Расположение основной части Севастополя на южной стороне Севастопольской бухты и наличие существенных проблем для пробивки прямой дороги из Инкермана в центр города привели к несколько необычному устройству главных въездных дорог в город. Шоссе со стороны Симферополя, как его "инкермановский рукав", так и "объездной горбачёвский" подходят к основной части города с юго-восточной стороны, там же подходит и Ялтинское шоссе. Непосредственно к авто- ж/д и вокзалам и к центру города в городской черте ведёт улица Генерала Мельника, где в 1983 г. были возведены главные "автомобильные" ворота города - Триумфальная Арка:
Сооружение, надо сказать, очень масштабное, даже циклопическое. Впрочем, в Севастополе из без этой Арки хватает гигантских монументов, просто местность вокруг неё очень пустынная и поэтому Арка кажется такой огромной. Осмотрим её подробнее.
Карта города с указанием интересующих нас объектов - зелёного цвета въездных дорог в город (А-23, Р-27 и Ялтинского шоссе), местоположения Арки, Сапун-Горы и въездного знака "Севастополь":
Сначала посмотрим на въездной знак на Ялтинском шоссе. Несмотря на солидное расстояние от знака до границы территории, подчинённой Севастопольскому Горсовету, что почти у самого Фороса, знак установлен именно здесь - вблизи начала основной части города, перед поворотом на Балаклаву и перед Сапун-Горой.
3. Вид из окна автобуса, 2014 год:
4. Фото из Panoramio, 2008 год:
Въездные знаки в Севастополь со стороны Симферополя более скромные и незаметные, о них - в другой раз. А пока вернёмся к Арке.
Триумфальная Арка была сооружена к 200-летию города в 1983 г. рабочими Севморзавода по проекту архитектора Адольфа Шеффера, который подарил городу немало других достойных архитектурных произведений. На Арке изображены ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. Первоначально Арка была серого цвета и выглядела не очень презентабельно, ордена были целиком белого цвета.
5. Фото из Panoramio:
6. Фото из Panoramio:
В 2008 г. Триумфальная Арка была реконструирована, перекрашена в белый цвет, надписи и ордена заиграли яркими красками, а со стороны Сапун-горы появились бюсты Екатерины Великой и Григория Потёмкина, территория вокруг Арки была облагорожена.
Добраться до Арки из города можно двумя способами: на микроавтобусах в направлении Сапун-горы, которые проезжают прямо под Аркой, либо пешком 700-800 м от конечной остановки микроавтобусов и троллейбусов на проспекте Победы. Второй вариант более интересен, так как с восточной стороны от Арки имеется небольшая терраса, с которой открываются хорошие виды на Арку и город с морем на заднем плане.
7. Вид от Арки вниз, в сторону города:
8. Вид на Арку со стороны города почти всегда в тени:
9. "За оборону Севастополя 1941-1942":
10. "За защиту Севастополя 1854-1855":
11. Севастополь был удостоен ордена Ленина:
12. С площадки возле Арки открывается вид на Лабораторную балку и проходящую в ней одностороннюю улицу Ревякина:
13. Обходим Арку, теперь смотрим на неё с солнечной стороны, со стороны Сапун-горы:
14. Памятник Григорию Александровичу Потёмкину:
15. Орден Октябрьской революции:
16. Аккуратно переходим дорогу, это классический вид Арки:
17. Орден Трудового Красного знамени:
18. Памятник Екатерине Великой:
19. Ещё один вид на Арку:
20. Вид от Арки на Сапун-гору, справа видна колонна - она находится в центре мемориального комплекса Сапун-горы:
21. Вид от кольцевой развязки - начало главного въезда в Севастополь и положение Арки глазами водителя:
22. Теперь поднимемся на террасу с восточной стороны от улицы и Арка начнёт "парить" над морем:
23. И городом:
24. Вид сбоку:
25. Напоследок, в июне-июле, когда день очень длинный, можно поймать момент с попаданием захожящего солнышка в Арку, фото с Panoramio:
26. Ночная Арка в 2008 г, до реконструкции, фото с Panoramio: