Что-то много у нас в виртуальной реальности туристов-фтографов. Трэвел-блогеров, простите мне этот термин. «Наша экспедиция в Прагу. День 11-й, часть 3». «83 фотки из зоопарка на Пхукете». Как-то подобные опусы, да еще и написанные на пиджин-русском, немного приелись. И писать их тяжело, и читать их нудно.
Я и сам грешен, люблю давать много подробностей с картами и 4-5 десятками фотографий. Что же с этим делать? Во-первых, стараться не писать таких постов.
Следовать простым правилам - можешь не писать - не пиши. Не можешь не писать - пиши коротко. А если слово писать заменить на «фотографировать» («делать фотки» на пиджине), то правила становятся еще актуальнее.
Сформулировать правила проще, чем им следовать. В скольки словах и фотографиях можно описать то или иное место на планете? Фотографии достаточно одной. Слов может быть больше, но не намного.
Для себя я решил ограничиться 20 фотографиями и тем количеством слов, которые потребуются для их комментария. Даже специальный тег «Город в 20 фотографиях» у себя в блоге ввел.
Попробуем апробировать этот формат на Исфахане, а заодно продолжим заброшенную на время серию рассказов про Иран.
Может быть, со временем получится ужаться до 10. Согласитесь, «город в 10 фотографиях» звучит гораздо лучше, чем в 20-и. А там и до одной недалеко.
Итак, Исфахан. Что мы знаем про этот город? Во-первых, он расположен в самом центре Ирана. А раз так, то просто обязан быть архетипом городов этой страны. Несмотря на свои полтора миллиона жителей (больше только в Тегеране и Мешхеде) таковым он и является. Ну и еще я догадывался, что жители Исфахана считают его самым красивым городом в Иране. Жители Йезда или Шираза могут с ними поспорить, но площадь Имама в Исфахане - несомненно, самый канонический иранский городской пейзаж.
Площадь Имама
Периметр из торговых рядов, с голубыми куполами мечетей и позолоченными минаретами, с фонтаном и парком посредине. Вот она, площадь Имама, или Накш-е Джахан по-местному - во всей красе. (1)
Мечеть Шейха Лотфоллы - самая старая на площади. Ее построили в самом начале XVII века. (2)
Минареты у портала мечети Имама ненамного старше. (3)
Исфахан лежит в узкой долине между горами Загрос и хребтом Кухруд. Они и образуют «задник» к городским картинкам. (4)
Городской силуэт к северу от площади Имама формируют мечети и минареты. Справа - самый высокий 48-метровый минарет мечети Али. (5)
Базары и мечети
Туда-то, к северу от площади Имама мы и отправимся. Конечная цель маршрута - мечеть Джаме. Почти весь путь туда можно проделать под крышами Большого Базара - Базар-е Бозорг. Базар - целая сеть крытых переходов и улиц. Здесь торгуют всякой всячиной уже больше тысячи лет. (6)
Ресторан с традиционными персидскими дастарханами вместо столов и стульев. (7)
Птичий рынок. (8)
Вот и мечеть Джаме, или Пятничная мечеть. Как и большинство крупных иранских мечетей, она имеет 4 ивана - 4 ориентированных по сторонам света входа с воротами и большими полуоткрытыми сводчатыми залами. Западный и северный иваны. (9)
Посредине двора мечети - фонтан. За ним - южный иван с минаретами. Традиционные для персидских и арабских мотивов сотовые своды иванов, состоящие из нависающих друг над другом ниш, называются мукарнасы. (10)
Зимний зал. (11)
Какая мечеть без корана? (12)
Типичная старая улочка в районе базара. Синий купол - мавзолей Гаруна Вилайета (13)
Мавзолей - важное место паломничества к святому, сыну шиитского имама. Хотя никто точно даже не знает, сыном 10-го или 11-го имама был Гарун Вилайет. Внутри - собственно мавзолей, отделанный изумрудами, золотом и глазурью - тоже типичный для Ирана. (14)
Но самая примечательная вещь в мавзолее - фрески на стенах снаружи, изображающие духовных лидеров современного исламского государства - аятолл Хомейни и Хаменеи. (15)
Река Заяндех и Джолфа
Исфахан стоит на реке Заяндех, и мосты через нее, построенные в эпоху династии Сефевидов в XVII веке, считаются одними из шедевров персидской архитектуры.
Мост Си-и-Сех (33) был построен в 1599-1602, во времена Шаха Аббаса I, генералом Ханом Аллахверди. Сооружение из строгих 33-х арок совмещает функции моста и дамбы. (16)
Кстати, вы видите реку? Нет? А она есть. Река Заяндех никуда не впадает и ниоткуда не вытекает. Она образуется зимой и может быть очень полноводной, но в сухой сезон вода полностью исчезает.
А это мост Чуби. Он чуть помоложе предыдущего - его возвели в 1650-м при Аббасе II. (17)
Река Заяндех течет, если конечно, виды сухого русла убедили вас, что иногда она может и течь, к югу от площади Имама. А за рекой распложен компактный армянский район Джолфа. Аббас поселил в Исфахане армян, перевезя колонию из города Джолфа (на севере современного Ирана) в начале XVII века, в надежде развивать с их помощью торговлю, ремесла и искусства. Сейчас в Джолфе живет примерно 7 тысяч армян, на которых приходятся 13 церквей, 1 кладбище и бесконечное число лавок и ресторанчиков.
Главная армянская церковь Джолфы - кафедральный собор Ванк был построен в самом начале появления армянской диаспоры в Исфахане и стоит, как и мечети, которые мы посетили, уже больше 400 лет. (18)
Чехель Сотун
И последнее, что мы с вами посмотрим в Исфахане - Чехель Сотун. Это дворец, построенный шахом Аббасом II в 1647 году. Сейчас во дворце размещается несколько музеев. Чехель Сотун в переводе с фарси означает «40 колонн». Фасад дворца представляет собой галерею, опирающуюся на 20 тонких колонн из цельных стволов кедра. А еще 20 колонн дает отражения дворца в воде большого пруда перед фасадом. (19)
Дворец интересен прежде всего своими красочными росписями, иллюстрирующим историю династии Сефевидов. Сефевиды, ведущие свою родословную от пророка Мухаммеда (чему, правда, исторических доказательств нет) правили Персией в XVI-XVIII веках. Династию создал Исмаил I, а расцвета они, как и Исфахан, достигли при Аббасе I Великом в первой половине XVII века. Росписи Чехель Сотуна иллюстрируют историю их правления.
Вот, например, шах Тахмасп Сефевид I, сын Исмаила, принимает короля Индии Хумаюна в 1550 году. Хумаюн, гробницу мы видели в Дели (
http://etceterini.livejournal.com/8447.html) - справа, Тахмасп - слева. (20)
Что ж, спасибо Сефевидам и лично Тахмаспу I, Аббасу I Великому и Аббасу II за Исфахан. Потомки вам благодарны.
Лимит в 20 фото на этом исчерпан. Слова сэкономить не слишком-то получилось. Но я успел рассказать все, что хотел.
Etc…
Иран. Исламская республика эпохи застоя: