Звёздный кризис

Nov 04, 2008 23:03

Услышал по радио: Дэвид Бекхэм зарабатывает в год около 25 миллионов евро.
Нет, я не собираюсь считать деньги в чужих караманах и высказывать в адрес Бекхэма своё "фи" - заработал, значит заработал. Но я считаю неправильной систему, в которой один человек, играющий в футбол, пусть даже очень хорошо играющий, может заработать столько же, сколько зарабатывает полный штат сотрудников завода средних размеров. 
Конечно, людей столь же известных, как Бекхэм, в мире считанные единицы, ну, может быть, десятки. И конечно, для многомиллиардного человечества они не являются сколь-нибудь значимой экономической обузой. Но надо понимать, что свои миллионы они получают на самом деле не за игру в футбол или теннис, не за съёмки в блокбастерах и не за музыкальные хиты. Они торгуют своим именем, брэндом.  Они целиком овладевают вниманием широкой публики так, что та готова раскошелиться только за "звёздное" творчество, а неизвестные творцы ей и даром не сдались.  Причём это процесс с положительной обратной связью: чем круче звёздность, тем больше поклонников. Чем больше поклонников - тем ещё звезднее. 
Вся современная "большая" экономика, по сути, работает на тех же брэндовых принципах, что и шоу-бизнес. Только в роли звёзд здесь выступают финансовые институты. Так сложилось в экономике, что наиболее доходной стала не та деятельность, результатом которой является создание каких-либо материальных или духовных ценностой, а та, результатом которой становится ускорение оборота денежных средств. Соответсвенно, так же, как звёзды привлекают внимание публики, финансовые институты втянули в себя денежные средства, которые, по-хорошему, могли бы быть инвестированы в реальное производство. Причём, возник тот же эффект положительной обратной связи: чем больше денег крутилось в финансовом секторе, тем более выгодными были новые вложения в него.  Но технари знают, что система, не имеющая отрицательной обратой связи рано или поздно идёт в разнос. А для нетехнарей я могу привести в качестве наглядного примера любую жульническую финансовую пирамиду: МММ, Хопёр-ивест и так далее: сначала она даёт "партнёрам" большие доходы, причём, чем дальше, тем больше, но рано или поздно рушится.
Вот вам и причина кризиса - раскрученная до запредельных оборотов финансовая система просто пошла в разнос. Ну а реальному производству уже давно приходится довольствоваться малопристижой и плохо оплачиваемой ролью уличного музыканта. Оно же первое и попадёт под удар кризиса: пока толстый сохнет - худой сдохнет.    

экономика, антигламур

Previous post Next post
Up