Одной из важных областей социально-культурной антропологии до сих пор не затронутых в нашем блоге является антропология детства. Сегодня мы начинаем восполнять этот пробел публикацией фрагмента(предв. варианта) статьи с.н.с ИЭА РАН И.А. Морозова "Игровой "дом"(в контексте современных детских игровых практик)".
Более полный вариант этой статьи
можно скачать здесьСтатья была впервые опубликована в книге "Очерки русской народной культуры" в 2009г.
Игровой "дом"(в контексте современных детских игровых практик).
Детские игровые практики являются хорошим примером живучести традиции, ее способности адаптироваться в современных условиях, мимикрировать к наиболее устойчивым образам массовой культуры. Данная статья посвящена современным модификациям детских ролевых игр «в дом» и «в семью», в ходе которых принято сооружать специальные игровые «домики»: «шалаши», «будки», «клетки». Особое внимание в данной статье уделено широко распространившейся в последние десятилетия практике сооружения детских игровых домиков на деревьях.
Первые ассоциации при взгляде на эти игровые сооружения - ощущение необычайной архаики. Слишком уж они напоминают некоторые типы жилища у аборигенного населения Африки, Азии, Южной Америки, Океании и Полинезии. Однако сразу же вспоминаешь о том, что это создано руками современных детей, зачастую не имеющих ни малейшего представления об аналогичных постройках древних или «примитивных» народов. Поэтому возникают резонные вопросы: чем обусловлена распространенность и унифицированность подобного рода сооружений? Является ли подобная форма (шалаш, землянка, дом на дереве) инновацией или же она продолжает некие устойчивые формы, характерные для местной традиции и в прошлом? А может быть, мы имеем дело с актуализующейся в определенных ситуациях архетипической формой, слабо привязанной к конкретной культурной традиции?
Поиск ответов на эти вопросы, собственно, и стал побудительным мотивом для проделанных нами разысканий и составил основу нашего исследования.
Игровой «дом» в детских игровых практиках
Концепт «дома», отраженный как в повседневных и обрядовых практиках, так и в мифологической картине мира данного социума и его мировоззрении, имеет исключительную важность для детской субкультуры, поскольку освоение мира ребенком начинается именно со «своего», «домашнего» пространства. Основные навыки «доместификации чужого», полученные в процессе первичной исследовательской деятельности в пространстве «дома», затем активно используются детьми и за его пределами. Именно поэтому столь богата и разнообразна морфология форм детских игровых домиков: от чисто символических объектов, обозначенных терминологически или выделенных из общего пространства на предметно-символическом уровне (колышек, камешек, круг, возвышенное или огороженное место) до вполне реалистических сооружений.
Дети в игровом «домике». Архив Тотемского краеведческого музея. Начало ХХ в. Фото М.Б. Едемского.
Игровые домики: конструктивные разновидности и локализация. Для начала сделаем небольшой обзор детских игровых сооружений (домиков, будок, шалашей, клеток, землянок, штабиков). М.В. Осорина, говоря об игровых сооружениях из разных регионов России и Украины, выражает удивление принципиальным сходством «этих построек, сфотографированных в разные годы в удаленных друг от друга районах», в т.ч. в регионах, существенно отличающихся друг от друга по этнокультурным традициям. Детские домики как в традиционных, так и современных играх сооружаются из подручных природных (ветви деревьев, камни, глина, песок) или остатков строительных материалов (старые доски, кирпичи, куски шифера, брезента, целлофана, клеенки и т.п.). В приведенных в книге М.В. Осориной интервью с детьми и меморатах взрослых описываются «шалаши» и «домики» на земле, игровые укрытия типа землянки, а также различные сооружения («штабы») в сараях, подвалах, необитаемых домах и на деревьях из различных регионов России (в первую очередь из г. Санкт-Петербурга и Северной Осетии). Этот перечень можно считать исчерпывающим, но необходимо учесть, что «домом» в детских игровых практиках могут называться и достаточно условные или символические укрытия и локусы. «Домом» может называться вытоптанная в высокой траве площадка, небольшое пространство в гуще кустарников или чаще леса, в овраге или ложбине. Иногда это специально вырытая яма на вершине холма (с. Коржевка Инзенского р-на) со «скамеечками» из досок или укрытие из ветвей деревьев (Вологодская, Орловская обл.). Для обозначения пространства игрового «дома» дети используют различные подручные средства.
Условно обозначенное пространство игрового «дома». С. Палатово Инзенского р-на Ульяновской обл. Фото И.А. Морозова.
«В детстве делали “шалаш”: сделают такой с досок, сколотят “шалаш”, ну, небольшой там. Сами, как сумеем, из дошшэчок сделаэм. Маленькими были, дак и то лезем пригнутые…»; «Избушку делали из досок у стены - “будочку”. Вот и играли...»; «“Клетка” отгораживается скамейками - досками, положенными на чурбашки»; «Делыли из палачкыв. Да. Чай, там палачкыми на улицы в землю натычим. Хто какую исделат. Хто с метр, хто и пошыри - хто каку загородит... Вот натычим вот так вот палычкыв, а тут какими тряпками занавесим - вот и “дом”!..»; «Вот щепки калатили - “домики”. Капались, играли. Набирём щепак и калотим. “Домик” такой - ну, как вот палисадник. И эта накалотишь, падмитёшь, и там и цвитов наложышь, и игрушкав - у каво чаво есть. Куклы сибе из тряпак [шили] - учила мать. Вот этим и расли...».
Коля Рытов в своем «дом-вертолете». Пос. Карсун Ульяновской обл. Кадр из видеосъемки И.А. Морозова.
В фотоархиве М.Б. Едемского (начало ХХ в.) имеется снимок с изображением двух 6-8 летних детей из д. Устьюга Архангельской губ. в их игровом домике. Домик, расположенный у стены дома, обозначен всего несколькими деталями: перпендикулярно стене дома на высоте около полуметра установлена дощечка, закрепленная другим концом на воткнутом в землю колышке. Параллельно ей на земле выстелены «полы» из обломков досок. Вдоль стены положена доска, изображающая «стол», на котором разместилась игровая утварь из черепков, пузырьков и пустых спичечных коробков. Выше в стену воткнуты щепки-«полицы», на которых разложены коробочки и лоскутки. Играющие дети расположились на «скамье» из куска толстой доски, положенной на поленья. О том, что такого рода конструкция является достаточно универсальной, свидетельствует фотоснимок из архива РЭМ. Впрочем, нам встречались и еще более «примитивные» способы обозначения пространства игрового «дома». Так, в с. Палатово Инзенского р-на Ульяновской обл. мы натолкнулись на группу из двух девочек 11-12 лет и 9-ти летнего мальчугана, игровших на песке возле полуразрушенного забора деревенской усадьбы. Игровой «дом» в данном случае был обозначен двумя досками, положенными на чурбаны, а третью «стену» образовывало вертикально вкопанное в землю старое колесо от мотоцикла с сохранившимся металлическим ободом. Выгороженное таким образом пространство, как и вся песочница, были усеяны игрушками и деталями от игрушек, а также различными пакетами и фантиками, применявшимися в игре. Характерно, что наиболее заметной деталью в «домике» были аккуратно поставленные шлепанцы одной из девочек, что заставляет предположить, что несмотря на «примитивность» сооружения при игре в нем соблюдались обычные правила этикета, хорошо известные детям, в частности, необходимость снимать обувь при входе в дом.
Импровизированный «шалаш» из кабины пришедшего в негодность автомобиля. Д. Мелечино Устюженского р-на Вологодской обл. Фото И.А. Морозова.
Изобретательность детей при сооружении игровых домиков поражает воображение. При играх на улице используются различные дворовые и хозяйственные постройки (сараи, помещения для домашних животных, бани, погреба, а в традиционном обиходе - гумна, овины или риги), пространство, непосредственно прилегающее к дому (завалинка, крыльцо, палисадник) или окружающее его (сад, межевые канавы, теплицы). Мы неоднократно сталкивались с фактом использования в качестве игрового домика крытого крыльца административного здания (некоторые случаи описаны нами ниже). Часто «домом» становятся не использующиеся в данный момент транспортные средства (телеги, сани, кабины и каркасы старых автомобилей и проч.).
Домик из диванных подушек в подмосковной квартире. Фото И. Герасимовой.
По воспоминаниям одной из наших информанток, С.К. Егоровой, «у нас вот в Сибири была карета, аставшаися ат каких-та ривалюционных там, знаете, этих сабытий. Ну, карета биз калёс, канешна, но папа иё ни выбрасывал, вот, патаму што там внутри всё бархатам была аббита, знаете, и што-та там, вроде, залатые вензеля какие-та были. И вот я любила очень там играть. Любила там очень играть. Вот. В этай карете там стол был. Ищё я падружэк звала, да. Помню ищё Гусарёва девачка тожэ. Ну, ана пастаршэ была, ну, ужэ лет дисити. И ана памагала. Вот мы там стол накрывали, вроди чай пили. Што-та вот такое...».
Игровой «домик», построенный родителями для своих детей. Д. Мелечино Устюженского р-на Вологодской обл. Фото И.А. Морозова.
В 1996 г. в пос. Вохма Костромской обл. мы натолкнулись на пятилетнего мальчугана, устроившего свой игровой «дом» в виде «мотоцикла». Рядом с тропинкой, проходящей вдоль заборов, огораживающих домовладения, из куска шифера, нескольких дощечек, колышков и кирпичей было сооружено «водительское сиденье», в полуметре от которого была вырыта неглубокая ямка с положенным поперек кирпичем, прижимавшим к земле Т-образный «руль». Хозяин «транспортного средства» с удовольствием продемонстрировал нам, как он «катается на мотоцикле» и заявил, что это его любимая игра. В 2002 г. на одной из центральных улиц пос. Карсун Ульяновской обл. (ул. Московская, д. 51) мы обнаружили игровой домик на дереве, который, как выяснилось при разговоре с постоянно играющим в нем Колей Рытовым (10 лет), символизировал «вертолет». Нам удалось сделать видеозапись игры с «вертолетом» и комментарии ее участников. В лесопосадке возле д. Мелечино Устюженского р-на Вологодской обл. нам указали на импровизированный «шалаш», который подростки устроили из кабины пришедшего в негодность автомобиля. Причем предварительно ее специально переместили в заросли и замаскировали лапником. Как выяснилось, компании подростков собирались здесь в свободное время в течение нескольких лет. Такого рода локализация является достаточно универсальной. Например, в д. Якшур (Удмуртия) детская «свадьба» с имитацией реального свадебного обряда проводилась в игровом «доме», который устраивался в телеге или кошове.
Зимой игровые укрытия сооружают обычно в доме и других жилых помещениях. При этом «домики» строят из различных подручных материалов: из стульев, диванных подушек, матрасов, одеял, различных коробок и т.д. - а также используют подходящие для этих целей части домашнего интерьера: пространство под столом или кроватью, выгородки за диваном или другой мебелью, устраивают «домики» в шкафу, в чулане, на балконе, под лестницей, на чердаке и т.п. В.М. Осорина приводит воспоминания нескольких респондентов о том, как они устраивали игровой «домик» у себя дома под столом или под кроватью, прикрывшись одеялом, пледом или диванными подушками. Подобные варианты «домиков» есть и в нашем фото- и видеоархиве. Два мальчика - Сережа Баулин (14 лет) и Дамир Билялов (7 лет) в течение 2004 года, по нашим наблюдениям, неоднократно занимались устройством «домика» («шалаша») из диванных подушек и фрагментов старой мебели в коридоре огромной московской коммуналки и использовали его в своих играх. В традиционных вариантах игровые «домики» устраивались как в центре комнаты («посреди полу»), так и на лавках, под столом, на печи.
Девочка в игровом «домике». Г. Каргополь Архангельской обл. Фото И.А. Морозова.
«А-а зимой вот - пасирёдки или иде, пака мамка скажить: “Ну-ка, хватить вам! Ухадитя, надаели!” Вот...»; «И краватку застилала, всё эта играла с этими кукалками из ласкутков. Эта большы палучалась зимою: на печке или вот окала печки эта груба стаяла, дак или на грубки...».
Девочки возле условно обозначенного камешками игрового «домика». С. Должниково Базарно-Сызганского р-на Ульяновской обл. Фото И.А. Морозова.
И в этом случае пространство при игре нередко выгораживалось различными подручными средствами.
«Ну, как играли? У меня, у подруги там вот наряжам: эт вот мое, а эт там другой, а там третей. Вот и, чай, где коробочками какими, а то тубаретки были - не стулья, а тубаретки - тубареткыми загородимся. Эта “дом”. Кто где: хто ны полу, хто и пыд кроватью - хто куды сумет: “Эт там мой дом, а эта вот той дом, а эта там другой дом”...».
Группа девочек, играющих «магазин» в заброшенной трансформаторной будке. Г. Данилов Ярославской обл. Фото И.А. Морозова.
Зимой для сооружения игровых «домиков» вне дома могут использоваться глыбы льда и комья снега.
«Вот, например, зима, я помню, зима. И такие пласты вот снега. И она [=сестра рассказчицы] говорит: “Давайте сделаем дом - шалаш сделаем из снега”. Наложили, значит, всевозможные веточки, и вот начали из этого снега вырубать. Это она показывала. Видите, мы не допетрились опять, а там еще старше [ее] были. Она вырезает такие вот как кирпичи, и вот мы обкладывали. Вот она нас шалаш уже научила строить. Как-то у нее фантазии больше было...».
Дети, играющие «в семью» на обочине дороги напротив своего дома. Пос. Хиславичи Смоленской обл. Фото и видео И.А. Морозова.
В регионах, для которых характерно изобилие снега, часто упоминаются игры в специально вырытых в сугробах «пещерах», устроенных по принципу землянки, нередко с лазом и/или световыми окнами в верхней части убежища. Такие домики обычно используются для подвижных уличных игр («в войнушку», «в прятки»), но могут служить и в качестве места отдыха и общения. Здесь собираются после катания с гор или других зимних развлечений, как правило, в составе однополой компании, чтобы обменяться новостями и планами на будущее, перекусить захваченной из дома едой или, если речь идет о мальчиках, то покурить.
Отметим, что взрослые нередко активно помогают своим чадам при сооружении «домиков» и даже поощряют подобные развлечения. Такая помощь оказывалась и в традиционном быту. Специально выстроенные для детей игровые домики характерны для ряда регионов России. В некоторых местах Русского Севера и Поволжья до сих пор можно увидеть дощатые домики для детей. Они получили продолжение в аналогичных сооружениях на современных игровых площадках, в т.ч. в детских учреждениях: детских яслях, садах, санаториях, летних лагерях.
Игровой «дом» на крыльце заброшенного дома. С. Сурский Острог (Первомайское) Инзенского р-на Ульяновской обл. Фото И.А. Морозова.
Обычно домики строят возле стены дома или изгороди: «Играют в клетки, устраивая их около заборов», - но их локализация может варьироваться. Там, где детские игры и развлечения принципиально публичны, зрелищны, находятся под контролем взрослых, т.е. подчиняются «малышовым принципам поведения», домики для ролевых и кукольных игр сооружаются со стороны улицы.
«Ну, летам на улицы, а зимой дома делали [домики для игры]. Из каких-нибудь палычек, достычек сверху наложышь, штоб крыша вроди... Вот окала дома возли вот дверки - как аткрываицца, из дому выходишь, и с кукалками [играли], да...».
Девочка играющая в палисаднике перед домом. С. Вальдиватское Карсунского р-на Ульяновской обл. Фото И.А. Морозова.
Такая подконтрольность, по-видимому, наиболее характерна для игр самых маленьких детей, хотя в традиционном быту в этой ситуации обычно работал достаточно эффективный для многодетных семей принцип персонального контроля старших детей над младшими. Этот способ организации ролевых игр, в том числе и игр с куклами, в современных условиях распространяется и на детей более старших возрастных категорий. В селе Должниково Базарно-Сызганского р-на Ульяновской обл. при игре «в дом» использовались как покупные, так и традиционные, травяные куколки. Игра также проходила рядом с крыльцом дома. Игровой «домик», как видно на фотографии, представлял собой квадрат (≈25x25 см) выгороженный небольшими камешками, которые были взяты из кучи щебня, предназначенной для прокладывавшейся возле дома дороги. Подобные игровые сооружения иногда называют «удворьями»: «“Клетычки” ни делали, а вот удворья. Да. Дети толька удворья...». Внутренность игрового «домика» застелена большим лопухом, используемым как кукольная «постель». То есть играющими использовался легко доступный подручный материал. Хотя игра протекала на видном, легко обозримом месте, а следовательно по определению была доступна для наблюдения всем прохожим, играющие девочки были очень смущены нашим вниманием, прервали игру и возобновили ее только когда мы удалились на достаточно большое расстояние. Таким образом, несмотря на кажущуюся открытость для взрослых, в том числе и посторонних прохожих, и полную подконтрольность (в пристальном внимании родственников мы убедились через несколько секунд после начала фотосъемки, когда на крыльце появились почти все, кто присутствовал в этот момент в доме), такого рода игры всё же не предполагают открытого вмешательства извне. В этом мы неоднократно убеждались и в других случаях: хотя играющие, как правило, охотно демонстрировали и кукольные «домики», и игровые предметы, в подавляющем большинстве случаев игра в нашем присутствии прерывалась и возобновлялась только после нашего ухода.
Игровой «домик» на заднем крыльце административного здания. Пос. Сурское Ульяновской обл. Фото И.А. Морозова.
И в сельских, и в городских условиях детские игры очень часто устраиваются у входа в дом, на крыльце или возле него, у передней стены дома, возле проходящей рядом с домом дороги. В г. Данилове Ярославской обл. мы наблюдали за группой девочек 8-12 летнего возраста, устроивших «магазин» в заброшенной трансформаторной будке, располагавшейся прямо у бровки дороги. В пос. Хиславичи Смоленской обл. мы натолкнулись на разновозрастную (8-12 лет) компанию девочек и мальчиков, игравших «в семью» на обочине дороги напротив своего дома. Одна из девочек играла роль «мамы», энергично раздавая распоряжения «детям»: отправляла их в «детский сад» или погулять, «кормила» приготовленной «пищей» из глины и различных растений, укладывала спать на расстеленное на траве у палисадника одеяло и т.п. Воображаемое пространство «дома», обозначенное «постелью» и импровизированным «столом» из кусков шифера, водруженных на огромную шину от Камаза, строго охранялось этикетными требованиями к участникам игры «вытирать ноги» и «снимать обувь» при входе в «дом». Впрочем, это не мешало младшему участнику игры во время угощения усаживаться на «стол» с ногами. Как и в других случаях, взрослыми был немедленно зафиксирован факт видеосъемки, хотя никакого давления на играющих и на наблюдателя в данном случае не было оказано. При этом взрослых, как правило, гораздо меньше беспокоит повышенная опасность игр вблизи оживленных транспортных магистралей, чем возможная неподнадзорность детей.
В ходе наших исследований мы сталкивались и со случаями энергичного противодействия родителей нашим интервью с обитателями игровых «домов», что, видимо, можно объяснить не столько боязнью за детей (о наших исследованиях население обычно оповещается через местную администрацию, органы образования, культуры и средства массовой информации), сколько стремлением сохранить «неприкосновенность» их игрового пространства. Например, в 2002 г. присутствовавшие при видеосъемке «дома-вертолета» (см. выше) подростки из пос. Карсун Ульяновской обл. настолько загорелись желанием продемонстрировать интерьер своего «штаба», расположенного в сарайчике возле стандартной пятиэтажки, что, несмотря на наши возражения, сорвали с него замок, ключ от которого находился у одного из членов игрового сообщества, уехавшего на выходные в деревню. Во время интервью нас довольно агрессивно атаковала мама одного из подростков, требуя объяснения, на каком основании мы производим видеосъемку и разговариваем с детьми. Не подействовали ни служебные удостоверения, ни ссылки на местную прессу, ни просьбы позвонить в администрацию района. Правда, за весь период работы в разных регионах такие инценденты случались лишь пару раз.
Игровой «дом-будка». Д. Княжино Новоладожского у. Санкт-Петербургской губ. Фототека РЭМ. Колл. 2070. № 8 (1911 г.).
Существуют и компромиссные варианты организации игрового пространства, когда оно оказывается тем или иным образом отгороженным от внешней среды. Например, на одной из центральных улиц пос. Сурское Ульяновской обл. буквально в двух метрах от проезжей части мы натолкнулись на двух играющих в заросшем деревьями и кустарниками палисаде 8-10-летних девочек в построенном ими из кусков досок, фанеры, толя «шалаше». В с. Сурский Острог (Первомайское) Инзенского р-на в 2001 г. роль игровой площадки выполняло крыльцо заброшенного дома, который был расположен рядом с центральной площадью села. Вдоль забора детьми были выстроены «клетушки» и отдельно стоящие «столики» и «скамеечки» из старых кирпичей. В игре использовались пластмассовые коробочки для йогурта, контейнеры для конфет и зефира, пластиковые бутылки, разрозненные предметы из кукольных гарнитуров и старая посуда. В с. Вальдиватское Карсунского р-на Ульяновской обл. мы наблюдали за группой девочек 10-12 лет, которые играли с куклами «барби» в палисаднике перед домом, оживленно обсуждая различные насущные проблемы. Игровым «домом» со всеми необходимыми аксессуарами (ванная, в которой купают кукол, импровизированные «кухня», «столовая» и «спальня») в данном случае являлось огороженное пространство палисадника, расположенное прямо у окон квартиры одной из девочек. Поэтому вполне закономерно, что вскоре после начала съемки из окна выглянула ее мама и в шутку предложила дочери что-нибудь спеть для «корреспондента», выставив на подоконник магнитофон. Предложение было охотно подхвачено, и девочка несколько минут напевала любимые песни под фонограмму, не отрываясь при этом от игры. Отметим активное участие в такого рода играх домашних животных, кошек и собак, которых играющие нередко нянчат и пеленают как грудных детей.
Тяга к традиционному игровому локусу сохраняется и в городских условиях, и при отсутствии контроля со стороны родителей. В 1999 г. во время работы в пос. Радищево нам встретилась группа детей 4-6 лет, играющих с куклами на заднем крыльце административного здания, расположенном практически в центре города. Аналогичную картину удалось увидеть в том же году в пос. Сурское Ульяновской обл. На заднем крыльце административного здания был обозначен камнями «игровой домик» с разложенными внутри листьями и стеблями растений. В игре использовались покупные куклы и другие игрушки.
Там, где взрослые традиционно предпочитают не вмешиваться в жизнь детей и где их игры могут проходить потаенно, скрытно от посторонних глаз, игровые домики сооружаются во дворе, в хозяйственных пристройках, с задней стороны дома, в прилегающем к дому огороде или саду, на задах («усадах»), иногда даже в поле.
Игровой «домик» в дровяном сарае рядом с жилым домом, Пос. Хиславичи Смоленской обл. Фото и видео И.А. Морозова.
«А летам на дваре или в сад, если сад был у нас, дак у саду, а не - окала [дома], на завалинки. Такия были завалинки окала хаты - насыпали и вот так во, как, вроди, ни скамейка, а такая... Застилали чем-нибудь и там раскладывали...»; «В каво где: у каво были в канюшни, у каво в перидбанники, у каво в бани, у каво в сараи - где уж у каво как... Да, и мы, “симья”, пайдём к другим - в гости хадили не к аднем!».
Аналогичные игровые домики фиксировались еще сто лет назад. В фотоархиве Государственного российского этнографического музея можно найти их образцы. Например, на снимке из д. Княжино Новоладожского у. Санкт-Петербургской губ. изображена «будка - детское помещение, представляющее игрушечное жилье» у задней стены дома. Пространство «будки» (примерно 1,5x2 м) огорожено воткнутыми в землю палочками с «дверью» в виде калитки. Интерьер «дома» состоит из расположенных вдоль «стен» скамеек и «стола» в виде поставленного «на попа» чурбана. На прислоненных к стене полочках расставлены многочисленные бутылки и пузырьки, а в качестве посуды используются черепки.
Игровые «шалашики» Сережи Минаева. С. Нечаево Карсаковского р-на Орловской обл. Кадры из видеосъемки И.А. Морозова.
Для локализации игровых домиков немаловажна конкуренция между территориальными и гендерными группами детей, стремление конкурирующей группы уничтожить игровые сооружения соперников и, тем самым обозначить свое доминирование на данной территории.
«Шалаш на улице сделаэм вот из досок изо всяких и все тут играли. А придут робятишки да всё и сдавят. Вот чево - всё изломают. А мы-то плачем, а оне своё знают. Ишо чево понавреди, дак всё и роскидают, што и не найдёшь…»; «В основном, когда с братом делали шалаши, какие-нибуть придут, сломают. Поэтому их маскировали. Вот кто-то завидует, залезут, там все стащут»
Игровой город. С. Должниково Базарно-Сызганского р-на Ульяновской обл. Фото И.А. Морозова.
Скачать полную версию статьи