Одно из самых ярких воспоминаний моего детства - это, конечно, мультфильм «Ну, погоди!» Растащенный на цитаты, долго ожидаемый. Но зато к экрану смотреть мультик бежала, пожалуй, вся семья. Рискуя сбиться на возрастное брюзжание «А вот нынешним детям не понять… дескать, в наше время…», но - нынешним детям действительно этого не понять. В мое время «Ну, погоди!» ждали неделю, и еще в воскресенье можно было получить взамен какую-нибудь паморочную «Карусель, карусель начинает рассказ» вместо любимого дуэта волко-зайца. Тогда нам было не до новомодных категорий «заяц-садист» и «виктимное поведение волка». Оттуда я запомнила фразу «Прювет лунатикам» и оттуда же помню две песни - «Миллион алых роз» Пугачевой и землянскую
«Траву у дома»…
Песня, ставшая легендой. И одновременно - последней ниточкой, связывающей с родным домом. Не зря именно она стала неофициальным гимном не только космонавтов, но и эмигрантов. Потому что - о добром, о вечном, о высоком и одновременно - о земном.
Авторы «Травы у дома» - композитор Владимир Мигуля и поэт Анатолий Поперечный. И сразу же нужно отметить, что первоначально стихотворение Поперечного имело совершенно другую тематику и направленность. Замысел состоял в том, чтобы написать песню… о корове, которая зимой мечтает о зеленой траве возле дома. Стихотворение сохранилось, и мы сейчас можем прочитать его в первоначальном варианте.
Трава у дома,
Синяя трава,
Зеленая и желтая,
Сырая...
Трава, как эти поздние слова
Признаний,
Прилетающих, как стая.
Трава у дома...
Выйдешь на порог,
И вот она -
В дождливинках росистых,
И месяц, зацепившийся за стог,
Повиснет серебристым коромыслом.
Тень облака над крышей промелькнет,
Пахнёт забытым сном от сеновала...
Трава у дома... словно дикий мед
Вновь душу обожжет,
И как бывало, -
Воды криничной из ведра испить,
Почуять вновь тепло парное крова,
И в сырости сарая ощутить, -
Как дышит и глядит из тьмы корова.
Ну а затем Владимир Мигуля решил создать - ко Дню Космонавтики - песню с соответствующей празднику тематикой. Остановились они вдвоем с Поперечным именно на этом стихотворении. Вот только «космического», как вы и сами видите, здесь не было ничуть. Все образы очень земные - корова, сеновал, дом. Как говорит сам Анатолий Поперечный: «...эти глаза коровьи - я думал, что это главный образ. Оказалось, что нет. Главный образ вот эта трава у дома. И Володя вцепился, говорит: «Толь, вот эта должна быть главная строчка - «трава у дома»; вот в космосе, когда космонавты вспоминают дом…» Володя угадал, он вот пошёл по правильному пути. Вот, говорит, напиши стихи, связанные с космосом, с мамой… Я говорю: «Володь, ну, невыполнимая задача - у меня здесь про корову, а ты про космос…».
Тем не менее, песня все-таки была написана. Поперечный несколько изменил текст и смысл, Мигуля написал музыку. Кстати, первое исполнение песни принадлежит тоже ему - как раз 12 апреля в передаче «Притяжение земли» Владимир Мигуля исполнил «Траву у дома». Тогда еще авторы и не подозревали о том, что родился не просто хит всех времен и народов. Родился - символ.
К рождению символа имела самое непосредственно отношение группа, начинавшая тогда набирать обороты, - «Земляне». В послужном списке у них уже числились «Прости, земля», «Каскадеры», однако «Трава у дома», вокальную партию которой исполнил Сергей Скачков, пожалуй, навсегда осталась их символической визитной карточкой. По свидетельству самого Скачкова, он исполнил песню уже более тысячи раз. 12 апреля, по словам самих «Землян», для них уже не только День Космонавтики, а и день их группы. Потому что после такого хита, по сути, можно уже ничего не петь - и все равно память народная тебе обеспечена. Кстати, еще одним интересным моментом является тот факт, что за основу ритмики композиции «Землян» была взята ритмика Клиффа Ричардса, чей концерт тогда слушала группа во время работы над записью. Кстати, самому Мигуле версия «Землян» пришлась не по душе.
Click to view
В 2009 году решением «Росавиакосмоса» песне «Трава у дома» был присвоен официальный статус первого гимна российской космонавтики. Она звучит на Байконуре, когда экипаж провожают на стартовую площадку. На космодроме это стало уже доброй традицией, которую не нарушают ни при каких обстоятельствах. Вот что рассказывает Борис Есин, ответственный за музыкальное сопровождение на космодроме:
Click to view
Помимо того, что песня вошла в качестве одного из саундтреков в фильмы «Груз 200», «Курьер» и упоминавшийся выше «Ну, погоди!», ее же исполнили - каждая в своей манере - несколько современных групп. Версию коллектива «Приключения Электроников» многие считают откровенно неудачной, однако так никогда не скажет ценитель жанра хэви.
Click to view
Отдельно можно упомянуть достаточно мягкий кавер «Авиатора»:
Click to view
Впрочем, не «Землянам» упрекать коллективы в новаторстве, коего они и сами не чужды. Достаточно интересную версию - плод сотрудничества «Землян» и «Зверей» - обе группы презентовали на на церемонии вручения наград Russian Music Awards, MTV, в 2005 году:
Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе видна...
Как сын грустит о матери, как сын грустит о матери,
Грустим мы о земле - она одна.
А звезды, тем не менее, а звезды, тем не менее,
Чуть ближе, но все также холодны.
И, как в часы затмения, и, как в часы затмения,
Ждем света и земные видим сны
И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава у дома,
Зеленая, зеленая трава.
А мы летим орбитами, путями неизбитыми.
Прошит метеоритами простор.
Оправдан риск и мужество, космическая музыка
Вплывает в деловой наш разговор.
В какой-то дымке матовой земля в иллюминаторе,
Вечерняя и ранняя заря.
А сын грустит о матери, а сын грустит о матери,
Ждет сына мать, а сыновей - Земля.
И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава у дома,
Зеленая, зеленая трава.
Click to view