Приятно быть первооткрывателем. Колумб открыл Америку, Беллинсгаузен и Лазарев - Антарктиду. Фон Дриз изобрел велосипед. Менделеев придумал таблицу, а Эйнштейн - формулу. Я тоже был человечеству не бесполезен. Написал несколько книг, сделал несколько научных открытий, а когда-то
наша экспедиция даже обнаружила географический центр СССР. Но все эти достижения меркнут перед последним - я первый, кто отыскал точку для споттинга в аэропорту города Салоники. Это открытие еще ждет своего признания, но, несомненно, войдет в мировые анналы. Спешу поделиться сокровенным знанием с вами.
Действительно, поиск в интернете по словам «Thessaloniki spotting» не дает ничего путного - лишь несколько видеороликов с железнодорожного вокзала. Странички аэропорта Салоников на порталах споттерс-вики и плэйн-мэд.ком пусты. Поэтому, оказавшись в Салониках, пришлось искать удобную точку для съемок самолетов самому.
Международный аэропорт Македония, Салоники
Салоники - второй по величине город в Греции, столица греческой Македонии. Международный аэропорт «Македония» (код IATA - SKG) находится километрах в 15 к югу от города. По трафику самолетов «Македония» занимает второе место в Греции, а по числу пассажиров (4.7 млн в 2014-м году) - третье, после аэропортов Афин и Ираклиона.
В аэропорту один терминал и две ВПП - 16/34 длиной 2410 м и 10/28 длиной 2440 м. Поскольку Салоники - приморский город, обе ВПП аэропорта выдаются в море. 16/34 ориентирована (приблизительно) в направлении север-юг, 10/28 - запад-восток. Полоса 10/28 сейчас на реконструкции - ее удлиняют, отвоевывая территорию у моря. (1, 2)
Точка для споттинга
Найти в Салониках хорошее место для съемок самолетов оказалось несложно. Изучив карты, я обнаружил в паре километров от аэропорта съезд с шоссе и небольшую дорогу вдоль моря, упирающуюся в речушку на границе территории аэропорта вблизи от торца полосы 16/34. (3)
Если ехать из центра города, то съезд будет в паре километров до въезда в аэропорт (точка 1). Ориентир - «Икея» слева по шоссе. Автострада пройдет над небольшим ручейком и сразу после него нужно повернуть направо на узкую боковую дорогу. Метров через триста узкая асфальтированная дорога, идущая вдоль частного сектора, приведет к берегу залива и превратится в грунтовый проселок. Нужно проехать еще около километра по пустырю до следующего ручья (точка 2). Там машину придется оставить и перейти ручей вброд на другую строну (точка 3).
Моя машина в точке 2. Из встречных на пустынном и неухоженном берегу попадаются лишь бродячие собаки и стада овец, одно из которых пылит вдали. (4)
На другом берегу ручья - холмик, с которого я и снимал. (5)
Картина, которая открывается с холмика, не слишком эстетична - забор аэропорта с колючкой поверху, мусор и мелкие волны бухты Салоников. (6)
Но мы ведь пришли сюда не за природными красотами, верно? Взлетающие с 16/34 лайнеры отсюда видны замечательно. (7)
При желании можно пройти и дальше и встать у самого торца полосы.
Посадочные огни ВПП вынесены в море. (8)
Наблюдения за самолетами можно совмещать с шип-споттингом. (9)
Терминал от точки съемки довольно далеко. (10)
Кто летает в Салоники?
Из аэропорта «Македония» расползается довольно разветвленная сеть маршрутов, но только по Европе. Трансконтинентальных самолетов там не увидишь. Значительную часть трафика в Салониках обеспечивает главная греческая компания «Эгеан Эйрлайнз». Летают сюда и большинство крупных европейских перевозчиков с регулярными рейсами, и чартерные компании, привозящие туристов в популярный курортный регион Халкидики. Кроме «Эгеан» в аэропорту Македония базируются и две локальные компании - «Астра Эйрлайнз» и «Эллинэйр».
Флот «Эгеан» состоит исключительно из аэробусов 320-го семейства. Вот один из 35 самолетов компании - А320 с регномером SX-DGD. (11)
A320 (SX-DVS) на взлете. (12)
A320 (SX-DGJ) пошел на разворот. (13-14)
Компания «Астра Эйрлайнз» специализируется на чартерных и сезонных рейсах на греческие курорты. Летает «Астра» на одном А320, одном ATR 72 и двух BAe 146
A320 (SX-DIO) «Астры». (15-16)
Один из BAe 146 (SX-DIZ) на фоне взлетевшего чуть раньше "Боинга" «Райанэйр». (17)
«Астра Эйрлайнз» принадлежит империи Бориса Музенидиса, выходца из Грузии. Компании группы Музенидиса, куда входят «Астра», «Эллинэйр» и крупнейший греческий туроператор «Музенидис Тур» специализируются на туризме из пост-советских стран, в основном, - на российских туристах.
В распоряжении второй авиакомпании Музенидиса - «Эллинэйр» - два Avro RJ85, покрашенные в цвета греческого флага. Эта машина - модернизированная версия British Aerospace 146 (BAe 146) с новой модификацией двигателя. Внешне RJ85 от BAe 146 не отличается.
Весь действующий флот «Эллинэйр» удалось заснять. Avro RJ85 (SX-EMS). (18)
… и SX-EMI. (19)
С помощью этих двух британских машин «Эллинэйр» умудряется летать по более чем 20-и направлениям в Россию, на Украину и еще в несколько стран. В этом году компания собирается расширить свою сеть в два раза, добавив еще полтора десятка направлений, в основном, российских за счет лизинга двух А320.
Посадки на дальний от меня торец полосы наблюдать было далековато. (20)
Зато на рулежке к терминалу самолеты проезжали вдоль всей ВПП и разворачивались у ближнего от меня края полосы.
A320 (G-EZTT) EasyJet. (21)
A321 (VP-BWP «М. Мусоргский») «Аэрофлота». (22)
A321 (SX-DGQ) Aegean Airlnes. (23)
A320 Scandinavian Airlines. (24)
Boeing 737-300 (EW-366PA) «Белавиа». (25)
Еще несколько кадров на взлете.
Boeing 737-800 (OK-TWX) чешской компании Travel Service Airlines. (26)
Boeing 737-800 (EI-EKE) с надписью “Krakow Malopolska” (27)
Еще один «Боинг» 737 «Райанэйра» (EI-EBB). (28)
Самолет-амфибия Canadair CL-415MP (бортовой номер 2056) греческих ВВС. (29-30)
Boeing 737-800 (SP-ENZ) польского чартерного перевозчика Enter Air. (31-32)
Турецкий A319 (TC-JLP). (33-34)
Ну и завершает сегодняшний авиапарад в Салониках A320 (ER-AXP) компании «Эйр Молдова». (35)
В общем, будете в Салониках - заезжайте. Великих географических открытий там уже не сделать, ниша занята, но обнаруженный первооткрывателем холмик - в вашем полном распоряжении.
Etc…
Еще про авиацию и споттинг: