Про звукоизвлечение

Jan 17, 2011 19:37

Уже очень давно я пришла к бездоказательному убеждению, которое можно в лучшем случае качественно проиллюстрировать, но я в него всем сердцем верю: для идеального звукоизвлечения музыканту необходимо наравне (!) с техникой игры вкладывать в каждую свою ноту какую-то эмоцию. На этом работает вся штриховка, все тонкости у любого инструмента - хоть ( Read more... )

мнение, размышлизмы, культурные коды, вокал, музыка, красота

Leave a comment

applepairs January 18 2011, 04:58:57 UTC
В книге «Маска и душа» Ф.И.Шаляпин пишет:

«Произношу фразу “войти аль нет?” - тяжелой гуттаперкой валятся они у моих ног, дальше не идет. И так весь акт - скучно и тускло. Подходит Мамонтов и совсем просто, как бы даже мимоходом замечает: “Хитряга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет”. Как молния осветил мне Мамонтов одним этим замечанием положение. “Интонация фальшивая!” - сразу почувствовал я. Первая фраза “войти аль нет?” звучит у меня ехидно, ханжески, саркастически, зло. Это рисует царя слабыми, нехарактерными штрихами. Это только морщинки, только оттенки его лица, но не самое его лицо. Я понял, что в первой фразе царя Ивана должна вылиться вся его натура в ее главной сути.

Я повторил сцену: “Войти аль нет?” Могучим, грозным, жестко-издевательским голосом, как удар железным посохом, бросил я мой вопрос, свирепо озирая комнату. И сразу все кругом задрожало и ожило. Весь акт прошел ярко и произвел огромное впечатление. Интонация одной фразы, правильно взятая, превратила ехидную змею (первоначальный оттенок моей интонации) в свирепого тигра. Интонация поставила поезд на надлежащие рельсы, и поезд засвистел, понесся стрелой. Ведь вот же: в формальном отношении я пел Грозного безукоризненно правильно, с математической точностью выполняя все музыкальные интонации, то есть пел увеличенную кварту, пел секунду, терцию, большую, малую, как указано.

Тем не менее, если бы я даже обладал самым замечательным голосом в мире, то этого все-таки, было б недостаточно для того, чтобы произвести то художественное впечатление, которого требовала данная сценическая фигура в данном положении. Значит, понял я раз навсегда и бесповоротно, математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением.»

Reply

etairka January 18 2011, 09:39:43 UTC
Приятно знать, что меня читают и понимают. :) Спасибо, Ксюшенька.

Reply

etairka January 18 2011, 10:16:50 UTC
Хотя в приведённой цитате Шаляпин всё же не про звукоизвлечение говорил. 8) Но всё равно хорошо. :)

Reply


Leave a comment

Up