Сейчас, снова получив компьютер и доступ в интернет, мне хотелось бы понемногу писать об итогах полугодовой жизни в Кот-д'Ивуаре. Есть, правда, проблема, которая заключается в том, что, как мне кажется, у каждого россиянина, а значит, у потенциального читателя моих текстов, или слушателя моих рассказов, есть несколько стадий отношения к Африке.
1) "Не ходите, дети, в Африку гулять" или "Чунга-Чанга".
Человек Африкой никогда не интересовался, не читал про нее, не смотрел целенаправленно фильмов, зачастую даже думает, что Африка - это одна страна. Отношение к Африке настороженное, с опаской - ведь это место обитания дикарей, людей примитивных и оттого, в зависимости от эмоций читающего, жестоких или прекрасно наивных в своей примитивности. Едят там исключительно кокосы и бананы, а ходят в юбках из пальмовых листьев. Изначально, большинство из нас разделяло к Африке примерно такое отношение, как минимум, в детстве.
2) "Африка - эксплуатируемый мировой индустриальный центр".
И вот в жизнь человека приходят жж-заметки, новостные репортажи, фильмы, которые открывают шокирующую новость: в крупных африканских городах у большинства населения есть жилье, работа и мобильник. Работа, при этом, зачастую, в крупной промышленности, или в офисе, или даже связанная с технологиями. Оказывается, африканцы, как и мы, работают шахтерами, таксистами, учителями, конвейерными рабочими на заводах международных корпораций, системными администраторами и кассирами в Макдональдсах! Эта стадия заставляет человека забыть все, что он знал об Африке до этого, и он заслуженно смеется над теми, кто до сих пор думает, что Африка - варварская страна.
3) А потом появляюсь я, полгода прожившая там, где ни один репортер и месяца бы не прожил - в самой настоящей африканской глуши, где нет электричества, интернета, воды, магазинов и заводов. И хотя даже там у всех есть мобильники, чтобы с высокого холма, где ловит связь, время от времени звонить родственникам, уехавшим жить в города, и даже есть люди, которые накопили на солнечную батарею и от нее включают dvd-плеер с индийским кино - это все же скорее "Чунга-Чанга", какой ее знает (или, скорее, думает, что знает) большинство россиян. Жить там тяжело и не интересно. Традиционных танцев с там-тамами современное поколение этих "детей природы" либо не помнит, либо стыдится. Школ и учителей там мало, ходить туда дорого и далеко. Газет и книг туда не привозят, так что, даже если ты умеешь читать, то читать тебе, вообщем-то, нечего. Люди живут и умирают, занимаясь из года в год одним и тем же: мужчины - работой на плантациях, женщины - изнуряющей работой по дому и деторождением. Из развлечений только алкоголь (местный и привозной), рынок по пятницам, церковь по воскресениям, изредка - свадьбы и похороны. Это очень печальная судьба, не находите? А бытие по-прежнему неотвратимо определяет сознание. Живущие такой жизнью люди, по большей части, ограниченны, необразованны, а их мировоззрение сформировано остатками верований их предков, тем, что говорит поп в церкви и астрологической программой по радио. Но говорить об этом я могу лишь каждый раз начиная с миллиона оговорок: знаете, негры ведь не генетически тупые, просто бытие определяет сознание; знаете, а ведь век назад наш прадед, русский крестьянин был не лучше, чем современный крестьянин африканский; знаете, а ведь в городах негры учатся в университетах и работают в офисах; знаете, я не расист, я просто говорю так горько и насмешливо, потому что во всех странах мира не могу любить ограниченность, необразованность и глупость, будь это русский гопник или ивуарский крестьянин. Мне эти оговорки кажутся такими ненужными и скучными, в то время, как они необходимы: без них первоначальные предрассудки об Африке сливаются с моим рассказом и будто бы им подтверждаются, - а это худшее, что может текст об Африке русскому читателю дать.