечь от этого ни законы, ни усилия отдельных лиц.
В некоторых регионах энкомьенда была отменена на протяжении XVI в., в других продержалась до первой четверти XVIII-го. Индейцы, находившиеся вне энкомьенды, были сконцентрированы в поселениях на выделенных для них землях.
Одним из рычагов управления местными народами было навязывание им европейского мировоззрения в форме христианства. В районах со значительным индейским населением, в бывших центрах древних американских цивилизаций и крупных государственных образований, в Мексике и Перу, испанцы имели возможность целенаправленно проводить свою политику обращения индейцев в католицизм. Иногда делались попытки сделать это мирно, но они, как правило, не достигали цели, христианство навязывалось силой, при этом уничтожались материальные воплощения прежних взглядов на мир - храмы, изображения божеств, книги, мумии предков. Тем не менее, нематериальная суть прежних верований осталась. Чтобы бороться с индейскими верованиями, многие католические монахи старались узнать о них как можно больше, в результате чего появилась многочисленная литература.
(...)
Сложение в Латинской Америке государственной политики по отношению к аборигенам, осуществляемой с помощью ученых, получившей название индихенизма, относится ко времени после окончания революции в Мексике. Как пишут нынешние мексиканские исследова-тели, революционный национализм не мог игнорировать живого индейца, в отличие от предыдущего периода .
Кроме того, для индустриализации страны необходимо было единение под властью государства прежде разрозненных территорий. В стране, раздробленной регионально и различной этнически, важной целью стало создание объединяющей идеологии. Для этого правительство использовало антропологию и историю.
Здесь следует иметь в виду, что во многих странах Латинской Америки на первоначальном этапе развития этнография (или этнология) следовала европейским тенденциям. Культура индейцев рассматривалась как пережиточная, находившаяся на грани исчезновения и нуждавшаяся в регистрации и изучении для познания прошлого. События в Мексике, где коренное население активно участ-вовало в буржуазно-демократической революции начала XX в., ускорили осознание того, что индеец - согражданин и соучастник современной жизни.
(...)
В 1917 г. (год принятия новой конституции) в Мексике при правительстве было образовано Управление антропологии (Dirección de Antropología), которое Гамио возглавлял до его упразднения в 1925 г. В разработанной им программе намечалось: 1) изучение расовых характеристик, проявлений материальной и интеллектуальной культуры, языков и диалектов, экономического положения и условий физической и биологической сре-ды региональных групп населения (poblaciones regionales), нынешних и прежних; 2) изучение средств, которые дол-жны применяться, чтобы эффективно способ-ствовать физическому, интеллекту-альному, моральному и экономическому развитию названного населения; 3) под-готовка расового сближения, культурного слияния, языковой унификации и экономического равновесия названных групп, которые только таким способом, полагал Гамио, сформируют сплоченную и определенную национальность и настоящую родину.
(...)
В 1940 г. в на Первом межамериканском индихенистском конгрессе (президент Мексики --прим. автора блога)Карденас так выразил цель индихенизма - «Задачей нашей индихенистской политики не является поддерживать аборигенов как аборигенов или индеанизировать Мексику, а мексиканизировать аборигена» . Очевидно различие в позиции ученого (Гамио) и главы государства. Может быть, именно поэтому практика индихенизма иногда отличалась от теории.
(...)
Основные направления индихенистской политики института были сформулированы следующим образом: 1) признание, что аборигенный вопрос - одна из важнейших национальных проблем; 2) решение этой проблемы лежит в русле национальной интеграции; 3) уважение, сохранение и поощрение у нынешних групп аборигенов позитивных аспектов их культуры; 4) улучшение все еще тяжелых условий жизни, в которых находится подавляющее большинство аборигенов; 5) интегральное решение проблемы трансформации их культуры, которое охватило бы как развитие их хозяйства, так и заботу об их здоровье
(...)
Более поздние мексиканские антропологи так оценивали прикладной аспект своей дисциплины - антрополог действует как брокер или переводчик от имени государственных агентств, занимающихся модернизацией, с целью достичь в местной общине определенных результатов за короткое время. Не всегда удовлетворительные результаты объяснялись тем, что либо советы антропологов игнорировались руководителями проекта или агентствами, либо не хватало координации между членами команды.
(...)
Скачать полный текст