Она стала актрисой исключительно из прагматических соображений. Она вынужденно оказалась в Голливуде. Ей никогда не доставалось главных ролей, ни в театре, ни в кино. Она не номинировалась на Оскар и не получала Тони. Но не заметить её героинь невозможно, а заметив, невозможно не полюбить. Имя этой актрисы - Норма Варден.
Норма Варден родилась в семье отставного капитана королевского флота в Лондоне в 1898 году. Девочка росла вундеркиндом: рано окончила школу и виртуозно овладела игрой на фортепиано, начав с детства давать концерты в самых престижных залах британской столицы. Музыка была главным увлечением её жизни. Однако, довольно рано Норма поняла, что музицирование не принесёт необходимого дохода её семье, и решила сменить профессию. Она отучилась в Школе драматического искусства и уже в 19 лет дебютировала на сцене театра в знаменитом Уэст-Энде.
Нестандартная внешность Нормы Варден - вытянутое с крупными чертами лицо, длинные тонкие руки, неказистая фигура - исключила её из числа претенденток на роли инженю. С самой юности она стала исполнительницей возрастных характерных персонажей. Даже её первой ролью в театре стала роль миссис Дарлинг в постановке «Питер Пэн», где она играла мать детей, которые в реальной жизни были старше её самой! Однако, именно эта особенность внешности позволила Норме Варден раскрыть свой величайший талант в самых разных ролях - от трагедии до фарса. Она блестяще играла в пьесах Шекспира, Шоу, Дюма, Гёте, Ибсена и многих других. В 1929 году Норма стала актрисой знаменитейшего театра «Олд Вик», где блистала в ролях королевы Гертруды в «Гамлете» и Марии-Магдалины в «Вечном жиде».
После смерти отца и тяжёлого заболевания матери, Норма стала единственной кормилицей в семье и решилась попробовать свои силы в кино, которое могло приносить больший доход, нежели театр. Впервые она появилась на английском экране в 1930 году в фильме «Такая ночь как эта». При броской внешности, безупречном английском языке, блестящем остроумии, доходившем порой до откровенного сарказма, сразу стало ясно, что её героинями на экране станут немолодые надменные особы «всё знающие о жизни и потому усложняющие жизнь всем окружающим». Как правило, она играла представительниц высшего общества или подражающих им служанок и экономок. Сама она говорила: «Я могу сыграть и официантку в придорожном баре, если вас не смутит, что она залепит пощёчину пьяному ковбою за его не слишком чистый английский!». Наиболее успешными ролями этого периода в карьере Нормы Варден стали фильмы «Вечнозелёный» (1934), «Железный герцог» (1934), «Восток встречает Запад» (1935), «Пламя над Англией» (1937) и «Мост Ватерлоо» (1940).
Начавшаяся Вторая Мировая война и прогрессирующая болезнь матери заставили актрису уехать туда, где климат (по совету врачей) идеально подходил для больной - в Калифорнию. Оказавшись в чужой стране, где её не знали, Норма начала искать работу и подала своё резюме в кинокомпанию «Уорнер Бразерс», откуда ей неожиданно пришёл вызов на съёмки. Это была музыкальная комедия с Бобом Хоупом и Дороти Ламур «Дорога на Занзибар» (1941). Так началась её карьера в Голливуде. За 20 лет Норме Варден довелось поработать с величайшими режиссёрами и актёрами Золотого века кино и сняться в нескольких эпохальных картинах, ставших шедеврами, среди которых «Касабланка» (1942), «Большие и малые» (1942), «Белые скалы Дувра» (1944), «Национальный бархат» (1944), «Амбер навсегда» (1947), «Тайный сад» (1949), «Незнакомцы в поезде» (1951), «Школа злословия» (1952), «Отверженные» (1952), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), «Юная Бесс» (1953), «Три монеты в фонтане» (1954), «Свидетель обвинения» (1958). И каждая её роль была сыграна ёмко, сочно, запоминалась навсегда зрителям, а придуманные ею фразочки сразу становились расхожими цитатами.
В этот же период Норма Варден сыграла одну из самых ярких своих ролей. Вновь не главную… но за то какую! Миссис Хадсон в киноэпопее о Шерлоке Холмсе с Бэзилом Рэтбоуном в главной роли (1943). Эта роль сделала актрису поистине всенародной любимицей! Её героиня - спокойная, бесстрастная, безупречно воспитанная пожилая дама, которая является одним из главных столпов в жизни гениального сыщика. После столь талантливого прочтения этого, казалось бы, совсем незаметного персонажа книги Артура Конана Дойла, все последующие актрисы трактовали миссис Хадсон именно с подачи Нормы Варден и неизменно копировали её. Не стала исключением и наша блистательная Рина Зелёная.
В 1950-е годы Норма Варден попробовала себя на телевидении, став на долгие годы вредной соседкой Люсиль Болл в любимейшем сериале Америки «Я люблю Люси» (1951 - 1957). За этим успехом последовали другие известные телефильмы «Шоу Бетти Хаттон» (1959), «Настоящая Маккой» (1961), «Беверли Хиллз» (1962), «Зачарованные» (1964), «Перри Мейсон» (1964), «Бэтмен» (1966).
В 1965 году Норме Варден предложили роль, которая могла бы стать её лебединой песней. Это был фильм «Звуки музыки», где актриса могла сыграть настоятельницу монастыря. Однако, здесь негативную роль сыграло то, что Варден всегда держалась особняком и никогда не стремилась ни в какие актёрские тусовки. В итоге роль ушла звезде Бродвея и, по совместительству, президенту Американской национальной театральной академии - Пегги Вуд. В утешение, Норме Варден предложили в этом же проекте маленькую роль фрау Шмидт, экономки семьи фон Трапп, которую актриса исполнила с присущим ей профессионализмом, спрятав обиду.
В 1969 году после долгих сорока лет тяжёлой болезни скончалась мать актрисы. Норма Варден, которая никогда не была замужем и не имела детей, посвятив всю жизнь заботе о матери, осталась совсем одна. Актриса приняла решение завершить карьеру и уйти на пенсию. С этого времени она стала активисткой Гильдии актёров США и успешно боролась за права пожилых актёров на льготное медицинское обслуживание. Последний раз актриса появилась на экране в эпизодической роли в комедии «Мёртвые мужчины не носят пледов» (1982) со Стивом Мартином.
Неброская, но незабываемая звезда театра и кино Норма Варден умерла в полном одиночестве в 1989 году в Калифорнии за один день до своего 91-летия.