Православие: обращённость в прошлое и патриархат.

Dec 05, 2007 15:51

В православии есть две вещи, из-за которых я вряд ли когда-нибудь смогу воцерковиться и полностью "оправославиться". Первая - это неизбывная обращённость в прошлое, вторая - патриархатность ( Read more... )

философское, pace, православное

Leave a comment

tankredy December 5 2007, 20:29:56 UTC
Мне кажется, Ваши мысли, высказанные здесь - это интересный, вдумчивый анализ... только не на реальное Православие. Даже не знаю, кстати, на какое. Наверное, на Православие критики Православия. Внушительной такой, правильной критики Православия, скажем, церковным писателем. Или усталым катехизатором. Только ведь, при всем гиганском объеме существующих в Церкви проблем, именно этих указанных Вами-то и не существует.

1. Обращенность в прошлое. Ах, да если бы у нас действительно была обращенность в прошлое - церковные лавки были бы забиты новыми многотысячными изданиями псевдо-Дионисия, оформленными в рамочках оросами Вселенских Соборов (кстати, коммерческая идея - налетай кому надо :) ), богатыми томами Златоуста. Да хоть бы по-староверски - Маргарит, Лимонарь, Номоканон. Люди с неземным взором и потрепанным томиком преп. Максима Исповедника. Если бы у нас была обращенность в прошлое - было бы невозможно учиться в Духовной Академии и НЕ читать свободно по-гречески и по-латыни.
А в наших лавках и умах, по пунктам, такие разные но все-таки они вместе: Антоний Сурожский с Илларионом Алфеевым, преп. Силуан Афонский с Софронием Сахаровым, Осипов с Кураевым, Паисий Святогорец и Рафаил Карелин, Николай Афанасьев и Александр Шмеман, Александр Мень и Георгий Флоровский, Иоанн Мейндорф, которого читают, чтобы срочно выйти замуж :), Иоанн Крестьянкин и "отец Арсений". "Классика", "старина" - это наши столпы, свв. Иоанн Кронштандский, оптинские старцы, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Еще исторические труды Карташева. Это все - лучший, идеальный вариант, это если не "что посоветуете, батюшка".
Русское православие - СУПЕРМОДЕРНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Наши самые "старинные" авторы, это, по большей части, люди 19 века, а большинство - 20го. Именно это - церковная проблема, проблема оторванности некоторой от общего и древнего Предания. Любые католики "позавидуют".
Это все притом, что я совершенно не согласен, естественно, с Вами в Вашем "разгроме" сути Предания - но спорить тут даже нечего, потому что сама предпосылка у Вас не соответствует действительности.
Про патриархат то же самое, конечно - но я на такие темы не могу спорить, не сформулировать мысль нормально.

Reply

essalocca December 5 2007, 21:52:29 UTC
Если создать некий воображаемый эталон "действительной обращённости в прошлое", как это сделали вы, и сравнивать православие с этим эталоном - конечно, всё окажется совсем неплохо. Так вообще можно доказать, что угодно: дескать, у вас дом не разрушился, вот если бы он действительно разрушился, тут бы и пыли не осталось. А у вас вон - кирпичики некоторые уцелели, так что не разрушился, не говорите. Хороший способ. Опровергается сравнением не с придуманным эталоном, а с рядом стоящими экземплярами. Я вот сравниваю православие с католицизмом и протестантизмом.

Никто не спорит, что православие выпускает книги авторов ХХ и даже XXI века. Но весь вопрос в том, что пишут в этих книгах. Что вообще пишут современные православные авторы, что публикуют на крупнейших православных сайтах, каков общий дух и настроенность. Какие модели семьи и поведения верующего в современном обществе они предлагают, какие стратегии спасения, насколько учитывают современные условия и требования социума.

Пока не сравнишь с католицизмом и протестантизмом, православный дискурс, действительно, кажется и "ничего", хотя и с некоторым количеством прибабахов. Мне так казалось весьма долго. Изнутри вообще судить почти невозможно: применяя к православию православные же критерии, получаем удовлетворительную оценку. А вот если получше узнать, что происходит у католиков и протестантов (причём не русских), куда они пришли, насколько они готовы взаимодействовать с современным миром, причём не отвергая и не диктуя - вот в сравнении и познаётся направленность православия на прошлое и его патриархатность. Конечно, и в православии есть некоторое количество либералов, как и в протестантизме - консерваторов. Но общий дух и направленность видны вполне отчётливо, как и различия.

Если бы мне было интересно, я бы могла сравнить современный православный, католический и протестантский дискурс. Но пока мне не до того. Поэтому собрать и привести более полную и убедительную аргументацию я, к сожалению, не могу.

Reply

alexiy December 5 2007, 22:32:21 UTC
Вы очень хорошо проиллюстрировали мысль, записанную в заглавном посте. Вы просто кричите, как Вам хочется назад.

Reply


Leave a comment

Up