О методологии политической борьбы

Jul 19, 2013 15:12



Итальянские фашисты начала ХХ века, как известно, осознали себя наследниками великой Римской империи. В связи с этим они сочли себя не только вправе, но и должными действовать теми методами, которые, по их представлениям о славных предках, были уместными и эффективными в эпоху Августа. Как показала история, ничего хорошего такой «исторически обоснованный» подход соратникам Бенито не принёс.

Схожие проблемы можно обнаружить, глядя на нынешнее «протестное движение» в России. Современные российские протестные активисты явственно ощущают, а часто и декларируют определённую преемственность своей деятельности с диссидентскими традициями времён «застоя». Подобное самоощущение подталкивает к соответствующей стратегии и тактике политической борьбы. Подобно своим предшественникам, эти люди ориентированы на ведение преимущественно информационной войны - от проведения демонстративных акций вроде митингов и шествий с последующим широким освещением их в средствах массовой информации до формирования образов «мучеников режима» по образцам, хорошо известным нам из истории СССР.
Нужно, однако, заметить, что изменения в геополитической обстановке, произошедшие за более чем два десятилетия, значительно влияют на эффективность приёмов политической борьбы и должны учитываться при разработке её методологии. Послевоенный СССР взял на себя и до последних мгновений своего существования пытался отыгрывать роль мировой витрины социализма, рекламного буклета для привлечения в социалистический лагерь и удержания там «развивающихся стран» третьего мира. В связи с этой функцией СССР информационная война диссидентов, ориентированная на привлечение внимания западного мира к внутренним проблемам Союза была эффективной - ну, по крайней мере, вызывала у руководства страной изрядную изжогу и вынуждала как-то реагировать, учитывая потенциальный «резонанс».

Российская Федерация начала XXI века - государство значительно более прагматичное и откровенно циничное, чем СССР второй половины века XX. Если перед нею и стоит задача выглядеть перед кем-то привлекательной, то она, эта задача, ближе к концу первой сотни по актуальности - проиграв идеологическую третью мировую войну, Россия избегает игр на полях, где она заведомо слаба.

Вместе с тем в массовом сознании образ Советского Союза в настоящее время подвергается идеализации. Эта тенденция прослеживается и у молодёжи, и у людей, заставших эту эпоху во вполне сознательном возрасте. Распад СССР с дистанции двух десятилетий, в полном соответствии с особенностями менталитета, видится результатом вражеских происков; диссидентское движение вместе с его методами часто оказывается в этой картине мира одним из основных факторов, приведших к распаду СССР. Современная же российская оппозиция, эксплуатирующая методы диссидентов и позиционирующая себя их преемниками и наследниками, вызывает отторжение и неприязнь массового человека российской глубинки.
В связи с этими особенностями текущего момента необходимо признать методологию политической борьбы, используемую ныне оппозиционными элементами РФ, устаревшей и неэффективной.

Картинка: «Заветное желание», художник Сергей Корсун.

Ворчание

Previous post Next post
Up