Культуру можно уподобить многоступенчатой пирамиде. В основании её лежат простейшие идеи, следующую ступень составляют идеи посложнее, и так далее, до самой вершины, до самых сложных концепций. Ступени пирамиды довольно высоки, и забраться с одной ступени на другую, более высокую, можно только с помощью лестниц, каковыми являются произведения искусства. Собственно, я привожу такую довольно банальную аналогию культуры с пирамидой только для того, чтобы поговорить об этих самых "лесенках".
Для наглядности дальнейших рассуждений изобразим это дело на рисунке.
На картинке изображены человечки, находящиеся на разных культурных уровнях, и лестницы - произведения искусства, позволяющие подняться на следующую культурную ступень любому, кто этого пожелает.
Чем длиннее лестница, тем больше ступеней она позволяет преодолеть. Например, оранжевая лестница позволяет белым человечкам, которые толкутся у подножья пирамиды, подняться сразу на третью ступень. Есть лестницы совсем короткие (на картинке - красные). Они позволяют лишь чуть приподняться над своим уровнем, но недостаточно высоки для того, чтобы взобраться на следующую ступень.
Начинаются лестницы на разных ступенях пирамиды. Разумеется, для обитателя любой ступени полезны только те лестницы, которые начинаются на его ступени или ниже. Так, для белых человечков просто не существует никаких других лестниц, кроме синей и оранжевой.
Какие лестницы важнее? Те, которые начинаются выше или те, которые длиннее? На мой взгляд ответ очевиден: важнее те, что длиннее. Более того, из двух лестниц одинаковой длины важнее та, что стоит ниже. Дело в том, что любой человечек, забравшийся на определённую ступень, становится потенциально способен самостоятельно сколотить для себя лестницу и подняться выше. Человечкам, блуждающим во мраке подножья или в сумерках нижних ступеней, сделать для себя даже коротенькую лестницу почти невозможно.
Построить длинную лестницу труднее, чем построить короткую. Ещё более трудная задача для художника поставить длинную лестницу на нижние ступени. Ведь среди «эстетов» бытует мнение, что достойными настоящего художника - строителя лестниц являются только лестницы, начинающиеся высоко. Увы, многие, даже выдающиеся художники, разделяют это ошибочное мнение эстетствующей публики. Они ставят свои лестницы так высоко, что большинство человечков не способны не то что подпрыгнуть до первой ступени, но даже просто увидеть лестницу.
Есть и такие «мастера», лестницы которых вообще нельзя поставить - развалится. Эти лестницы бестолково лежат на ступенях . Впрочем, есть спрос и на них. У некоторых человечков со временем пропадает потребность подниматься на более высокую ступень, но остаётся привычка к лестницам. Вот мы видим синего человечка, с удовольствием ползающего по лежащей желтой лестнице. Когда-то в детстве или в юности он сумел подняться с подножья, но, видимо, устал, и вот теперь лениво ползает вдоль валяющихся на на второй ступени бесконечных сериалов.
Гениальными художниками можно считать мастеров, способных создавать прочные, не гниющие со временем лестницы, ведущие от самых нижних ступеней к вершине. Ну и конечно же тех, кто способен, находясь на самой вершине строить лестницу "в небо", создавая таким образом новую, ещё более высокую ступень и наращивая пирамиду. На картинке такого гения символизирует лиловый человечек на вершине, строящий черную лестницу.
Теперь мысленно чуть усложним картинку. Вообще-то, более точной аналогией культуры был бы целый комплекс пирамид. Одна пирамида воплощала бы способность человека сопереживать сложным эмоциям, другая - воспринимать красоту и гармонию, третья - разбираться в философских концепциях, четвёртая - тонко чувствовать юмор, пятая - улавливать скрытые смыслы, и так далее до бесконечности.
Соответственно, человек, воспринимающий искусство, тоже по-хорошему должен символизироваться целой группой маленьких человечков, каждый на своей пирамиде. Ведь человек может одновременно находиться, например, на пятой ступени пирамиды гармонии и на первой ступени пирамиды юмора, или наоборот.
В то же время каждое произведение искусства является на самом деле целым набором лестниц. Например, в произведении искусства может быть длинная лестница к философской пирамиде, короткая лестница к пирамиде гармонии и совсем отсутствовать лестница к пирамиде хорошего сюжета.
Собственно, такая комплексность и является причиной того, что одно и то же произведение воспринимается одним ценителем искусства как сильное, а другим - как слабое. Просто первому оно даёт подходящий для его «группы человечков» набор лестниц, а второму - бесполезный.
Подытожим. В общечеловеческом плане наиболее ценны те произведения, которые несут в себе широкий набор длинных, начинающихся с нижних ступеней лестниц.