Библия, атеизм и Айзек Азимов

Jan 28, 2014 22:27

Мне всегда было интересно читать о том, как в понимании разных людей библейские тексты соотносятся с научными представлениями о мире, хоть я и не задавалась целью подробно и глубоко исследовать эту тему. Естественно, обычно об этом пишут люди, позиционирующие себя как верующие ученые.
Услышав о книге Азимова "В начале", я очень обрадовалась возможности узнать в изложении столь умного и интересного писателя противоположную точку зрения - атеиста, который считает, что библейские тексты противоречат научным знаниям. Наконец-то мне внятно и разумно расскажут, что им не так, подумала я.
Не могу передать словами, как я была ошеломлена, когда столкнулась с примитивной аргументацией следующего уровня:
В Библии «небу и земле» сообщена совершенно определенная геометрическая форма. Земля - плоское, возможно ограниченное окружностью пространство, достаточно большое, чтобы вместить все известные царства. Небо - полусферический свод, который покоится на земле. В соответствии с этим представлением получается, что люди живут на дне мира, помещенного под полой полусферой. Вот как это описано в Книге пророка Исаии: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли… Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (40:22).<..> Библия рисует этот свод так же, как его рисовали вавилоняне (а также египтяне, греки и все прочие народы древности, по-видимому, без исключения): твердая полусфера, куполом простирающаяся над Землей. Эта точка зрения неизменна на протяжении всей Библии. Так, в книге Откровение Иоанна Богослова - последней в Библии - конец неба описывается следующим образом: «И небо скрылось, свившись как свиток» (6:14). Эта почти буквальная цитата из Ветхого завета (сравните: Ис. 34:4) ясно дает понять, что, по представлениям древних, небо было не толще (в сравнении с его протяженностью) пергаментного листа. Между тем с точки зрения науки небо - вовсе не свод, а необъятная беспредельность пространства-времени, в которую наши телескопы заглянули пока лишь на расстояние десяти миллиардов световых лет".
Мне действительно не найти слов. Чем нужно было руководствоваться, чтобы толковать "в лоб" текст, написанный поэтическим языком, чтобы не увидеть и не распознать этих прекрасных метафор? Небо, как звездный шатер. Небо, которое совьется, как свиток, когда кончится мир. Неужели не возникает никаких картин в голове у человека, читающего эти слова? Это же поэзия, а не диссертация по астрономии, как ее можно понимать буквально и критиковать описанные в ней картины за недостоверность? Трудно было ожидать от Айзека Азимова такой узколобости и литературной глухоты.

non-fiction, о книгах, о религии

Previous post Next post
Up