«Чтобы стать успешной актрисой нужно иметь лицо Венеры, мозг Минервы, стать Терпсихоры, память Мнемозины, фигуру Юноны и шкуру носорога» - так сказала однажды Этель Бэрримор. Похоже, что именно этот секрет помог ей стать одной из самых талантливых, красивых и элегантных актрис мирового театра и кино.
Будущая королева Бродвея родилась в 1879 году в Филадельфии в истинно королевском семействе - её родители Морис Бэрримор и Джорджиана Дрю были самыми крупными американскими актёрами своей эпохи. Помимо дочери в семье росли ещё два мальчика - Лайонел и Джон - будущие мегазвёзды театра и кино. Но если мальчики изначально были нацелены на актёрскую карьеру, то девочку отдали в музыкальную школу, и Этель предстояло стать известной пианисткой, но повреждённая рука поставила крест на музыкальной карьере. Так Этель тоже «пришлось» идти по стопам родителей и уже в 16 лет девушка дебютировала на Бродвее. Её дебют не был фееричным, и Этель Бэрримор пришлось пробиваться сквозь предвзятое отношение режиссёров и продюсеров, уверенных, что у талантливых родителей не может быть талантливых детей.
Доказав свой несомненный талант в блестящих постановках «Неблагоразумная молодая пара», «Мод Адамс», «Розмари», «Колокола» и «Пётр Великий», актриса отправилась в Европу покорять мировую театральную столицу Лондон. Успех молодой актрисы в Лондоне был ошеломительным, и красавица Этель была мгновенно окружена толпой поклонников, среди которых оказался молодой человек, который настойчиво предлагал ей выйти за него замуж. Но, несмотря на его баснословное богатство и аристократическое происхождение, Этель смогла предложить ему только дружбу. И эту дружбу они пронесли через всю жизнь. Этого влюблённого джентльмена звали Уинстон Черчилль.
Триумфально вернувшись в Америку, Этель Бэрримор покорила Бродвей ролью в спектакле «Морские пехотинцы», после чего зрители и критики единогласно признали её новой королевой американской сцены. Неповторимые образы, созданные актрисой в постановках «Кукольный дом» Ибсена, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Постоянная жена» Моэма, стали бессмертной классикой мирового театра. Именно Этель Бэрримор в начале XX века стала кумиром публики. Молодые девушки копировали причёску, голос, походку, наряды Этель Бэрримор.
Несмотря на то, что Этель стала примой Бродвея, она всегда презрительно отзывалась о собратьях по цеху, считая актёрскую среду «репетицией чистилища», и поэтому принципиально отказывалась выходить замуж за человека публичного. В 1909 году Этель Бэрримор стала женой обычного маклера Рассела Кольта (1882 - 1959). В этом браке родились трое детей, но семейные узы не были крепкими. Муж изменял и много пил. Уже в 1911 году Этель впервые подала на развод, но беременность остановила её. В итоге пара развелась в 1923 году и Этель Бэрримор больше никогда не только не вышла замуж, но и не позволила себе связей с мужчинами, так как строгое католическое воспитание не позволяло ей этого. При этом за актрисой настойчиво ухаживали её коллеги Генри Дэниэл и Луис Калхерн, но Этель предпочла сохранить с ними дружеские отношения.
Лайонел и Джон Бэрриморы довольно быстро оценили перспективы нового искусства - кино, и настойчиво звали сестру на съёмочную площадку. Этель долго сопротивлялась, считая кинематограф глупой забавой для недалёких людей. Однако, в 1914 году 35-летняя звезда Бродвея всё-таки дебютировала на экране в фильме «Соловей». Актриса начала очень интенсивно сниматься, но в 1919 году всегда принципиальная и бескомпромиссная Этель Бэрримор стала одним из лидеров Актёрской финансовой ассоциации, требовавшей достойной оплаты труда для актёров и объявившей забастовку. Голливудские продюсеры уволили всех бастующих актёров, и Этель пришлось вернуться в Нью-Йорк. Но и здесь её пытались выгнать из театра, на что Бэрримор ответила: «Чтобы уволить меня со сцены, вам придётся уволить зрителей из зала!» и она отстояла своё право на работу.
С 1919 по 1930 год Этель Бэрримор играла исключительно в театре, демонстративно игнорируя предложения из заискивавшего перед ней Голливуда. Но когда актрисе исполнилось 50 лет, братья убедили её «простить кино» и вернуться на экран. Возвращение королевы Бродвея в Голливуд в 1930 году вызвало небывалый ажиотаж, сравнимый с приездом в Америку Греты Гарбо и Марлен Дитрих. Первые же роли Этель Бэрримор в кино показали, что экран обрёл нового гения ролей второго плана. Блистательные роли в фильмах «Распутин и императрица» (1932), «Сыновья пустыни» (1933), «Только ты, одинокое сердце» (1944), «Винтовая лестница» (1946), «Дочь фермера» (1947), «Портрет Дженни» (1948), «Дело Парадин» (1948), «Пинки» (1949), «Джонни Троубл» (1950). В основном актриса теперь играла роли пожилых матерей, бабушек, вдов, старых дев, тяжело больных, зачастую прикованных к постели или умирающих. Но всё же её талант был удостоен трёх номинаций на Оскар (1946, 1948, 1949) и одной премии Американской киноакадемии (1946).
Прекрасно осознавая, что популярность и талант дают её индульгенцию вести себя независимо, Этель Бэрримор всегда была прямолинейна и жестка в своих высказываниях и оценках, за что её недолюбливали и побаивались коллеги по цеху. Однако, перечить королеве Бродвея никто не смел.
Этель никогда не хранила писем и не вела дневников и записей, заявляя: «Я помню только то, что хочу помнить. Зачем загромождать дом кучей старых, мертвых историй?», но, тем не менее, в 1955 году в память о братьях она написала историю своей семьи.
В 1955 году 76-летняя Этель Бэрримор впервые появилась на экране телевизора в телесериале, но эта работа актрису не увлекла, да и здоровье вызывало серьёзные опасения - актриса страдала от тяжёлого заболевания сердца, которое и стало причиной смерти великолепной звезды театра и кино в 1959 году в возрасте 80 лет.
Афоризмы от Этель Бэрримор:
• Чтобы оставаться интересными, Вы должны научиться изо дня в день, из года в год, расширять Ваш кругозор.
• В Голливуде люди нереальные. Цветы там нереальные, они не пахнут. Фрукты там нереальные, они не вкусные. Это место вопиющее, кричащий кошмарный комплекс, построенный в пустыне.
• Чтобы стать успешной актрисой нужно иметь лицо Венеры, мозг Минервы, стать Терпсихоры, память Мнемозины, фигуру Юноны и шкуру носорога.
• Половина людей в Голливуде готовы героически погибнуть, но при условии быть обнаруженными, другая половина наоборот боится быть обнаруженными.
• Человек становится взрослым в тот день, когда впервые искренне засмеётся над собой.
• Всё красивое - бренно, а прекрасное - вечно.
• Мне часто хочется выкроить время, чтобы поупражняться в скромности. Но всё моё время занято мыслями о себе самой.
• Каждый из нас для кого-то зануда.
• Быть добропорядочным в наше время нереспектабельно.