На мой взгляд, есть два вида искусства, которые практически несовместимы друг с другом - это кино и балет. История почти не знает случаев, когда выдающиеся танцоры и танцовщицы балета были успешны и на экране. Как правило, им приходилось делать выбор между сценой и экраном. Пришлось делать такой выбор и мегазвезде мирового балета Мойре Ширер…
Мойра Ширер Кинг родилась в 1926 году в Шотландии. Её отец Гарольд Кинг был по профессии инженером, а по призванию актёром и играл в любительском театре. Гены передались и его дочери, которую он мечтал увидеть на сцене. Однако, вскоре после рождения Мойры семья вынуждена была уехать в африканскую колонию Северная Родезия (современная Замбия), где отцу предложили хорошую работу. В Африке девочка получила образование, и по роковому стечению обстоятельств, в этой же далёкой колонии оказался ученик блестящего балетмейстера и солиста Мариинского театра Энрико Чеккетти! Именно в его танцевальной школе и начался путь будущей звезды мирового балета Мойры Ширер.
Вернувшись в 1936 году в Лондон, родители тут же отдали дочь в балетную студию Флоры Фэйрберн, оттуда в школу балета Николая Легата и, наконец, в Королевскую школу балета Великобритания. Начинавшаяся карьера едва не была прервана Второй Мировой войной: после первых бомбардировок Лондона родители вернулись в Шотландию, забрав Мойру с собой. Когда закончилась Битва за Англию, Мойра вернулась в британскую столицу и поступила в балетную труппу Моны Инглсби, где восхитительно сыграла Сильфиду. Здесь её заметил великий английский балетмейстер Фредерик Эштон, который решил, что рыжеволосая красавица Мойра Ширер составит блестящее трио с уже танцевавшими в балете Садлерс-Уэллс восходящими звёздами сцены блондинкой Памелой Мэй (1917 - 2005) и брюнеткой Марго Фонтейн (1919 - 1991). В течение 10 лет три блистательные примы сыграли все главные роли в ставших классикой постановках Фредерика Эштона и, благодаря им, британский балет был прославлен на весь мир. Среди критиков до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же балетная школа сильнее - российская или британская. Колоссальный успех сопутствовал Мойре Ширер в балетах «Симфонические вариации» и «Спящая красавица». Эштон умело разводил солисток в разных постановках и все три примы не только не конфликтовали, но даже были очень дружны. Но в 1948 году приболела Марго Фонтейн и её роль в балете «Золушка» исполнила Мойра Ширер. Критики буквально захлёбывались от восторга, а публика валила валом в Ковент-Гарден. В прессе поползли настойчивые слухи, что среди трёх звёзд всё-таки выделилась одна прима и это - Мойра Ширер. Такая ситуация могла взорвать Ковент-Гарден изнутри, но судьба разрешила эту проблему по-своему.
Однажды, в гримёрку Мойры Ширер пришёл знаменитый кинорежиссёр Майкл Пауэлл, который предложил ей главную роль в своём новом рискованном проекте по мотивам сказок Андерсена «Красные башмачки». Недолго думая, Мойра согласилась и дебютировала на экране. Фильм оказался настоящим прорывом в мире кино: его создатели получили премии Британской киноакадемии и две премии Оскар, а сама картина вошла в десятку лучших европейских фильмов 20 века! Роль Виктории Пейдж в культовом фильме-феерии «Красные башмачки» принесла Мойре Ширер фантастическую популярность во всём мире. Даже те, кто никогда не интересовался балетом и ранее не знал приму Ковент-Гардена, теперь были буквально без ума от рыжеволосой красавицы-актрисы. Сразу после ошеломительного успеха фильма Мойра Ширер в составе своей балетной труппы отправилась на гастроли в США. Весть о том, что на сцене будет сама Вики Пейдж (героиня «Красных башмачков») привела публику в ажиотаж, и труппе Ковент-Гардена пришлось продлить гастроли в два раза, так как каждый спектакль пришлось играть на бис.
Этот фильм стал судьбоносным и в личной жизни звезды: её увидел на экране один из крупнейших британских журналистов Людовик Кеннеди (1919 - 2009), который сразу заявил друзьям, что только эта девушка станет его женой! Он стал настойчиво искать встречи с Мойрой Ширер. Долгое время ему это не удавалось (уж слишком занята была звезда), но однажды на светском балу они встретились и после полугода страстного романа, за которым следили все СМИ, вступили в официальный брак. Брачная церемония состоялась в 1950 году в церкви королевской резиденции Гемптон-Корт в присутствии августейших особ. Этот союз оказался невероятно счастливым и долговечным: Людовик Кеннеди и Мойра Ширер прожили вместе 56 лет, вплоть до смерти Мойры, и родили четверых детей.
1950-е годы принесли серьёзные перемены в жизнь Мойры Ширер. Замужество и рождение сына, травма ноги и долгое вынужденное бездействие, нараставший, благодаря прессе, конфликт с Марго Фонтейн за первенство в Ковент-Гарден, многочисленные заманчивые предложения кинопродюсеров - всё это привело Мойру Ширер к трудному, но логичному решению: в 1953 году звезда балета и кино решила навсегда уйти со сцены. Между сценой и экраном Мойра выбрала кино. В 1951 году она сыграла великолепную двойную роль балерины Стеллы и её копии механической куклы Олимпии в фильме того же Майкла Пауэлла «Сказки Гофмана» (1951). Эта картина закрепила Мойру в статусе звезды кино международного уровня. Тогда же Мойре пришли два сценария из Голливуда, это были фильмы «Королевская свадьба» с Фредом Астером и «Бригадун» с Джином Келли. Но эти проекты не состоялись: Астер категорически отказался играть в паре со звездой балета, справедливо полагая, что в свои 52 года не сможет составить ей достойную пару на экране; а от проекта с Джином Келли Мойра отказалась сама, посчитав сценарий слишком легковесным. Однако, Голливуду удалось заманить британскую приму в фильм режиссёра Винсента Миннелли «Три истории любви» (1953), где ей довелось блеснуть в компании Этель Бэрримор, Кирка Дугласа и Пьер Анжели.
Освоив кино, Мойра Ширер решилась на дебют на сцене драматического театра. В 1954 году она сыграла Титанию в спектакле «Сон в летнюю ночь» на знаменитом Эдинбургском фестивале. Успех был велик, и Мойра отправилась покорять Бродвей: здесь она сыграла несколько великолепных ролей в постановках «Майор Барбара», «Вишнёвый сад», «Я - камера», «Сенная лихорадка». Кстати, впоследствии постановка «Я - камера» была экранизирована Бобом Фоссом под названием «Кабаре» и роль Салли Боулз, которую играла Мойра Ширер, блистательно исполнила Лайза Миннелли.
В 1959 году Мойра Ширер вновь покорила мир в фильме-балете Ролана Пети «Раз, два, три, четыре или Чёрные чулочки» (по мотивам пьесы «Сирано де Бержерак»). На волне своего нового успеха в кино, Ширер вновь принимает приглашение своего давнего друга Майкла Пауэлла сыграть главную роль в его откровенно провокационном фильме «Подглядывающий» (1960). Фильм оказал крайне шокирующее воздействие на публику и критиков, ошеломлённых откровенной демонстрацией сексуальной патологии и насилия. После этой картины Майкл Пауэлл и Мойра Ширер были практически отрешены от кинематографа. Только спустя много лет кинематографисты признали гениальность картины и внесли её в список ста величайших фильмов в истории кино. Этот «провал» заставил Мойру Ширер пересмотреть свои ценности: актриса ушла из кино и посвятила себя семье, родив ещё двоих детей.
Однако, мир искусства не хотел отпускать прекрасную звезду. Постоянно поступали предложения сняться в кино, сыграть на сцене, выступить на телевидении. И Мойра Ширер вернулась: она с упоением писала статьи в газеты и журналы о балете, читала несколько лет в США и Европе лекции по истории современного балета, работала на телевидении, много лет была активным членом Шотландского Совета по культуре и искусству и даже вела конкурс «Евровидение-1972» в Эдинбурге. Дважды Мойра Ширер возвращалась и на сцену Ковент-Гарден: в 1966 году её давний друг хореограф и танцор Роберт Хелпман уговорил её станцевать Фею Моргану в мюзикле «Камелот» и спустя 20 лет Мойра Ширер сыграла роль матери художника в телеверсии балета «Простой человек». В поздние годы своей жизни Ширер увлеклась литературным творчеством: из под её пера вышли две книги, посвящённые творчеству гениального балетмейстера Джорджа Баланчина и великой британской актрисы Эллен Терри.
Блистательная звезда сцены и кино Мойра Ширер умерла в Оксфорде в 2006 году в возрасте 80 лет в окружении мужа и четырёх детей.