Категория "традиционности" в самых разных ее вариантах широко используется активистами коренных народов в борьбе за права на те или иные природные и символические ресурсы. Несмотря на ее распространенность и укорененность как в общественном сознании, так и в законодательстве, вопрос о ее реальном содержании является весьма сложным. К.и.н., саамовед М.Г. Кучинский в своей
статье "Риторика традиционности и реалии природопользования", впервые опубликованной в т.33 сборника "Расы и народы" изданного под грифом ИЭА РАН в 2007г., анализирует различные аспекты, как этой риторики, так и существующего характера природопользования народов Севера на примере саамов Кольского полуострова.
В работе описывается взаимодействие риторики традиционного природопользования, реальной законодательной и правоприменительной практики, описываются также и актуальные реалии природопользования саамов Кольского полуострова, в том числе и в контексте их взаимодействия с другими группами населения региона, такими, как, например, военные.
Ниже приводится ряд фрагментов статьи посвященных анализу и критике различных вариантов понимания "традиционного природопользования", включающий в себя тезис о возможной необходимости снятия противостояния "традиционность-модернизация" и замене риторики традиционности, на постановку вопроса о независимой от отношения конкретных практик природопользования к так или иначе понимаемой "традиции", автономии местного сельского(в частности, саамского) населения.
М.Г. Кучинский Риторика традиционности и реалии природопользования. Проблема традиционности.
Изучая природопользование в Мурманской области, я столкнулся с серьезной теоретической проблемой - проблемой традиционности. Тогда для меня это была лишь проблема методологии исследований. Эта же проблема встала передо мной как политическая, когда я стал помогать моим новым друзьям на Кольском Севере решать их вопросы. С того времени прошло несколько лет. За эти годы уже сложились идеи территории традиционного природопользования, «этнологической экспертизы», были созданы общины КМНС. Эти процессы требуют своего рассмотрения и анализа. Однако сначала мне бы хотелось повнимательней вглядеться в то теоретическое основание, которое было заложено под эти конструкции.
Традиционность стала символом народов Севера. Она как будто заменила прошлое неблагозвучное клише «отсталость». Традиции с самого начала понимались социальными науками как антоним, альтернатива, оппозиция инновациям и модернизации. Специфика любого сообщества не сводится к одной характерной черте. Сообщества всегда находятся в динамике, трансформируются. В силу обстоятельств различные черты сообществ по-разному валентны этим трансформациям. Поэтому возникает вопрос о том, изменение каких именно черт приведет к кардинальным изменениям сообщества.
Когда этот вопрос переходит из теоретической плоскости в политическую, он приобретает новые черты. Этническое самосознание особенно активно «проявляется» на фоне инородной среды. Традиционализм становится аргументом, на который опирается этничность в противостоянии «иному». Большая часть разных национально-культурных общественных и политических организаций апеллируют к традициям как залогу успеха решения своих проблем, опираясь на теоретические разработки этнографов.
Таким образом создаются риторика и дискурсивное поле, в котором эта риторика уже выходит на уровень общественно значимых практик и превращается в инструмент мобилизации -идеологию. Сегодня это отличает общественные движения народов Севера от большинства других этнокультурных движений. Отстаивание своих прав на природные ресурсы происходит в том же дискурсивном поле традиционализма. Следует оговориться, что только наиболее радикальные аборигенные деятели используют термин «традиционализм». В основном же речь идет о защите определенных черт жизни, развитие которых не только не исключается, а часто, наоборот, приветствуется. В результате доминирует не завершенная концепция «традиционализма», а гибкая риторика «традиционности». Дискуссия по вопросу управления природными ресурсами происходит в контексте той же риторики традиционности и имеет целью правовое урегулирование отношений по поводу природопользования. Понятие традиционности уже прочно вошло в язык законодательства. Здесь переплетаются такие понятия, как «традиционное природопользование», «традиционное хозяйство», «традиционный образ жизни», «традиционное жизнеобеспечение» и т.д. Фактически это - отражение разных углов зрения на один и тот же феномен.
В архитектуре саамского культурного центра в с.Ловозеро(там проживает большая часть из 2 тысяч российских саами)
присутствуют мотивы ассоциирующиеся с "традиционной культурой" народов Севера
Автор фото А. Юрьев,
проект saami.su Идея «традиционного хозяйства» является идеологическим обоснованием отстаивания локальных форм хозяйствования перед лицом доминирующих экономических моделей. Эта идея является частью борьбы за специфическую интеграцию субъектов локальных форм в доминирующую экономическую и социальную систему.
С одной стороны, казалось бы, такой опыт позволяет разнообразить официальную административную и экономическую палитру, диверсифицируя ее. Он легализует часть маргинальных до сих пор субъектов экономики. Они получают возможность легализовать пользование своими ресурсами. Кроме того, они обретают аргументацию для возможности претендовать на новые ресурсы.
С другой стороны, эта доминирующая система собственности и власти сопротивляется подобной диверсификации, и для того, чтобы обезопасить себя от неформатных игроков, создает фильтры. Созданный дискурс формирует новые механизмы власти - выработку и применение критериев отнесения к «традиционности», а также инстанции, вырабатывающие эти критерии. Как правило, это - новая компетенция бюрократического аппарата. В него иногда принимаются представители тех этнических общностей, которые в соответствии с правилами игры имеют право на «традиционность». Доступ в этот аппарат порой становится одним из предметов борьбы общественных организаций. Привлечение специалистов разными конфликтующими сторонами фактически создало индустрию экспертизы, становящуюся частью механизма власти.
В национальном центре российских саами -- селе Ловозеро.
Фотография проекта saami.su Те положительные результаты, которых удалось добиться представителям КМНС в рамках дискурсивного поля традиционности, фактически оформляют новый вид их интеграции в доминирующую систему управления.
Риторика традиционности, обретя такую прочную трибуну, как законодательство, стала оказывать прямое воздействие и на научную мысль. Позитивистская парадигма предполагает, что все трансформации общества можно соотнести с вектором «прогресса». В связи с этим представлением в понятие «традиционности» заложено представление об архаичности. Борьба за признание «традиционных» черт как равных с «современными» для этнографов фактически являлась завуалированной борьбой за отход от позитивистской парадигмы. Речь специально не велась именно о таком изменении значения самого термина, а участники дискуссии о правах аборигенов не акцентировали внимание на своих методологических подходах к этому вопросу. Кроме того, немаловажным является то, что для тех участников риторики, которые сами не связаны с жизнью коренного населения, «традиционность» в значительной степени идеализируется и выставляется как альтернатива доминирующей системе управления, собственности, морали. Мне близко подобное критическое отношение, но вопрос не об этой критике.(...)
Исследователь, который действительно хочет помогать людям, а не только видеть в них объект изучения, сталкивается с проблемой того, что он вынужден входить в этот сложившийся дискурс «традиционности», где ему уже уготована определенная ниша с определенным набором ожидаемых от него действий и определенным языком. Этот дискурс оказывает влияние и на анализ тех реалий, которые исследователь наблюдает.
Ресурсы, обеспечивающие существование индустрии экспертизы, потенциально способны превратить исследователя в пропагандиста. Такая практика провоцирует изобретение традиций. Разумеется, любые трансформации в сообществах имеют хронологические рамки. К примеру, переход к оленеводству вообще или к мясному оленеводству в частности так же когда-то были инновациями, повлекшими изменения социальных структур. Мне не раз приходилось слышать от коллег и наблюдать самому примеры того, как традиции воссоздавались по работам этнографов или как сложившиеся в советское время и научно обоснованные технологии и практики сегодня объявляются традиционными. Важным является то, что сама по себе риторика традиционности выстраивается как вполне современный формат. Таким образом и сами «традиционные» практики реструктурируются в общественном сознании и вместе с их исполнителями втягиваются этой риторикой в глобальную линейку форматов. Таким образом, можно говорить, что дискурс традиционности предлагает исследователю политический койтекст вместо методологии и тем самым затрудняет независимый научный анализ.
Вернемся, однако, к проблеме природопользования и рассмотрим наиболее распространенные подходы к определению традиционного природопользования как специфического вида хозяйственной деятельности.
Начнем с того подхода, которого сегодня уже, пожалуй, никто не придерживается, но все упоминают его в своей критике. В этой критике, как мне кажется, проявляется упомянутая дискуссия с позитивистской парадигмой и реабилитация традиционности от клейма отсталости. Отдам дань этой традиции.
Эта точка зрения заключается в том, что критерием «традиционности» является отказ от использования современного оборудования. С технологической точки зрения коренное население Мурманской области ничем не отличается от других категорий населения. Оно использует все те же приемы и механизмы. Интересен случай, когда один молодой саами мне подробно рассказывал об особенностях сезонной охоты. Важным критерием выбора объекта охоты для него было сезонное состояние снега, которое он делил на 6-7 типов. Основным же фактором для определения состояния снега и выбора объекта охоты было то, как на этом снегу будет себя проявлять снегоход. При этом он с уверенностью говорил, что «только лопари по-настоящему умеют ездить на "Буране"». (...) Моторный транспорт в оленеводстве применяется не менее чем олений. Таким образом, в этом смысле невозможно говорить о «традиционном» (в значении «доиндустриальном») природопользовании. Его можно придерживаться лишь в теоретических конструкциях, основанных на ныне уже не доминирующей парадигме.
Снегоход "Буран"-- один из наиболее часто используемых охотниками и оленеводами
Еще один важный подход относит к традиционным те виды деятельности, которые являются основой сохранения культуры сообществ - языка, системы ценностей, календарных обычаев и т.д. Этот критерий встречается как дополнительный к остальным, а не самостоятельный. Он часто произносится как моральное обоснование своих прав. Тем не менее он относит нас к проблематике предыдущего подхода - динамике трансформации сообществ и взаимопроникновения культур. Например, на Кольском полуострове значительная часть терминологии и утвари, используемой сегодня оленеводами, была заимствована коми-ижемцами у ненцев и привнесена в саамскую. Разрушение советской властью поколенных связей владения угодьями лишило современных охотников и рыболовов знания автохтонных микротопонимов. Эти примеры можно продолжать долго, поскольку уничтожение института старейшин - носителей накопленных поколениями знания и мудрости - фактически лишило молодые поколения возможности приобщения к этим знаниям.
Само определение степени влияния хозяйственной деятельности на культуру является зыбким, сложно вычисляется, потому такой подход пока что является скорее публицистическим, чем аналитическим. (...)
Иной критерий, который иногда применяется для определения «традиционности», - отсутствие ориентации на рынок или на получение прибыли. Саами вошли в сферу средиземноморской торговли на рубеже нашей эры, и это прекратило местное гончарное и металлургическое производство. В русских актовых материалах XV-XVIII в. присутствует множество примеров продажи саами рыбы, оленьих шкур, пушнины и морского зверя. В норвежской литературе немалое количество трудов посвящено развитию торговли на Севере Скандинавии. В частности, прослеживается степень вовлечения в рынок разных саамских общин. Сегодня фактически все, кто занимается рыболовством и охотой предполагают продажу части своей добычи хотя бы для того, чтобы окупить затраты на бензин. Однако промысловая деятельность для большинства ведущих ее людей в основном ориентирована на употребление ее результатов самими природопользователями. Различий между представителями КМНС и другими слоями населения в степени интеграции в рынок фактически не существует. Можно говорить о различиях в социальной мобильности, связанных со спецификой места проживания. Порой сложно найти грань, которая бы отделяла коммерческую ориентацию промысла от некоммерческой. Можно говорить лишь о том, что незначительная часть рыболовов и охотников осознает себя предпринимателями. Тем не менее большая часть людей, занимающихся промыслом, хоть и отчасти, но все же интегрирована в рынок.
Оленеводство в Мурманской области не мыслится без интеграции в рыночные отношения. Перспективу выживания этой отрасли в основном видят в выходе на международный рынок - в продаже оленины в Норвегию, Швецию и Финляндию. Исключением могут считаться лишь небольшие частные стада, которые оленеводы выпасают вместе с «совхозным» стадом, где сами и работают. И в этом случае многие стараются продать свою оленину.(...)Таким образом, оленеводческие хозяйства, составляющие основу этой отрасли в области, не соответствуют данному критерию традиционности.(...)
Основные пункты проживания саамов России
Иной разновидностью этого подхода является утверждение, что ведение такого хозяйства должно быть основой жизнеобеспечения. В том контексте делается вывод, что вспомогательное хозяйство не может рассматриваться как «традиционное», а те, кто получает зарплату в другом месте, не имеют права на закрепление угодий, которые посещаются лишь сезонно. Любое сельское хозяйство является комплексным. Отказ от какого-то из видов деятельности не должен автоматически предполагать утрату прав на другие. Сезонность же посещения угодий вполне может быть продиктована сезонностью рыбной ловли и сбора ягод. Хозяйство многих народов Севера всегда было основано на сезонных кочевках, если теперь люди зимой перебираются в поселки и города, а летом едут на летние угодья, это не должно означать потери их прав на эти угодья. В Мурманской области подавляющее большинство рыболовов, живущих в сельской местности, имеют иной денежный доход. Но рыбалка является очень важным источником пополнения рациона большинства семей. Жить же в этих домиках круглый год для большинства семей не имеет смысла. Более того, то, что сегодня люди не ведут хозяйство на каких-то своих угодьях, вовсе не должно означать потерю права на ведение этого хозяйства там в будущем.
(...)
Еще один подход к определению традиционного природопользования - экологический. Он характеризует эти виды хозяйствования как «способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования главным образом возобновляемыми природными ресурсами без подрыва их способности к воспроизводству и снижения разнообразия природных ресурсов». В связи с этим указывается на высокую степень адаптации к окружающим природным условиям. Предполагается также, что поскольку сама эта деятельность является составной частью жизнеобеспечения, то она выступает гарантом сохранения кормящей экосистемы. Кроме того, часто приходится слышать, что бережное отношение к окружающей среде является одной из традиционных ценностей. Этот подход утвердился во многих региональных и в ряде федеральных законодательных актов.
В Мурманской области есть пример того, как несаамская организация, декларировавшая своей целью «возрождение традиционного природопользования», с одобрения некоторых саамских лидеров стала заниматься оленеводством. Нерациональная организация этого хозяйства не только не дала положительного экономического эффекта, но и нанесла значительный урон экосистеме на территории, выделенной под пастбища. Разрушительное воздействие перевыпаса на экосистемы является одной из серьезных проблем и для оленеводства Норвегии, Швеции и Финляндии. Косвенное опровержение отчасти романтического взгляда на незыблемость традиционных ценностей можно увидеть в том, что сообщества коренного населения часто способны соглашаться с промышленным освоением своих кормящих территорий.
(...)
Другой подход к определению традиционности предполагает преемственность в использовании угодий, видах хозяйственной деятельности и сохранения естественной смены поколений. За последнее столетие саами много раз лишали их угодий - коллективизация, репрессии, укрупнение деревень, горнорудные разработки, вырубки леса, затопление водохранилищами. Это фактически почти стерло актуальность понятия «семейные угодья». Можно смело утверждать, что в аналогичном положении находится большинство коренных народов Севера.
В описанном подходе территория является макросоциальной категорией. (...) Казалось бы, к саами, которые являются потомками самых первых людей, заселивших Лапландию, это подходит как нельзя лучше. Саами Скандинавии обосновывают примерно таким же образом свои права на природные ресурсы. На семинаре «Права коренного населения Мурманской области на управление природными ресурсами» проявились различия между Кольскими и норвежскими саами в понимании своих прав. С точки зрения норвежских саами, только саами являются коренным народом всей Лапландии, и только на них здесь может распространяться действие Конвенции МОТ № 16913. Кольские же саами, чьи семьи в основном смешанные, полагают, что льготы должны распространяться не только на членов их семей, но и на их соседей, ведущих такой же как и они образ жизни.
Чаще всего в определения «традиционности» входит оценка того, что подобное хозяйствование является «исторически сложившимся». Большинство специалистов этот критерий считают дополнительным, а в законодательных актах он, как правило, стоит на первом месте.
Строго говоря, «исторически складывается» все происходящее с людьми, вне зависимости от того, чем и как длительно они занимаются. Кроме того, в этом определении имплицитно присутствует консервационистская установка. Новые виды деятельности или модернизация уже существующих не будут исторически сложившимися. Если такой подход воспринимать на макроуровне, то применительно к практике он является консервационистским, поскольку отрицает иную возможность природопользования, т.е. иные занятия. А о том, что любое традиционное сначала является инновацией, выше уже говорилось. В ряде регионов многие представители коренного населения планируют связать свою экономику с развитием туристической деятельности. В Норвегии и Швеции у саами существует исключительное право на предоставление некоторых такого рода услуг.
Скриншот сайта саамской туристической компании "Пессярйок"
(...)
Очерк разных подходов к определению традиционности вовсе не исчерпывает всей многогранности проблемы. Взгляды сторонников многих из описанных подходов более гибки и сложны. Они складывались на основе конкретных локальных условий и проблем, и на практике учитывают неоднозначность этой терминологии. Ряд сторонников некоторых подходов на практике вырабатывают взвешенные и эффективные модели участия коренного и местного населения в управлении природными ресурсами. Мне ничуть не хочется умалить этих достижений. Тем не менее хотелось бы отметить теоретическую незавершенность этих подходов. Как уже говорилось, за этими подходами стоит многоголосица риторики традиционности.
Этот очерк ни в коем случае не ориентирован на призыв к отказу от необходимости защиты прав представителей коренного населения на те или иные ресурсы. Как раз наоборот. Люди должны иметь право заниматься той деятельностью, которая входит в их систему жизнеобеспечения. Представители коренного и местного сельского населения должны иметь право управлять питающими их природными ресурсами. Для этого совершенно необязательно аргументировать свои права традиционностью этой деятельности. Проблема реализации этих прав заключена не в оппозиции традиционализм-модернизация, а в оппозиции самоуправление-патернализм.
Скачать полный текст статьи