Aug 10, 2021 15:42
Из личного опыта.
Меня пытались поступить в художку. Почему меня? Потому что я не хотел (я хотел лежать на диване, обложившись яблочками, грызть их и читать книжки), но мое мнение не учитывалось.
Готовился. Нашли мои детские рисунки. С боем заставили отобрать большую часть, я страшно не хотел позориться. Вообще, даже не подозревал, что добрая половина рисунков вообще жива. Нарисовал еще, внутренне бесясь и негодуя.
Отнесли рисунки в художку.
Пришел на вступительный экзамен, получил три задания. Графика (что-то более-менее сносно нарисовал карандашом), живопись и композиция.
Композиция, блин... про смысл этого слова мне почему-то никто не объяснил, поэтому я воспринял его как "свободная тема". И благополучно завалил, ибо с детства ненавидел рисование на свободную тему. Вот скажут в детском саду "нарисуй памятник" - у всех голотурия на пьедестале, у меня - обелиск в память Крымской войны, с домами вокруг и машинами (вид на Жуковского со стороны танка, ага), да еще полевые орудия с двух сторон для красоты и монументальности. Скажут в школе на уроке рисования "свободная тема" - все, капут, сорок минут судорожно ищу эту самую тему, потом решаю "что увижу, то и нарисую", в результате - в центре листа школьный веник. Красным карандашом. В общем, на экзамене получилось желто-зеленое море и в центре человек на виндсерфинге (да, я уже тогда знал, что это не существительное, но и сейчас не знаю, как называется сам предмет - доска с парусом). Ну как, где-то сантиметров пять в центре ватмана А3 =)))
Но живопись меня заставила утратить веру в человечество. Результаты экзамена меня возмутили донельзя.
В качестве натюрморта был синий чайник. Круглый (точнее, цилиндрический) классический такой чайник, покрытый темно-синей эмалью с черной эмалированной же ручкой. В качестве окружения были стены помещения (светло-кремового цвета) и свет из окон (белый и чуток зеленого из-за деревьев).
Я нарисовал. Очень старался (при том, что акварель ненавижу с детского сада). Вспомнил все, чему учила мама - "тень, полутень, рефлекс, линия". Воспроизвел градиент синего, блики, тени, тщательно и красиво. Вот гадом буду, но прямо гордился я этим чайником. Круче был только акварельный рисунок черного горшка моего младшего братишки, который я, неожиданно испытав вдохновение, изобразил в натуральную величину и с почти фотографической точностью.
За чайник я получил двойку. Так обидно не было мне никогда раньше, даже когда родители собирали мои старые игрушки и отдавали в детский сад. Обидно и непонятно - ведь все правила живописи соблюдены, цвет прекрасный, форма, тени, блики - ну вот все, с моей точки зрения, было передано как надо. Даже рефлексы от ручки на боку чайника не забыл.
Вдвойне обиднее и втройне непонятнее стало, когда мне показали рисунок, получивший пятерку. Чайник на нем был... граненым! Реально, это как если вместо круглого стакана нарисовать классический гранчак. Вертикальные полосы, немного неровные такие, волнистые, разного оттенка. Грубо (на мой взгляд) состыкованные краями цветовые зоны с разным тоном. А изящная, еле заметная тень с краю превратилась в тяжелую, слегка неровную полосу толщиной с карандаш. И самое главное - с другой стороны одна из полос была - тадамм! - красной. Точнее, пурпурной, как марганцовка. Красная, Карл, полоса! На сугубо и трегубо синем чайнике! В светло-кремовой комнате, где просто нечему было оставить такой отблеск! Вот вообще нечему, даже на абитуриентах красного ничего не было!
Окончательно я перестал что-либо понимать, когда мама в моем праведном возмущении меня не поддержала. Именно в тот момент я понял, что фраза "я художник, я так вижу" - это не из области искусства, а извещение о дефектах зрительной системы. Сцука, если цель живописи на экзамене была выяснить способности к творческому переосмыслению, надо было предупредить же! Я искренне считал, что "живопись" - это максимально реалистичное изображение, с поправкой на способности художника. Да что там, я и сейчас так считаю - и поэтому до сих пор не люблю импрессионистов и абстракционистов, зато могу проторчать два часа в зале с фламандцами.
В общем, экзамен был мной благополучно провален. А синий чайник до сих пор для меня является символом несправедливости и субъективизма...
жизненно,
несправедливость,
мысли,
артефакт