Э.Л. Нитобург Афроамериканцы США в 20 веке

May 16, 2010 13:53




Сейчас, когда Барак Хусейн Обама уже около полутора лет является президентом США полезно вспомнить и об истории борьбы афроамериканцев США за равноправие. Именно истории этой борьбы посвящена вышедшая в 2009 г. в издательстве "Наука" монография безвременно ушедшего в декабре 2008г. выдающегося историка и этнографа-американиста Э.Л. Нитобурга "Афроамериканцы США XX век". Мы размещаем фрагмент 5 главы 2 части этой книги посвященной так называемой "негритянской революции" 1963-1967г. -- наиболее активному этапу  той борьбы.
Полностью эту главу  можно скачать здесь.



МОЛОТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Знаменитый "Поход на Вашингтон", ярко показав, что движе­ние за гражданские права приобрело общенациональный харак­тер и единую программу, ознаменовал новую фазу борьбы, полу­чившую название "негритянской революции". Согласно подсче­там Министерства юстиции, семь месяцев, прошедших между событиями в Бирмингеме и концом 1963 г., в 315 городах 40 шта­тов состоялось 2062 демонстрации борцов за гражданские права. В первой половине 1964 г. такие демонстрации охватили более тысячи американских городов и поселков. 20 тыс. их участников были брошены в тюрьмы.
В 1964 г. была опубликована новая книга М.Л. Кинга -"Почему мы не можем больше ждать". Ее первая глава называет­ся "Негритянская революция. Почему 1963 год?" Отвечая на этот вопрос, Кинг напоминал, что десегрегация школ идет черепашь­им шагом и завершится лишь в... 2054 г.; что на Юге сегрегация осталась в своей неприкрыто грубой форме, а на Севере - в скры­той, утонченной форме; что негры все еще находятся на самой нижней ступеньке экономической лестницы, и "безработица сре­ди них в 1963 г. была в два с половиной раза большей, чем среди белых, а их средний доход был равен половине дохода белых ра­бочих; что обещание президента Кеннеди покончить с дискрими­нацией в жилищном вопросе "одним росчерком пера", как и неко­торые другие обещания, оказались той же самой старой костью, которую негру уже бросали, "только теперь ее вежливо препод­несли ему". В то же время, писал он, "в 1963 г. негр в течение мно­гих лет уже понимавший, что в действительности он не свободен, ясно осознал, что прошло столетие с тех пор, как Линкольн по­ставил свою подпись под документом об освобождении рабов. Столетняя годовщина побудила негра действовать. Являясь сви­детелем прогресса негров за рубежом и наблюдая рост уровня жизни в своей стране, американский негр, естественно, потребо­вал в 1963 г. права принимать участие в управлении страной и права на нормальные условия жизни по американским стандар­там, а не по стандартам колониальной нищеты". Тем самым эпизодический социальный протест превратился в молот соци­альной революции.

image Click to view



Между тем прохождение законопроекта о гражданских пра­вах, внесенного правительством летом 1963 г., через многочис­ленные комиссии Конгресса, а затем дискуссия вокруг него в обе­их палатах затянулись на много месяцев. В разгар ее в ноябре 1963 г. был убит президент Кеннеди. В конце концов блоку об­струкционистов в Конгрессе удалось значительно урезать и даже изъять некоторые важнейшие положения законопроекта. Только после этого он был принят и 22 июля 1964 г. подписан президен­том Джонсоном (1963-1968).
В период избирательной кампании 1964 г. негритянское движение ярко продемонстрировало свою политическую мощь. В условиях открытого наступления ультраправых сил, последо­вавшего за убийством президента Кеннеди, основные негритян­ские организации призвали темнокожих выступить против канди­дата расистов и реакционеров Барри Голдуотера. Результаты президентских выборов показали, что 95% всех участвовавших в избирательной кампании темнокожих американцев отдали свои голоса Л. Джонсону.
Однако на Юге в президентских выборах 1964 г. участвовала лишь треть темнокожих, достигших избирательного возраста (в том числе в Миссисипи - лишь 7%). Поэтому уже в начале 1965 г. там вновь разгорелась борьба за регистрацию темнокожих изби­рателей. В феврале-марте борцы за гражданские права организо­вали массовый поход из г. Селма в Монтгомери, столицу Алаба­мы, с тем чтобы заставить губернатора штата Д. Уоллеса обеспе­чить возможность регистрации избирателей-негров. Поход воз­главил Мартин Лютер Кинг.
Всего лишь за несколько месяцев до этого, в октябре 1964 г. ему была присуждена, а в декабре торжественно вручена в при­сутствии норвежского короля Олафа V Нобелевская премия ми­ра. В интервью по этому поводу Кинг заявил, что присуждением премии оказывается честь не ему лично, а "дисциплине, сдержан­ности и великолепному мужеству миллионов отважных негров и белых американцев доброй воли, следующих курсом ненасилия, в стремлении установить царство справедливости в нашей стране". Денежную часть премии, 54 тыс. долл., он передал в фонд движе­ния в защиту гражданских прав. В Атланте - на родине Кинга -ему присвоили звание почетного гражданина города, а в Селме ему не посмели отказать в номере в гостинице, обслуживавшей ранее только белых. Однако в вестибюле этой гостиницы на лау­реата Нобелевской премии накинулся местный белый расист, ударом в висок сбил его с ног и избивал, пока хулигана не отта­щили от Кинга.



image Click to view



<

Губернатор Уоллес опять оказался верен себе и бросил про­тив участников похода Селма-Монтгомери конную полицию. В расправу с мирными демонстрантами внесли свою лепту куклук­склановцы. Тысячи темнокожих демонстрантов, в том числе и Кинг, были арестованы, но поход все-таки состоялся. "Когда нор­вежский король принимал участие во вручении мне Нобелевской премии мира, - писал Кинг из тюремной камеры, - он, конечно, не думал, что меньше, чем через 60 дней я снова буду в тюрьме... Почему мы в тюрьме?.. Это ведь Селма в штате Алабама. Негров здесь больше в тюрьме, чем в списках избирателей".
Кровавая расправа с борцами за гражданские права в Алаба­ме вызвала возмущение. Многотысячные демонстрации протеста и митинги с призывами к федеральному правительству обуздать расистов состоялись в большинстве крупных городов Севера и Запада. Под нажимом общественности правительство передало национальную гвардию Алабамы в распоряжение министра обо­роны и послало на Юг специальные группы федеральных чинов­ников. Президент Л. Джонсон внес в Конгресс очередной законо­проект о гражданских правах, касавшийся избирательных прав негров. После новых горячих схваток в Конгрессе он был принят и 6 августа 1965 г. вступил в силу. Однако, как и предыдущие за­коны, он тогда мало изменил существовавшее в южных штатах положение. В статье "Кризис свободы", опубликованной журна­лом "Нэйшн" в марте 1966 г., Кинг писал об этом: "С принятием памятного закона об избирательных правах правительство вновь объявило, что дверь к свободе широко распахнута... Но 1965 год не оправдал надежд, которые на него возлагали. Большее число негров зарегистрировалось в качестве избирателей, увеличилось число школ, в которых символически отменена сегрегация; одна­ко нигде и ни в чем этот закон не претворялся в жизнь в широких масштабах. Законы, подтверждающие права негров, во всех слу­чаях обходят благодаря хитроумным уловкам, которые приводят к тому, что на практике законы эти оказываются недействитель­ными... Речь уже идет не о том, отсутствует ли готовность прави­тельства принять такой закон, а о том, что отсутствует готов­ность претворить его в жизнь". В этой же статье Кинг подверга­ет критике пресловутые "войну с бедностью" и план "реконструк­ции городов", с великой помпой провозглашенные президентом Джонсоном.

image Click to view



Поскольку закон "О гражданских правах" 1965 г., касающий­ся избирательных прав негров, встретил ожесточенное сопротив­ление расистов в штатах "глубокого Юга", то важнейшей целью движения в этих штатах продолжала оставаться регистрация максимального числа негритянских избирателей. Яркой страни­цей в борьбе за эту цель стал "Поход против страха" по штату Миссисипи, начатый в июне 1966 г. Джеймсом Мередитом, чье появление в 1962 г. в Оксфордском университете вызвало такую бурю среди местных расистов. Цель похода - убедить темнокожих американцев, не страшась расистского террора, добиваться регистрации в избирательных списках. Около г. Эрнандо белый расист ранил Мередита, но "Поход против страха" продолжался с того самого места на шоссе ЮС-51, где был ранен Мередит: его возглавили Мартин Лютер Кинг и два других негритянских лиде­ра. Что же касается самого Мередита, то ровно через год, в июне 1967 г., он возобновил свой поход по земле Миссисипи, пропи­танной ядом расизма и ненависти к неграм. "Я хочу показать миссисипским неграм, - сказал он, отвечая на вопросы кор­респондентов, - что страх можно преодолеть".
Эта борьба принесла некоторые успехи: на выборах 1966 г. темнокожие американцы получили значительно больше мест в законодательных органах ряда южных и северных штатов; два темнокожих стали мэрами крупных северных городов - Кливлен­да и Гэри; один впервые со времен Реконструкции был избран в федеральный Сенат (Эдвард Брук от штата Массачусетс). Тем не менее темнокожие все еще имели менее 2% мест в Палате пред­ставителей и только одно из ста мест в Сенате. На Юге 2 млн тем­нокожих граждан все еще не были допущены к избирательным урнам.
Однако в середине и особенно во второй половине 60-х годов центр тяжести негритянского движения переместился с Юга в го­рода северных и западных штатов, где, как уже отмечалось, про­живала к этому времени почти половина всех темнокожих амери­канцев. В битву за гражданские права все шире вовлекались мас­сы негритянских трудящихся-бедняков - обитателей черных гет­то, которые все больше переносили ее "на улицы". Движение, ко­торое выражало протест негров - главным образом из средних слоев и студентов колледжей на Юге - против сегрегации и дис­криминации в школах, ресторанах, на транспорте и в других мес­тах общественного пользования, стало принимать характер борь­бы за право на труд и равную оплату, за приличное жилье, против сегрегации в жилищном вопросе, за равное медицинское обслу­живание.
На повестку дня, таким образом, встали вопросы, затрагива­ющие самые устои американского общества, ибо одно дело, когда речь идет о праве посещать рестораны или вступать в смешанные браки, и совсем другое, когда требуют ликвидации расовой сегре­гации и дискриминации в жилищном вопросе, найме на работу, оплате труда, образовании. В этом случае вопрос ставится о том, чтобы корпорации поступились чем-то, непосредственно затраги­вающим святая святых, - их доходами. Добиться успехов, одер­жанных за предшествующее десятилетие, писал в начале 1966 г. в журнале "Нэйшн" М.Л. Кинг, "оказалось сравнительно легко. Бу­дущее же гораздо сложнее. Ликвидировать трущобы, населенные сотнями тысяч семей, - это не такое легкое дело, как, например, отменить сегрегацию в закусочных или автобусах. Гораздо труд­нее создать для негров рабочие места, чем включить их в списки избирателей... Кое-кто наживается на низкой заработной плате негров... Некоторые отрасли промышленности основываются на наличии рабочей силы небелых - низкооплачиваемой, неквали­фицированной и закрепленной в данной местности. Сборочные заводы с преобладанием ручного труда, больницы, вся сфера об­служивания, надомной и домашней работы, отрасли сельского хо­зяйства, использующие кочующую рабочую силу, - все они испы­тали бы потрясение... в случае существенного повышения мини­мальной заработной платы".
Это стали осознавать многие лидеры движения за граждан­ские права, решив перенести центр своей деятельности из юж­ных штатов в крупные северные города. «В настоящее время, -писал в статье "Кризис свободы" М.Л. Кинг, - весь старый Юг в брожении, и тенденция к изменениям уже не ослабнет... На Севере появляется новый, более сложный фронт. В трущобах, которым не уделяется внимания в течение всего этого периода перемен, тлеет огонь, и он дает дым. Для белой Америки было бы благоразумнее самой осознать, что трущобы недопустимы, и уничтожить их».
М.Л. Кинг справедливо подчеркивал, что новая фаза борьбы усилит сопротивление не только со стороны крупных корпора­ций, но и со стороны определенных слоев мелкой буржуазии и других слоев белого населения, зараженных расистскими пред­рассудками. "По мере того как негры продвигаются вперед к су­щественным изменениям в своей жизни, - предупреждал он в ука­занной выше статье, - усиливается оппозиция даже со стороны тех групп, которые дружелюбно относились к произведенным ра­нее поверхностным улучшениям. Конфликты неизбежны, по­скольку достигнута такая стадия, когда претворение в жизнь ра­венства требует далеко идущих изменений образа жизни какой-то части белого большинства".
Расистская идеология, сознательно культивируемая элитой и правящими кругами США на протяжении полутора веков, приве­ла к тому, что духом расовой ненависти оказались пропитаны все сферы общественной жизни. Расизм проник и в некоторые слои американского рабочего класса, причем в послевоенные десяти­летия зараженные расизмом белые рабочие, переселяющиеся с Юга на Север и Запад, где заработная плата выше, еще более уси­лили антинегритянские настроения среди рядовых членов проф­союзов в городах северных и западных штатов.

image Click to view



В поисках форм борьбы, соответствующих задачам и целям новой фазы движения за гражданские права, возглавляемая М.Л. Кингом Южная конференция христианского руководства после нескольких месяцев тщательной подготовки перенесла свою штаб-квартиру в Чикаго и объявила о проведении в 1966 г. кампании "войны трущобам". По инициативе Кинга представите­ли местных негритянских, профсоюзных и других организаций Чикаго собрались вместе и договорились о единых действиях. При этом профсоюзы не просто заявили о поддержке кампании, но и обязались выделить значительные средства на ее проведе­ние. Кампания, которая включала бойкот школ, где практикова­лась сегрегация, и предпринимателей, не желавших принимать на работу темнокожих, а также митинги и демонстрации с целью за­ставить местные власти принять радикальные меры для ликвида­ции трущоб, началась уже весной и достигла широкого размаха летом 1966 г. Она охватила многие города США, но центром ее оставался Чикаго, и поэтому ее стали называть Чикагским движением.
"Когда в 1963 г. Конференция христианского руководства обосновалась в Бирмингеме, - объяснял свое решение Кинг, - мы говорили, что если Бирмингем - эта столица сегрегации - потер­пит хотя бы одно поражение, то последствия этого скажутся на всем Юге. Бирмингем потерпел ряд поражений, и это оказывает свое влияние не только на Юг, но и на Север. Чикаго - это центр сегрегации на Севере; преобразование его трущоб приведет к то­му, что дальнейшее существование трущоб в городах Севера бу­дет поставлено под вопрос".
10 июля 1966 г. в Чикаго состоялся огромный митинг, на ко­тором выступали активные участники и лидеры движения, в том числе М.Л. Кинг. Затем мощный людской поток устремился к зданию городского муниципалитета, а оттуда - в деловую часть города. Демонстранты прошли по ней с песнями и лозунгами: "Долой Джим Кроу!" и др. Важное значение этого события состо­яло в том, что было продемонстрировано единство в рядах негри­тянского движения, а также растущее единение темнокожих и белых, прежде всего - негритянского и профсоюзного движений.
Эти митинги и демонстрации положили начало серии "мар­шей протеста" против расовой дискриминации при найме жилищ, проведенных в последующие два месяца борцами за гражданские права в "белых" кварталах и пригородах Чикаго. "В наше время космонавты выходят за пределы Земли, - заявил М.Л. Кинг, оп­ределяя цель этих маршей. - Наша задача скромней: мы добива­емся права ходить и жить в тех местах нашей родины, которые до сих пор закрыты для нас".
В ответ ку-клукс-клан, американская нацистская партия Рокуэлла, Партия национального возрождения, Общество Джона Бэрча прислали в Чикаго своих людей, чтобы укрепить позиции мест­ных расистов и фашистов и сорвать мирные марши борцов за рав­ноправие. Толпы озверевших расистов и хулиганов, нередко со сва­стикой на нарукавных повязках, крича: "Убивайте негров!", "Хо­тим крови черных!", "Как бы мы хотели видеть Кинга с ножом в спине!", - пытались запугать участников маршей протеста, забра­сывали их камнями, кирпичами, бутылками, обливали кислотой. Булыжник поразил в висок М.Л. Кинга, возглавлявшего одну из демонстраций, а пущенный в него нож тяжело ранил шедшего ря­дом темнокожего юношу. Только за две недели августа в Чикаго было ранено 64 и арестованы многие десятки участников маршей.
Однако запугать чикагских борцов за гражданские права не удалось; и когда муниципальные власти узнали о том, что на 28 августа назначен "марш протеста" в Сисеро (белый пригород Чикаго), где работало 15 тыс. темнокожих, а жить не разре­шалось ни одному из них, мэр Чикаго пошел на переговоры с негритянскими лидерами.
Зато в Вашингтоне, при прохождении через Конгресс проек­та нового закона о гражданских правах, расисты и владельцы не­движимости взяли реванш. Их люди в Палате представителей по­старались выхолостить законопроект, внеся ряд поправок, суще­ственно снижавших его эффективность. В Сенате же "отцы-зако­нодатели", разыграв хорошо отрепетированный спектакль, доби­лись переноса обсуждения этого законопроекта на 1967 г., а поз­же - еще на год.
Жизнь, таким образом, еще раз показала, что корни расизма кроются прежде всего в сфере экономической, что корпоратив­ная Америка может пойти на некоторые уступки темнокожему населению в области элементарных демократических прав, но ни за что добровольно не поступится одним из важнейших источни­ков своих доходов - дискриминацией в экономической области.
Между тем правительство Джонсона, используя тактику "ка­пельной демократии", внесло в Конгресс проект еще одного зако­на о гражданских правах, на сей раз включавшего статью, не­сколько ограничивающую расовую сегрегацию и дискриминацию в жилищном вопросе. Однако даже такой законопроект вызвал яростное сопротивление владельцев недвижимой собственности и 85 тыс. маклеров по операциям с недвижимостью, тем более что по времени обсуждение его совпало с "маршами протеста" против трущоб.
Выступая на собрании Американской ассоциации квартиро­съемщиков, М.Л. Кинг предупреждал правящие круги, что среди обитателей черных гетто зреет гнев: "Кончилось время, когда бедняк молчал. Современные трущобы переполнены гневом и горечью, и временами сдержанность покидает их обитателей". Массовое переселение темнокожих американцев в XX в. в города привело к тому, что три четверти их стали горожанами, причем треть всего негритянского населения оказалась сосредоточена в 12 крупнейших городах США, в основном в их черных гетто, т.е. в перенаселенных трущобных районах, превратившихся в очаги безработицы, нищеты и отчаяния.
Законы о гражданских правах 1964 и 1965 гг. породили в серд­цах темнокожих американцев большие надежды. На Юге их ста­ли кое-где обслуживать в ресторанах и кинотеатрах, прежде от­крытых только для белых; кое-где негритянских детей пустили учиться в одни школы с белыми; кое-где цветные граждане Америки получили возможность останавливаться в гостиницах, обслуживавших в прошлом только белых; выросло число темно­кожих, пользующихся избирательным правом; наконец, кое-где отдельным из них были предоставлены сравнительно высоко­оплачиваемые должности. Однако для подавляющего большин­ства темнокожих как в черных гетто на Севере и Западе, так и на Юге почти ничего не изменилось. Их социально-экономическое положение оставалось таким же, как и раньше, а в некоторых от­ношениях даже ухудшилось.
Тем горше было разочарование. «В то время как чаяния негров достигли наивысшей точки, - писал М.Л. Кинг в газете "Амстердам ньюс", - условия их занятости, образования, жилищ­ные условия все более ухудшаются». Несмотря на мелкие ре­формы и большие обещания, темнокожие в США продолжали оставаться гражданами "второго сорта". В то же время по мере того как в связи с переселением их в города Севера и Запада ак­тивизировалось и расширялось территориально негритянское движение, террор против его участников также распространился по всей стране. Полиция стала вести себя в черных гетто, как в оккупированной стране, и произвол со стороны полицейских еще более накалил обстановку в негритянских кварталах, напоминав­ших, по выражению американской прессы, "бочки с порохом, готовые взорваться в жаркую летнюю ночь".
Еще в 50-х годах известный американский публицист С. Лаббел в своей книге "Будущее американской политики" предупреж­дал, что в результате огромной миграции негров с Юга в север­ные города расовые отношения на Севере могут стать еще более напряженными, чем в южных штатах. На Юге, по его словам, "имеется предохранительный клапан для ослабления напряжен­ности: если негры не хотят мириться с существующей там расо­вой сегрегацией и дискриминацией, они могут уехать оттуда и пе­реселиться на Север. Но из северных и западных городов им ехать некуда, и постепенно накапливающееся недовольство оби­тателей негритянских кварталов может вылиться в бурные соци­альные взрывы".
В июле 1964 г. такой спичкой в Гарлеме послужило убийство лейтенантом полицейской службы 15-летнего негритянского мальчика Джеймса Пауэлла. Это случилось на 76-й улице Восточ­ной стороны Манхэттена. Три негритянских подростка из шало­сти подразнили привратника дома, расположенного напротив школы. Тот направил на них холодную струю воды, закричав: "Грязные ниггеры, я смою с вас черноту!" В отместку ребята ста­ли бросать в него крышки от жестяных мусорных баков. В этот момент из соседней лавки вышел лейтенант полиции Томас Гил-лигэн и выстрелил в одного из трех школьников - Джеймса Пау­элла, ранив его в руку. Когда тот упал, "храбрый" лейтенант вы­пустил в него еще две пули. Зверски убив подростка, Томас Гил­лигэн еще раз подтвердил справедливость данного американским полицейским прозвища - "садисты в синем".
Ответом был взрыв расовых волнений в Гарлеме, обитатели которого взбунтовались, требуя наказать убийцу Джеймса Пауэлла. Полиция усилила зверства. Четыре дня подряд продолжалась кровавая расправа в Гарлеме и Бэдфорд-Стьювесанте. В итоге -1 убитый, 126 раненых, 134 арестованных. Что же касается лейтенанта Гиллигэна, то в сентябре того же года большое жюри округа Нью-Йорк его оправдало.
Из Нью-Йорка волнения перебросились в Рочестер и некото­рые другие города штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси, в пригоро­ды Чикаго и т.д. И повсюду демонстрации протеста против зверств "садистов в синем" выливались в кровавые столкновения с полицией, пускавшей в ход огнестрельное оружие.
Спустя год после этих событий, в июле 1965 г., в Гарлеме вновь произошло убийство темнокожего полицейским. И снова улицы Гарлема заполнили демонстранты, требовавшие наказать убийцу в мундире. Повторения событий 1964 г. удалось не допус­тить, только послав туда отряд темнокожих полицейских. Однако напряженность осталась, ибо условия жизни обитателей нью-йоркского гетто не изменились. "Будь паинькой, Гарлем! Ложись, Гарлем! Веди себя смирно, Гарлем!" - писал о политике правящих кругов США Лэнгстон Хьюз и продолжал с горечью: "Вряд ли эти голоса успокоят возбуждение и потрясение или пригнут под­нятый дыбом хвост и заставят его вновь покорно вилять. Гарлем так долго вилял хвостом в благодарность за кости, которые бро­сали ему до сих пор, что настало время бросить Гарлему не кость, а кусок мяса".
Правители Америки считали, что достаточно бросить обита­телям черных гетто еще одну-две "обглоданных кости" и "Гарлем снова завиляет хвостом". Одной такой "костью" должен был стать закон "О гражданских правах" 1964 г., а другой - аналогич­ный закон, с большой помпой подписанный президентом Джонсо­ном в августе 1965 г. Однако все большее число обитателей нег­ритянских гетто убеждалось в том, что эти законы остаются на бумаге, мало что меняя в их жизни. И буквально через неделю по­сле подписания Джонсоном второго закона - в том же августе 1965 г. - страну потряс новый огромной силы социальный взрыв.

image Click to view



На этот раз он произошел в Уоттсе - черном гетто Лос-Анд­желеса. И снова роль фитиля, поднесенного к "бочке с порохом", сыграл произвол полиции. Характеризуя обстановку в Уоттсе и сообщая, что уровень безработицы там составлял 34%, газета "Нью-Йорк геральд трибюн" замечала: "Негр в Лос-Анджелесе, конечно, знает, что существует движение за гражданские права. Ему, несомненно, известно, что это движение добилось крупных успехов; но он болезненно осознает, что все это фактически не принесло ему никакого облегчения". «Главной причиной взры­ва, - вторила ей газета "Нью-Йорк тайме", - является отчаяние негров - жителей этого района».
Восстание в Уоттсе по своим масштабам, остроте конфликта и числу жертв превзошло все предшествующие негритянские вы­ступления подобного рода. Расисты и реакция устроили там Вар­фоломеевскую ночь, чтобы утопить в крови негритянское движе­ние. В Уотте, блокированный полицией и войсками национальной гвардии, общая численность которых достигала 15 тыс. человек, был введен бронетанковый батальон. Подача воды и электро­энергии, подвоз продовольствия были прекращены. В результате шести суток уличных боев 36 человек были убиты. Из них лишь трое белые, в том числе пожарный, погибший под обрушившейся стеной, и полицейский, застреленный своим коллегой. Зато среди убитых "бунтовщиков" оказался четырехлетний мальчонка, иг­равший во дворе. Раненых насчитывалось свыше тысячи, почти все - темнокожие; арестованных - более 4 тыс., в том числе свы­ше 200 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Это были только темноко­жие. «Образовав стрелковую цепь, которая перекрывала улицу от одного тротуара до другого, с винтовками наперевес и с примк-нутыми штыками, - писал обозреватель журнала "Тайм", - наци­ональные гвардейцы проходили по улицам шеренга за шеренгой, а полицейские и помощники шерифов шли вслед за ними, аресто­вывая всех, кто попадался на пути». Большинство арестованных были доставлены в полицейские участки избитыми, окровавлен­ными, изуродованными.
На площади в 20 квадратных миль были зарегистрированы 1000 очагов пожара, пятнадцать кварталов выжжены полностью, в остальных сожжены или разрушены девять десятых всех зда­ний. Корреспондент американского радио "Си-би-эс" признал, что он "не видел подобного кровопролития со времени боев с японцами", а корреспонденту западногерманского журнала "Штерн" дымящиеся руины Уоттса напомнили города Германии в последние месяцы Второй мировой войны. Общий ущерб, причи­ненный району, оценивался в 35 млн долл.
В эти же дни массовые выступления, волнения и столкнове­ния негров с полицией произошли в Чикаго и Спрингфилде на се­вере, в Сан-Бернардино, Сан-Диего, Пасадене - на западе страны.
Восстание в Лос-Анджелесе вызвало у расистов страх и ярость. Официальный Вашингтон охватила тревога. Президент Джонсон признал, что социальные взрывы, подобные восстанию в Уоттсе, могут разразиться в Вашингтоне и многих других горо­дах США, если не принять мер к ликвидации трущоб, в которых прозябает негритянское население. "Часы отсчитывают сроки", -драматически заявил он. А созданная после событий в Уоттсе специальная комиссия для обследования положения в негритян­ских гетто подтвердила этот вывод. Если не будут приняты ка­кие-то меры, говорилось в секретном докладе комиссии, то "про­исшедшие в августе волнения окажутся лишь прелюдией к тому, что может произойти в будущем". В список наиболее "опасных" в этом отношении комиссия включила 21 город, в том числе Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Балтимор, Бостон, Вашингтон, Сент-Луис, Сан-Франциско, Кливленд, Детройт, Филадельфию, Окленд.

Лето 1966 г. оказалось для расистов и их покровителей не ме­нее "жарким". В начале июля бурные выступления негритянско­го населения произошли в г. Омаха (Небраска), где на помощь по­лиции прибыли солдаты национальной гвардии. В середине этого месяца кровопролитное сражение разгорелось в Чикаго. Там против негров было брошено 5 тыс. полицейских и солдат, воору­женных винтовками, пулеметами, гранатами со слезоточивым га­зом. Затем негритянские волнения перекинулись в Сан-Франци­ско, Нью-Йорк, Джексонвилль, Атланту, Саут-Бенд, Кливленд. В 1966 г. столкновения борцов за гражданские права с расистами и полицией происходили в 38 крупных городах США, не считая мелких городов и поселков. В Хафе, негритянском гетто Клив­ленда, схватки с полицией продолжались пять дней. В итоге -десятки раненых и убитых, сотни арестованных негров.
«Уроки кливлендского Хафа в 1966 г. подобны уроку Гарле­ма в 1964 г. и Уоттса в 1965 г.; ни один крупный город Соединен­ных Штатов не может считать себя застрахованным от взрыва в негритянских трущобах... - отмечал в августе 1966 г. еженедель­ник "Ньюсуик". - По всей стране города содрогаются от негри­тянских волнений, а также от приводящей в ужас мысли о том, что расовые конфликты могут стать неотъемлемой частью лет­него городского пейзажа». «Так или иначе, - вторил ему в те же дни "Тайм", - вряд ли сейчас в США имеется хотя бы один круп­ный город, где не думали бы со страхом о волнениях, которые мо­гут в любую минуту вспыхнуть на улицах».
Непрекращавшиеся расправы над темнокожими на улицах го­родов и кровавые столкновения, в которых первыми пускали в ход оружие полиция и расисты, а также блокирование в Сенате законопроекта о гражданских правах 1966 г. - все это вновь и вновь показывало, что американские расисты стремятся любой ценой удержать темнокожих в рамках социального и экономиче­ского бесправия. Кроме того, трагический разрыв между обеща­ниями и действительностью еще более накалил обстановку в чер­ных гетто. Министр юстиции Роберт Кеннеди признал в своей ре­чи по телевидению в августе 1966 г., что, несмотря на продолжа­ющиеся уже третий год расовые волнения, правительство не предприняло никаких эффективных мер для решения проблемы негритянских гетто.
Приобретенный за это время опыт и возросшая сознатель­ность, несомненно, способствовали тому, что в борьбе за удов­летворение своих законных требований темнокожие амери­канцы стали все чаще уповать не на "доброту сверху", а на соб­ственные силы и решимость. Все большее число борцов за гра­жданские права освобождалось от пут либеральной идеологии, стремящейся замазать остроту социальных проблем красивой фразеологией и пустыми обещаниями, и становилось на путь активной борьбы.

image Click to view



В результате продолжающихся насилий и террора расистов, полиции и войск все большее число участников негритянского движения, прежде всего из рядов молодежи, переставали удовле­творять рамки тактики ненасильственного сопротивления. Это отмечали не только американские, но и многие иностранные на­блюдатели. В частности, парижская газета "Монд" констатирова­ла, что американские негры «не согласны более выклянчивать какую-то неопределенную "второразрядную интеграцию". Они просто требуют равноправия, но не только юридического, а так­же экономического и политического равноправия... На насилие они хотят отвечать насилием и для этого намерены организовать­ся в группы самообороны, что уже было сделано в некоторых районах Юга...».
И "долгое жаркое лето" 1967 г. подтвердило эти предсказа­ния. По своему накалу, по масштабам расовых волнений оно превзошло все, что видели американские города в предшеству­ющие годы. По подсчетам журнала "Ньюсуик", в 1965 г. было отмечено 5 крупных восстаний в городских гетто, в 1966 г. - 20, а в 1967 г. число их достигло почти 80. Всего же волна возму­щения негритянского населения захлестнула в 1967 г. более 120 городов. «Расовые мятежи, - писали корреспонденты еже­недельника "Юнайтед Стэйтс ньюс энд уорлд рипорт", - дос­тигли в 1967 г. новой силы, приобретая масштабы партизан­ской войны. Свыше 120 городов пострадали от расовых волне­ний. Не менее 118 человек было убито, и тысячи людей были ранены. 23 раза приходилось вызывать национальную гвар­дию, чтобы восстановить порядок».

image Click to view



Наиболее крупные восстания, в Ньюарке и Детройте, про­изошли в июле. На этот месяц пришлось три четверти всех уби­тых и раненых во время "расовых беспорядков" 1967 г. По свиде­тельству председателя комиссии по иностранным делам Сената США Джеймса У. Фулбрайта, только "за одну неделю июля 1967 г. во Вьетнаме было убито 146 и ранено 1442 американца; за это же время в городских восстаниях в Соединенных Штатах бы­ло убито 65 и ранено 2100 американцев". Сенатор Фулбрайт не случайно сравнил восстания в гетто с войной во Вьетнаме. Коман­дующий национальной гвардией штата Нью-Йорк генерал-майор О. Хара в беседе с корреспондентом газеты "Нью-Йорк тайме" заявил 18 июля, что "методы уничтожения вьетнамских партизан следовало бы использовать при ведении партизанской войны в наших гетто".

(Прочитать главу полностью)

США, афроамериканцы, политика

Previous post Next post
Up