Наконец-то закончилось это лето, застилающее жаркой пеленой пространство между глазами и экраном, что усложняло просмотр кино. Фильмов было немного, а в этом списке их еще меньше - только лучшее кино, как по мне. Так и хотелось сделать топ-15, и даже фильмов хватило бы, но кому нужен в списке Куросава с его экранизацией "Макбета" или же "Алчность" Штрогейма, о котором и
без меня все знают? Тогда и "Призрак оперы" с Чейни пришлось бы включить, и замечательного "Черного Петра" Формана, - а это уже 18 позиций.
В качестве противопоставления худшие фильмы, которые даже зимой было бы неинтересно смотреть ("Сумерки ледяных нимф" Мэддина и "Бренность человеческой жизни" Джиссоджи), включать в список не хочется, а остальные между двух полюсов - не нужно, ведь всегда интересней знать, что человек любит, чем то, отчего ему ни холодно, ни жарко. А чтобы узнать его вкус, лучше составления списка худших фильмов нет ничего. В противовес своей скрытности признаюсь, что говорить о кино - это вообще какое-то интимное занятие, еще более интимное, чем рассказывать свои сны (лучше соврать, что они никогда не снятся). Вот теперь после признания выше не поверите, что плохое кино я никогда не смотрю, но все же не хочу о плохом, поэтому упомяну здесь только лучшие из хороших фильмов. Станут ли они для меня "лучшими из лучших" - неизвестно, проверим временем. Впрочем, в список лучших летних могли попасть еще и другие ленты, но вышеперечисленные картины либо больше удивили меня, либо превзошли ожидания. Например, от фильма Белы Тарра можно получить удовольствие как действительно от объекта искусства, а не от каких-то перипетий сюжета, психологических образов героев или красивых кадров; а об Эжене Грине я и слышать не слыхивал до просмотра, но тем не менее долгое время находился в экзальтированном состоянии, пересматривая отрывки фильма и не понимая, из-за чего этот такой простой в повествовательном плане фильм производит мощное потрясение. Не хотелось бы обделять вниманием и другие фильмы из списка, но поверьте мне на слово, их стоит посмотреть без всяких советов, будь то эксперимент от бразильца Коутинью о магическом воздействии кинематографа (как сказали на imdb, "это - погружение в историю Кортасара, новеллу Роб-Грийе, фильм Бунюэля или картину Эшера"), псевдодокументальный триллер Уоткинса о тотальной "демократии" и свободе выбора, или же трехчасовая работа документалиста Маркера из четырех частей исторической хроники и философских рассуждений о революционном настроении общества ХХ века. Выбор за вами. Я же с облегчением выдохну обедненный кинематографом горячий воздух и вдохну осенний, предвещающий своим Днем знаний много познавательного хорошего кино.
1) Мост искусств (2004), Эжен Грин
2) Макбет (1982), Бела Тарр
3) Ночь за ночью (2001), Эжен Грин
4) Презрение (1963), Жан-Люк Годар
5) Окраина (1933), Борис Барнет
6) Парк наказаний (1971), Питер Уоткинс
7) Молчание моря (1949), Жан-Пьер Мельвиль
8) Кровь (1989), Педро Кошта
9) Кинематография (2007), Эдуарду Коутинью
10) Марсельеза (1938), Жан Ренуар
11) Легко ли быть молодым? (1986), Юрис Подниекс
12) Гитлер? Не знаю такого (1963), Бертран Блие
13) Цвет воздуха - красный (1977), Крис Маркер
14) Город пиратов (1984), Рауль Руис
Upd. Совсем запутался в датах: оказывается, только завтра у школьников и студентов будет праздник. Памятка для себя: в августе 31 день.