14.10.2017 в рамках уже традиционного для меня "Еврооктября" я принял участие в любительской поездке на трамвае в Братиславе. Поездка на двухвагонном поезде Tatra T6A5 - Fotojazda so súpravou T6A5 v Bratislave - была анонсирована местными любительскими клубами более чем за месяц и при составлении графика поездки по Европе я выделил на Братиславу два полных дня - субботу для указанной любительской поездки и воскресенье для самостоятельного осмотра Братиславы.
Поездка растянулась на весь день. Сбор и посадка в трамвайный поезд осуществлялись возле депо Красняны (Krasňany) в 9:30-10:00, далее мы поехали в центр, заехали к вокзалу, где забрали ещё двух-трёх человек, после чего направились по длинющей линии на северо-запад в Дубравку, вернулись в центр, проехали по набережной Дуная, далее была долгая экскурсия в депо Юрайов двор (Jurajov dvor), из которого отдельную группу любителей свозили на новом низкопольном вагоне в Петржалку - район за Дунаем, куда недавно была построена временно тупиковая линия, из Петржалки вернулись в депо и, поскольку время приближалось к 18:00 - поехали на нашем Татровском поезде обратно в депо Krasňany, перед которым все вышли и попрощались друг с другом.
Всего в поездке участвовало около 30 человек. Все принявшие в ней участие (кроме меня) - местные транспортные любители из Чехии и Словакии, а я оказался единственным в ней иностранцем, о чём, в том числе благодаря абсолютно славянскому имени, никто кроме организаторов не догадывался о моей сущности до момента весьма познавательного разговора на русском языке с главным инженером в депо.
Плата за поездку была символической - одно евро. За эту монетку выдавался "билет" и брелок для ключей с изображением заказанного в тот день трамвайного поезда 7913+7914. Существенным минусом в этой поездке, на мой взгляд, стало отсутствие какого-либо информирования "пассажиров" через громкоговорящую связь о местах проезда, предстоящих фотостопах, опасности снующих у дверей машин - либо у чехов и словаков такое просто не принято, либо в этой поездке просто забыли о такой простой вещи как микрофон...
Итак, поехали!
2. Электродепо Красняны (Krasňany) - одно из двух трамвайных депо Братиславы, здесь же размещается транспортное управление. В само депо нас не пускали, здесь просто точка сбора. Посадка в вагон осуществлялась только через переднюю дверь и каждый участник проходил после того, как организатор громко объявлял имя участника, а последний выходил из толпы, отзывался и передавал одно евро, получая взамен "билетик" и брелочек. Основная масса народа записалась на поездку ещё в сентябре и я, записавшийся дней за десять до ней, был одним из последних в этом списке:
3. Основная масса любителей оккупировала первый вагон, но я решил перейти во второй - до вокзала фотостопов всё равно не будет, а во втором вагоне и приятнее, и свободнее. В салонах висят схемы трамвайной сети и сверху на неё были наклеены вот такие самодельные для этой поездки расписания, которые, как это ни странно, выполнены не были от слова "совсем":
4. А вот и вагонная схема. Депо Красняны находится там, где станция Винограды, оттуда едем на вокзал - Главну Станицу, далее через Тоннель под центром и в Дубравку. Обратно через Шафариково наместе и до конечной 2-го маршрута Нове Место, далее рядом депо Юрайов двор, из него экспресс-поездка на вагоне 7512 в Петржалку и обратно, затем возвращение из депо Юрайов двор в депо Красняны:
- КАРТА
5. Стыковочное устройство всех поздних Татр - автосцепка Шарфенберга:
6. Конечная станция Hlavná Stanica:
7. Главная достопримечательность Братиславского трамвая - 800-метровый тоннель под замковой горой в центре города. Тоннель был построен во время войны, использовался в качестве автомобильного после войны, а с 1983 г. автомобили из тоннеля были изгнаны, проложили рельсы и запустили трамвай. Тоннель позволил частично сократить время доставки пассажиров в центр и к вокзалу из западных жилых массивов, налипших на линию в Дубравку:
8. Переключили маршрутный указатель :)
9. Конечная станция длинной линии - Dúbravka, здесь три пути и тупик:
10. В следующий момент на кольце оказались только Татры, только T6A5 и наш поезд был осажен для получения вот такой отличной картинки:
11. Автобус мешается, но всё равно красиво:
12. Тем временем подъехала Škoda 29T - Братислава сравнительно недавно купила 30 односторонних вагонов 29T и 30 двухсторонних вагонов 30T, то есть город не будет полностью переходить на двухсторонние вагоны:
13. Я спрашивал в депо почему средняя подвесная секция у Шкоды такая короткая, ответ был - таков математический расчёт. Хотя при подобной компоновке и 8 осях средняя секция могла бы длиннее на 2-3 м:
14. Особенность европейских любительских фотостопов в том, что участники редко мешают друг другу - все выстариваются в линейку и если надо сменить позицию, то обегаем других фотографов сзади, а не маячим по-российски перед вагонами:
15. Обратите внимание на белые полосы - это выделены места для остановки вагонов при отстое:
16. На линии в Дубравку, возле остановки Molecova (там же где начинается линия изолированного 33-го троллейбуса) имеется вот такое интересное место с обгонными путями в обе стороны:
17. Оно же:
18. Прямо линейная станция!
19. Красиво!
20. Тут один из любителей начал кричать: Pozor! Električka! Pozor! Električka! :)
21. На деле всё просто: "pozor" - это наше "внимание", а "električka" - это по-словацки "трамвай". Так что это было сообщение о приближающемся трамвае - мы же в массе на путях находились, что в Европах делать категорически не надо!
22. Пропускаем ещё один трамвай и едем дальше в центр. А вот этот парень слева от нашего заказного поезда оказался единственно ненормальным среди всех - постоянно лез в фотокадры в самый неподходящий момент и вообще вёл себя, прямо скажем, не очень адекватно, напоминает многих "наших" "фотографов" и не только их:
23. Фотостоп у Братиславского Града:
24. Более художественный вариант:
25. По пути в депо Юрайов двор проехали одно место со стоящей на тротуаре Татрой Т3:
26. Но перед депо мы заезжаем на конечную станцию 2-го маршрута ŽST Nové Mesto, сразу после поворота очередной фотостоп:
27. Можно и так:
28. И вот что так получается:
29. А с уровня земли вот так:
30. Заехали на кольцо, наш водитель всё время по-началу ставил вагон не очень удачно в плане солнечного освещения для фотографов:
31. Но потом дело исправлялось:
32. Вместе с уже немногочисленной в Братиславе Татрой K2S:
33. На конечных станциях трамвая можно встретить вот такие бункеры с песком для заправки вагонных песочниц:
34. Итак, депо Юрайов двор. Нас встретил главный инженер депо и мы первым делом пошли смотреть Татры Т3:
35. Это же классика Братиславского трамвая:
36. Кстати, надо помнить что в Европах трамвай не уступает пешеходам на зебре! Трамвай является рельсовым транспортом и на любом переходе через любые рельсы, будь то железнодорожные или трамвайные, пешеход должен остановиться, убедиться в отсутствии движущегося рельсового транспортного средства и только потом переходить через них:
37. Я не буду рассказывать сколько времени ушло на обсуждение Татр Т3, на залазы в многочисленные отстранённые от работы вагоны, обсуждение всяких технических и фанатских моментов - много. Но позднее часть экскурсантов очень сильно возбудилась от замеченных в депо старых Икарусов:
38. Икарус и технологические тележки:
39. Братиславская классика:
40. А я не мог пройти мимо тяговой подстанции:
41. Смотрим один из корпусов депо, который был реконструирован под обслуживание новых низкопольных вагонов:
42. Зона контроля колёсных пар:
43. Зона обточки колёсных пар:
44. Мойка:
45. В депо водится трансбордер с четырёхпроводным питанием:
46. Против ранее намеченной программы в депо нам предложили двухсторонний вагон Škoda 30T и экспресс-поездку на тупиковую линию в Петржалку, что на правом берегу Дуная:
47. Часть группы осталась в депо, но я не мог отказаться от такой поездки - получилась хорошая разведка линии перед последующим её изучением в воскресенье:
48. Вот так сейчас она заканчивается:
49. Братиславский трамвай имеет ширину колеи 1000 мм, но ещё в 1980-е годы была запланирована перешивка сети на 1435 мм и на ряде линий была уложена совмещённая колея. По тому же стандарту в середине 2010-х гг. была построена и новая линия на правый берег Дуная, хотя сейчас от перешивки отказались. Тем не менее, по рельсам колеи 1435 мм прогнали один поезд - и по одному пути, и по второму, физического соединения путей колеи 1435 мм друг с другом нет, а для постановки вагона на 1435 мм ему меняли тележки прямо на этой линии:
50. На мосту через Дунай:
51. Обратно я ехал удобно устроившись в задней кабине :)
52. Место в центре города, где заканчивается колея 1435 мм:
53. Вагон 7512 вернулся в депо, а мы всей группой погрузились в 7913+7914 и поехали в депо Красняны:
54. Вот рудимент планов по перешивке колеи из 1980-х гг:
55. Салон вагона Tatra T6A5 №7914:
56. Поездка закончена, всем спасибо!
57. Часть любителей после поездки направилась на рядом находящуюся ж/д станцию Vinohrady посмотреть поезда:
А я в оставшиеся полтора часа светлого времени суток решил доосмотреть линию в Рачу.