"Я пишу о лагере не больше, чем Экзюпери о небе и Мелвилл о море. Мои рассказы - это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе... Не только левее левых, но и подлиннее подлинных. Чтобы кровь была настоящей, безымянной" (С) Варлам Шаламов
Наверное, это символично, что именно сегодня в один из самых морозных московских зимних вечером я попала в
Театр "Сфера" на постановку
"По снегу...Колымские рассказы" по рассказам Варлама Шаламова. Постановка была приурочена к 110-летию со дня рождения писателя. С творчеством Варлама Тихоновича я познакомилась относительно недавно - в прошлом году. Но его образы сурового северного края и бесконечных человеческих страданий настолько впечатлили меня, что оторваться уже не смогла. Начала с "Колымских рассказов", позднее прочла "Вишеру" и его биографию, посмотрела фильм "Завещание Ленина" про Шаламова и его нелегкую судьбу, сходила в музей на Каретном, где Шаламову была посвящена выставка..
А теперь постановка... Назвать её спектаклем не поворачивается язык - это целая жизнь одного человека, которую актёры сумели прожить за эти два часа на сцене. Верю! Верю! Хочется закричать мне громко - так чтобы ОН тоже услышал там, под землёй, и молча еще крепче сжал закрытые навсегда веки: "Спасибо, что не забываете!"
Камерность сцены, да и самого театра "Сфера", аскетичность декораций сделали постановку...интимной, трогательной и пронзительной... Монологи героев пробирали до дрожи в руках и рези в глазах. Актёры были настолько удачно подобраны, что образы складывались в голове сами собой, как домино... И эти образы полностью совпадали с теми, что родились в моей голове после прочтения книги.
С удивлением узнала, что в рассказе про смерть поэта "Шерри-бренди" речь шла об Осипе Мандельштаме. Такой гениальный поэт и такая трагичная судьба. Когда читала сам рассказ - имен не было, был просто образ... А в постановке документальный видеоряд на заднем плане открыл мне сей интересный факт. И да, эти документальные кадры и лиричные песни "из старого патефона" тоже очень органично вписывались и дополняли моменты..
Сам театр с его узкой лестницей в каморку камерного зала, гардинами и пожелтевшими афишами в стеклянных витринах - идеально подходит этой постановке.
Фотографировать не хотелось. Я сидела в первом ряду и впитывала каждое слово героев. Рядом ежесекундно щелкали затворы камеры какого-то то ли блоггера, то ли журналиста.... А я слушала и представляла...
Время пролетело незаметно... Боль, страдания, холод севера, одиночество, голод и еще множество страшных образов и способов сломления человеческой воли пронеслось перед глазами...
А потом актеры выдохнули и... улыбнулись, и снова стали обычными современными мужчинами и женщинами... А зал взорвался овациями...
В постановке были инсценированы несколько рассказов из разных, я бы сказала, периодов или этапов лагерной жизни Шаламова, разных по его ощущениям, по отношению к миру и восприятию своей судьбы: от полной отрешенности и безысходности мерзлых рудников до надежды и воскрешения, когда он попал на работу в медчасть.. "По снегу", "Дождь", "Шери-бренди", "Серафим", "Ягоды", "Кант", "Мой процесс", "Сентенция", "Детские картинки"...
Актеры молодые и очень-очень талантливые, спасибо им огромное за столь яркое и эмоциональное воплощение: Дмитрий Бероев, Павел Гребенников, Марина Заболоцкая, Екатерина Ишимцева, Сергей Рудзевич, Даниил Толстых.
"Мы сознательно не преследовали цели воссоздать быт и обстановку лагеря документально, было важнее сконцентрировать внимание не на внешних условиях, а на внутренней жизни человека. Но тема лагеря не случайна. В таких, пограничных ситуациях человек проявляет себя по-настоящему, обнажает, обнаруживает самого себя" - авторы о постановке. И я считаю, что им полностью удалось реализовать задуманное.
Режиссеру и идеологу Марии Аврамковой низкий поклон.
И в очередной раз также моя любовь и благодарность замечательному сообществу
Москультура за эту возможность. Обязательно буду следить за анонсами театра в социальных сетях
Фейсбук и
Вконтакте и с удовольствием туда еще схожу.