нучо, в этом году 8 лет исполнится с того прекрасного момента, как я перестал быть штатным сотрудником газеты «За Рулем-Регион» и ушел в относительно свободное плавание. И учитывая кризис-хуизис, интересно подвести "промежуточный итог". Тем более, что ко мне вот пару дней назад приятель заходил, похожие истории рассказывал… И тем более, что теперь «бизнес», о котором я в основном поведу речь, уже пару лет как мертв и мне не надо в рекламных целях заниматься лакировкой действительности.
Надо сказать, что все не так уж плохо, но и хорошо тоже далеко не все, могло быть как лучше, так и хуже. Собственно, до сих пор не понятно - был это дауншифтинг или наоборот? По крайней мере теперь я гораздо лучше представляю себе подводные камни этого самого плавания, чем 8 лет назад, более-менее знаю с чем и как бороться... а тогда, в октябре-ноябре 2008го, я был если не в панике, то уж точно в сильном шоке. Я почти каждый день приходил в железный гараж в Крылатском и занимался там какой-то малопонятной ерундой - боролся с отоплением, затыкал дыры в стенах бутылками, пытался из бэушных запчастей при помощи сварки и болгарки соорудить какое-то подобие спортивных запчастей на свой гоночный 214145, а на самом деле больше всего времени уделял тому, чтобы приучить себя к мысли - все, Ваня, ты больше не успешный журналист, ты больше не заместитель главного редактора и не начальнтик отдела, ты теперь автомеханик и заниматься будешь тем, что вот этими самыми руками будешь резать, гнуть и варить железо, крутить гайки, снимать и ставить коробки передач и вот это все. Просто потому, что был гараж и инструменты. Это было нелегко. Машины - особенно спортивные - были отличным хобби, но его огромный плюс был в том, что им можно было и не заниматься, когда этого не хочется. Тем более, что несколько месяцев перед моим увольнением были сказочно хороши - я не особо напрягаясь трудился в двух изданиях, суммарно получал почти сотку в месяц и мог не особо себя ограничивать.
Теперь же это делало падение с вершины еще больнее - работы в журналистике за вменяемые деньги не было никакой, да и обижен на судьбу я был, признаться, сильно. Правда, довольно скоро стало не до рефлексии. Хобби, возведенное в статус работы, оказывается заставляло въебывать. Не работать, не пахать, не какой-то там еще культурный синоним, а именно то самое слово. Причем с набиванием иногда очень болезненных и дорогостоящих шишек.
Надо сказать, что в жизни мне много раз достаточно крупно везло, но только опыт и те самые многократно набитые шишки научили такое везение во-первых распознавать, во-вторых, правильно использовать, а в-третьих - не слишком-то переоценивать их значение, особенно в первый момент. Потому что когда тебе с неба падает что угодно, в первый момент почти никогда нельзя точно сказать - подарок упал или троянский конь, и чем этот чудесный сюрприз в конечном счете обернется. У меня был вагон примеров, когда все было сделано по уму, но требуемого результата не получалось никакими сверхусилиями. У меня был вагон кейсов, когда все было сделано через жопу кувырком в последний момент и не должно было «взлететь» ни в коем случае, разве что на воздух - и почему-то оно работало, и еще как круто работало. Я не знаю, почему так происходит, но это факт. Наверное, дело прежде всего во мне, в моей психологии, в том, что я как Гоголь из того анекдота - одна нога в темном прошлом, другая - в светлом будущем, а посередине - ужасающая действительность. Наверное, где-то есть люди, которые не люди, а роботы-ебоботы, у которых всегда все получается, никогда ничего не ломается, эмоции контролируются и не влияют на конечный результат. Наверное, где-то в параллельной вселенной есть такие - кристально честные, как-по-линейке-пряморукие рыцари без страха и упрека, и когда-то я очень-очень хотел таким быть. К сожалению или к счастью, я не такой, и даже если я вдруг (а такое бывает) делаю что-то прекрасное, легкий налет колхоза все равно будет. Не умею я, чтоб было совсем perfect ((
Так вот, про везение. Автоспортивное наше пердприятие имело определенную поддержку у широких слоев общества, несмотря на то, что больной постоянно был подключен к аппарату искусственного дыхания и группа реаниматологов в лице меня и других таких же самоназначенных механиков-энтузиастов трудилась над оживлением гомункула практически круглосуточно. Основные траблы были с помещением - оно было маленьким, неудобным, грязным и сука холодным - и с так сказать «техничкой» - уебищной зеленой Газелью, купленной пополам с Князем за 35 тыщ рублей. Прогулы ей на кладбище ставили к моменту покупки уже лет пять, один раз я ее (или она меня?) пытался утопить в Волге, один раз почти перевернул на Пятницком шоссе, но в конечном итоге она даже сослужила добрую службу, что лишний раз доказывает тезис из предыдущего абзаца (потом расскажу). Все это, вкупе с сильно пожеванной боевой техникой, безусловно создавало в глазах потенциальных клиентов весьма отталкивающий образ, но мы себя считали неебическими покорителями вершин мирового автоспорта - ну как же, у нас же есть ТЕХНИЧКА и СВОЯ КОМАНДНАЯ БАЗА, почти как у Продрайва, епта! Зато у нас было дешево. И мы были охренеть какими наивными и свято верили в то, что всех этих обстоятельств более чем достаточно, чтобы на .ую вертеть весь мир.
Мир с такой трактовкой был в корне не согласен и очень быстро показал, в каком конкретно гробу он нас всех видел. На ралли в Иваново из четырех машин, которые мы взялись обслуживать, до финиша не доехала ни одна, причем вдобавок ко всему две не стартовали. И это все несмотря на круглосуточные подвиги - по двое суток почти без сна у всех механов, красные глаза, трясущиеся руки, разговоры на повышенных тонах - и в качестве разрядки и катарсиса - как раз та самая попытка утопить Газель в реке - я так разозлился на реальность, что решил во чтобы то ни стало заехать в заснеженную горку. И даже почти заехал. А потом съехал. Незапланированно и очень эффектно. Каким-то блять чудом умудрился в зеркале разглядеть незанятый пятачок и туда повернул - иначе бы либо Волга, либо разнес бы морду Ленд Крузеру нашего второго механа Кости. Вот был бы йумор!
Я вообще не понимаю, как за время нашего автоспортивного приключения никто ни разу не утонул, не сгорел, не взорвался нахрен, не загремел в дурдом, не уронил на себя автомобиль… При нашем-то полнейшем пренебрежении к технике безопасности. Относительно серьезных травм-то было только две - Юрка себе зачем-то пытался руку болгаркой отпилить, да и я разок палец в колесо засунул зачем-то. Детсад, короче, все (ттт) могло быть намного серьезнее.
В общем, пока суть да дело, мы приобретали ценнейший опыт. Учились, правда, главным образом тому, как не надо делать. Как говаривал один из моих любимейших клиентов Серега Сударев, опыт - это то, что мы получаем, когда не получаем того, к чему стремились, так кажется… Ну вы поняли, да? ))) В ходе приобретения ценного опыта даже пришлось разок постоять на подиуме - правда, пафос момента был безнадежно испорчен на следующий день, когда сломались все машины, которые должны были везти нас в Москву. И опять 2 ночи без сна, лихорадочный поиск вариантов, денег и прочей лабуды - ой, я кажется, повторяюсь? Ничего-ничего, это я вас жалею, ребята. На самом деле в течение всего существования MRT такая херня повторялась в среднем раз в неделю. Ну уж на каждой гонке-то точно…
Итак, методами проб и ошибок, мы двигались все-таки вперед. Наконец-то купили прилично выглядящую техничку - новую прям совсем Газель (вот тут-то зеленое уебище и пригодилось, мы его сдали по какой-то там программе утилизации и получили всепоглощающую скидку. По крайней мере, продать за такие деньги этот утиль было нереально ни при каких обстоятельствах). Шатром разжились красивым красным (а может это и позже было). Пару автомобилей построили, и они даже че-то там выигрывали, а мы этим активно хвастались на прям по взрослому стендэлон-сайте. И вот тут-то я начал понимать, в чем наебка. Ну по крайней мере, одна из. Если ты не работаешь на дядю (или, скажем так, не только на дядю - примерно как я сейчас), то в какой бы отрасли твои дерганья не происходили, основных занятий у тебя будет три: продавать (в самом широком смысле, от рекламы до разруливания рекламаций), таскать тяжести, сводить дебет с кредитом. Все. Этой нудной хуйней ты будешь заниматься 80% своего рабочего (хм… другого-то у тебя теперь нет, дружок) времени, если у тебя хоть что-то хоть как-то связано с реальной экономикой. Если с нереальной (ну виртуальной, например) - то возможно пункт про тяжести сократится. Хотя что-то в это верится с трудом… И именно эти 80% в конце концов все и похоронили, но об этом много позже.
К сезону 2012 года мы подошли не в лучшей форме. Вообще декабрь-январь для меня все эти годы были стрессовыми - гонки как правило заканчивались в ноябре, и что и как мы будем кушать весь следующий год определенно нельзя было сказать как правило до середины января. Но тут в один из последних дней декабря у меня раздался радостный звонок - позвонил Боря Костырко, с которым мы еще по р3к были знакомы. Я тогда не особо представлял себе, во что это все выльется, но определенные надежды были - благо опыт выступлений у него был просто огромный! Ну и понеслось… два подиума в трех первых гонках (и в третьей тоже должно бы было быть первое место, но мотор взорвался) и постепенно раскрывающиеся планы на сезон вселяли просто море оптимизма, мы все работали как заведенные, да к тому же к нам еще и Аркадий Богомолов присоединился, что дополнительно мотивировало на работу с повышенной самоотдачей. Я наверное сейчас скажу крамольную вещь, но по моим наблюдениям успехов в автоспорте добивается только тот, кто по-человечески относится к механикам и нацелен на получение результата всегда в очень сложных условиях, а не на качание прав. Скорее всего, этот дзен никому не дается сразу и легко, но мне повезло познакомиться с людьми, которые его познали. Ни разу я от этих людей не слышал ни единого грубого слова, даже когда какие-то неисправности происходили по нашей вине - а я по себе знаю, что в этот момент любой пилот испытывает сильнейший стресс. Ни разу у них не было попыток каким-то образом меня (да и не только меня - партнеров наших например) «нагрузить», перевесить на нас всю ответственность и т.д. и т.п. Зато некоторые из них в критические моменты сами брали в руки напильник и целый день точили каленую железяку, невзирая на чины, звания и список лично выигранных гонок. Что они получали взамен? Наше желание быть лучше, которое в лучшую сторону отражалось на состоянии техники - в первую очередь. Нашу готовность пару суток без нормального сна и еды вкалывать в жару и в холод ради общего результата. Наше желание работать с автомобилем даже тогда, когда вроде бы это объективно не нужно, но есть смутное чувство, что надо бы на всякий случай проверить вот это и еще вон то. Сколько бы ты не потратил денег, одними деньгами ты не купишь ни надежность техники, ни лояльность механиков, ни тем более призовые места. Я не знаю, почему так получается, но факт, что называется, на лице. Очень многим хочется, но добиваются только те, кто умеет в это вкладывать свои силы и реальные дела. Часто - без счета. Можно сколько угодно меня обвинять в непрофессионализме за эту точку зрения, сколько угодно доказывать, что деньги у всех одинаковые и работать за них нужно одинаково - и я со всеми вами соглашусь, мои юные любители крольчат. А жизнь - не согласится, и все равно, сцкнх, сделает по-своему. Ну и я подозреваю, что это не только в автоспорте работает, а много где так.
Как бы там ни было, сезон мы завершили на бодрой ноте - для команды, которая еще позавчера ютилась в сарае и ездила на утиле 3е место в Кубке России - это конечно колоссальный прорыв! А вот дальше… а дальше я не послушал свою интуицию и как оказалось зря. В конце сезона Боря сказал, что с автоспортом хочет на время завязать и предложил поработать с ним дальше уже в «гражданском» проекте. И поначалу все шло вроде бы не очень плохо - гонок конечно адски не хватало, но 2е место Сереги Сударева в Пено на некоторое время нас взбодрило… А вот потом… самая настоящая черная полоса, из которой я сначала не смог, а потом уже и не захотел в очередной раз вытаскивать команду. Мы постепенно оказались практически в том же полуподвальном положении, с которого и начинали, правда, с существенным багажом знаний и умений, которые, судя по всему, в условиях изменившегося мира нафиг никому не нужны.
И вот тут вскрылось еще одно интересное свойство моего характера, которое я только сейчас осознал - категорическая неспособность возвращаться назад, к уже покоренным рубежам. Я думаю, если бы например Боря на следующий год поехал выигрывать чемпионат - все было совсем бы по-другому, даже если бы он в итоге не приехал на подиум. А тут получалось, что надо снова пройти весь тот же путь, которым мы уже ходили, да еще и кого-то в чем-то убеждать, кому-то что-то доказывать… нафиг, задолбало. Правда, в работе «на дядю», как чуть позже выяснилось, тоже приятного за эти восемь лет не прибавилось, поэтому я продолжаю всякие свои экзистенциальные эксперименты))) (и, кстати, ищу работу - преимущественно удаленную или проектную, и уж точно какую-нибудь необычную и точно с приятными людьми. Делитесь;)). Периодически выныривая в несмотря ни на что любимый мной автоспортивный мир в виде картинга, но «желательно в июле и желательно в Крыму» (с).
Каковы же все-таки итоги? Примерно следующие:
1) Уход «в свободное плавание» сделает тебя сильнее и гибче. Но скорее всего - еще и беднее.
2) Чувство свободы однозначно стоит того. Даже когда кажется, что вот-вот все пойдет прахом, ощущение того, что ты свободный человек и у тебя есть воля поступать именно так, а не иначе - очень мощный стимул бороться за эту свободу.
3) Ты все можешь. После автоспорта - так прям вообще все. Я за это время попробовал себя в качестве музыканта, звукорежиссера, гитарного мастера - и понимаю, что для большинства дел вполне достаточно усидчивости и тех навыков, которые были со мной даже когда я только начинал свою «командную» эпопею. Вопрос в том, чтобы захотеть - а вот с этим бывают большие проблемы.
4) Осуществлять надо в первую очередь свои мечты. С чужими пусть как-нибудь разбираются те, кому они дороги...
Вот такие вот у меня на эту тему мысли… Может быть еще что-то забыл и позже добавлю…Может быть кому-то еще полезно будет вдруг - чем черт не шутит )))