Статистика электрификации железных дорог бывшего СССР

Jan 28, 2016 19:30

Основным моим интересом в области железных дорог является изучение истории их электрификации и энергетическая составляющая в целом. Десять лет назад я начал переработку таблиц из книг "Сведения об отечественных железных дорогах" (именно они были опубликованы на известном сайте) и "Электрифицированные железные дороги России", а также стал внимательно следить за текущими процессами электрификации. Переработка этих таблиц оказалась адским делом и до сих пор эта работа не закончена, но при подсчёте суммарного километража электрификации я подошёл вплотную к его официальным значениям. Поэтому сейчас, по окончании календарной пятилетки и большой постсоветской эпохи - 25 лет - я решил сделать таблицы с объёмами электрификации железных дорог по годам и пятилеткам. Получившиеся значения далеко не везде и далеко не всегда верные, но сейчас, после десяти лет переработки тех книжных таблиц, они наиболее близки к истинным. Если взять Россию (РЖД), то у меня не хватает примерно ~500 км эксплуатационной длины до официальных значений в 43.5-43.6 тыс км, по другим странам и дорогам эта дельта укладывается в несколько километров, а по Донецкой ж/д и Азербайджану - в ~35-40 км.

Итак, две таблицы. В обеих таблицах представлены значения количества электрифицированных или переэлектрифицированных километров железных дорог по странам, а по России и Украине ещё и по отдельным дорогам. Страны Закавказья (Абхазия, Азербайджан, Армения и Грузия) и Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва) объединены в одни колонки ввиду сравнительно малого смысла выделения каждой отдельно взятой страны. Также в одну колонку сведены значения по Крымской и Калининградской железным дорогам, различить их просто: Крым электрифицировался до 1975 года, а Калининград - исключительно в 1976 году.

Разрез по пятилеткам:



Крупнее


Разрез по отдельным годам:



Крупнее


1. В каждой строке указывается километраж введённой вновь или повторно (переводы с одной системы электроснабжения на другую, как правило 1.5 кВ -> 3 кВ или 3 кВ -> 25 кВ) электрификации по отдельным железным дорогам России и Украины, суммарно по Казахстану, Белоруссии, Узбекистану, странам Закавказья и Прибалтики, а также суммарный километраж по всему бывшему СССР.

2. В первой итоговой строке "электрифицировано" указан суммарный километраж введённой вновь или повторно электрификации по данной дороге или стране. В следующих двух строках приводится километраж "переэлектрификации" и "демонтированной электрификации". В строке серого цвета приводится километраж действующей на данный момент электрификации, в который не включаются ни переэлектрификация, ни демонтажи. Ниже представлены полный километраж эксплуатационной длины железных дорог и процент её электрификации.

3. Электрифицированный в 1924 г. участок Эстонской ж/д отмечен как электрифицированный вновь в 1946 г. Никакого смысла включать его в более ранние годы нет, так как в СССР он проработал всего год - с лета 1940 г. по лето 1941 г. - и был полностью демонтирован, а в 1946 г. электрификация была осуществлена заново на другом напряжении и с другим подвижным составом.

4. В 1950-х и 1960-х гг. проводилась массовая переэлектрификация пригородных узлов Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина, Куйбышева, Баку и Минвод. Поскольку за этой переэлектрификацией следовало коренное изменение всего линейного хозяйства - от новых тяговых подстанций до электрификации грузовых путей и парков - то весь километраж переэлектрификации приходится включать в соответствующие горы и пятилетки заново, но в самом низу таблиц "лишние" километры исключаются из общей длины существующих электрифицированных линий. Аналогичная ситуация с переэлектрификацией линий с постоянного на переменный ток, проводившаяся с 1967 по 2006 гг. на ряде линий и узлов.

5. Данные по полной длине отдельных железных дорог - официальные, но официальные далеко не всегда означают точность, даже на указанную при числе дату. По двум дорогам - Южной и Казахстанской - имеются лишь приблизительные значения в ~3000 и ~15000 км. В суммарную длину железных дорог бывшего СССР также включены 5745 км железных дорог Молдавии, ПМР, Туркменистана, Таджикистана и Киргизии, где электрификации нет и не было.

6. Жирным выделены рекордные пятилетние значения введённого километража электрификации для конкретной железной дороги или страны.

7. Для удобства просмотра я разбил пятилетки на блоки по 2-3-4 пятилетки в соответствии с тенденциями, характерными для каждого периода: 1926-1940 - опытное внедрение электрификации там, где она более всего требовалась, 1941-1955 - восстановление хозяйства после войны, развитие существующих узлов, закладка материально-технической базы под последующее развитие электрификации, 1956-1970 - тяговая революция на отечественных железных дорогах, время рекордных темпов электрификации, 1971-1990 - планово-планомерное внедрение электрификации там, где она окажется выгоднее тепловозной тяги, 1991-2005 - завершение планово-планомерной эпохи в условиях пока ещё существования единой хозяйственной системы формата МПС и смены экономических систем в странах бывшего СССР и, наконец, последний период, 2006-2015 - резкое падение темпов электрификации, особенно в России (реформа МПС в РЖД и дефицит электроэнергии в ряде регионов) и Казахстане (почему?).

8. Какие крупные проекты были реализованы в последние 10 лет?

В России это: завершение электрификации Волжской рокады на участке Сызрань - Сенная (2008), электрификация КВЖД от Карымской до Борзи (2011-2012) и строительство линии из Адлера в Красную Полянку (2013). Всё остальное представляет собой разные мелкие участки на существующих узлах, в том числе линии в аэропорты.

На Украине это: электрификация линии Дебальцево - Луганск, электрификация направлений Харьков - Полтава - Кременчуг - Користовка и Ромодан - Полтава - Красноград - Лозовая, а также линии Фастов - Житомир.

В Белоруссии это электрификация направления Минск - Гомель: пока запущен только участок Осиповичи - Жлобин, а в Гомель электропоезда и электровозы поедут в апреле 2016 г.

В Узбекистане после бума строительства новых железных дорог в 1990-х и начале 2000-х взялись за электрификацию ряда линий. Сдана электрификация в Ангрен и на участке Мароканд - Карши.

Казахстан, завершив ряд советских проектов по электрификации в 2005-м, сегодня "отдыхает". По прессе иногда проходит информация о линиях, стоящих в плане на электрификацию (и их довольно много - более 1000 км), но КТЖ свои ресурсы в это дело инвестировать не готово и ждёт внешней помощи, в том числе концессионной!

9. Какие проекты в России будут реализованы в 18-й пятилетке?

а) В 2016-2017 гг. должна завершиться эпопея с электрификацией и одвухпучиванием железной дороги в Усть-Лугу (более 165 км), этот проект тянется ещё с 2005 г.

б) В 2016-2017 гг. должно завершиться одвухпучивание и электрификация КВЖД от Борзи до Забайкальска (117 км), благодаря чему возникнет полноценная электрифицированная железная дорога из России в Китай (китайцы на своей стороне давно всё закончили).

в) В 2016-2017 гг. должно завершиться строительство новой железной дороги Лосево - Каменногорск с её электрификацией и реконструкция с электрификацией линии Каменногорск - Выборг (всего более 100 км) для выноса грузового движения с линии Петербург - Выборг, отданной под скоростное движение.

г) В 2016-2017 гг. должна быть завершена реконструкция Малой Окружной железной дороги в Москве (54 км + ~40 км соединительных ветвей) с организацией пассажирского движения и реформой грузовой работы Мосузла, когда передача грузовых составов и грузовых электровозов между станциями разными направлениями станет возможной на электротяге без задействования дополнительных локомотивов.

д) В 2019-2020 гг. должна быть завершена комплексная реконструкция железных дорог на Таманском полуострове, включая новую магистраль - от ст. Крымская до Крымского моста и ответвления от неё в Анапу и в порт Тамань (около 250 км).

Всего набирается около 730 км, что, конечно лучше двух прошедших пятилеток реформ, но хуже 1990-х гг.

10. Что планируется в других республиках бывшего СССР в ближайшие горы?

а) Начаты работы по электрификации линии Молодечно - Вильнюс (107 км) и созданию сплошного электрифицированного коридора от Минска до Каунаса. Работы ведут как БЧ, так и LG. Движение откроется не ранее 2018-2019 гг.

б) Завершается электрификация линии Жлобин - Гомель (96 км), пуск ожидается в апреле 2016 г.

в) От Жлобина электротяга вскоре пройдёт на юг до Мозыря и МНПЗ (101 км). Заявлена дальнейшая электрификация линии до границы с Украиной, а с украинской стороны - от Бердичева через Житомир и Коростень до границы, но сроки реализации этого проекта под очень большим вопросом.

г) На Украине заявлены к скорой электрификации линии Долинская - Николаев (148 км) и Запорожье - Камыш-Заря - Волноваха (135 км), по первой даже была выполнена частичная столбофикация, но ввиду кризиса ранее начатые работы остановлены.

д) В Грузии ведётся строительство грузового обхода Тбилиси, он будет сразу электрифицирован.

е) В Узбекистане ведётся электрификация линии Карши - Ташгузар - Бойсун - Термез (325 км) и строительство с электрификацией новой линии Ангрен - Пап (123 км) с перспективой электрификации части Ферганского кольца Пап - Коканд - Маргилан - Андижан (183 км).

Другие планируемые проекты электрификации, в том числе несколько масштабных проектов в Казахстане до конца 2020 г. выполнены точно не будут.

PS Если это прочтут знатоки хронологии развития линий и инфраструктуры Ленинградского и Свердловского ж/д узлов, особенно их грузовой и заводской части - отпишитесь, у меня именно по ним наибольшее количество недостающих километров и наименее полная хронология электрификации узлов.
 

железная дорога, планы, электрификация, статистика

Previous post Next post
Up