Это общенародное дело. Когда придет то время, когда за Егором Гайдаром придет всенародное понимание, тогда ему будут ставить памятники гораздо больше, чем сейчас. Я считаю, что его заслуги перед своей страной настолько очевидно, что в уменьшенном масштабе эти памятники можно ставить уже сейчас хотя бы для того, чтобы на их примере пытаться объяснить, что было сделано.
Евгений Ясин Уф! Наконец достигли мы ворот Мадрида! - Информативность первой строки пушкинского «Каменного гостя» считается 100%-ной.
"уф" - говорит об изнеможении от длительного пути, усталости, "наконец" - о нетерпении, надежде, завязке какой-то надежды, "достигли" - герои находятся вплотную у цели физически, а не в мечтах или планах, "мы" - героев как минимум двое, "ворот" - дело происходит в средние века, "Мадрида" - в Испании, в ее столице. А мы с моими читателями, уф, наконец достигли самого информативного абзаца в книге Е.Т.Гайдара «Гибель империи». В нем сказано достаточно для того, чтобы сделать выводы о том, что автор хотел сказать. И о чем хотел умолчать.
Зависимость урожаев от погодных условий, связанная в том числе с принятым в 1950-х годах решением об освоении целинных земель, как приоритете в аграрной политике, а также сохранившиеся низкие цены на нефть сделали ситуацию с внешнеторговым балансом СССР катастрофической. В этом, а отнюдь не в личных качествах М. Горбачева и просчетах его команды, - первопричина кризиса советской политико-экономической конструкции.
Пойдем с конца.
Утверждая, что формулирует первопричину кризиса советской политико-экономической конструкции, автор противопоставляет своей точке зрения лишь одну - личные качества М. Горбачева и просчеты его команды. Таким образом, задается ложная дихотомия, поскольку предложенным набором не исчерпывается спектр мнений по поводу завершения существования Советского Союза.
В качестве первопричины кризиса политико-экономической конструкции автор предлагает только набор экономических факторов.
Основные элементы, из которых складывается катастрофа, по Гайдару - урожай, цены на нефть, внешнеторговый баланс.
Высказывание о зависимости урожаев от погоды в приложении к горбачевскому времени, видимо, должно свидетельствовать о провале, произошедшем в годы последней советской пятилетки. Это не соответствует действительности. Пятилетие 1986-1990 гг. осталось самым урожайным в истории СССР.
Для того, чтобы перекинуть мостик к катастрофическому состоянию внешнеторгового баланса в терминах предложенной парадигмы, следовало бы обосновать необходимость импорта зерна. Поскольку таковых обоснований в тексте книги не имеется, используем информацию из других общедоступных источников.
Производство зерна в СССР на душу населения достигло самого высокого уровня в годы десятой пятилетки (1976-1980), после чего в первой половине 80-х провалилось более, чем на центнер. Чем не катастрофа? А если в мировом масштабе? - как говорилось в старинном фильме.
После такого резкого провала Советский Союз по душевому производству зерна переместился с 11-13 позиций, на которых он находился в течение четырех предыдущих пятилеток, на 17-е место в мире. То есть до провала только в 10 или 12 странах мира зерна производили больше в расчете на каждого жителя, чем в СССР, а в 1981-1985 - в шестнадцати. В последнюю пятилетку своего существования СССР находился на 15-м месте в мире.
А как же тонна зерна на каждого, к которой полагалось стремиться? В мире насчитывалось всего пять стран, которые преодолели этот рубеж душевого производства: Канада, Австралия, Дания, Венгрия и США (причем, Венгрия почему-то не числилась в советской мифологии среди тех, кого надо догнать). Все они были экспортерами, и, например, в Австралии, у которой СССР закупал зерно, для собственного потребления в тех же 1981-1985 гг. оставалось 557 кг на душу населения, а в СССР в результате мегатонных закупок получалось 734 кг.
Сохранившиеся низкие цены на нефть выглядели так:
Но для того, чтобы представить, как цены на нефть влияли на внешнеторговый баланс из-за «вынужденного» импорта зерна, стоит взглянуть не только на нефтяные цены, но и на то, сколько зерна можно было купить, продав ту самую нефть. Напомним, что до начала 70-х Советский Союз был крупным нетто-экспортером зерна, то есть продавал зерно дорого. А с начала 70-х стал покупать. Дешево.
Недоумение по поводу огромных закупок зерна за рубежом в последние годы Советского Союза высказывалось все громче. Одна из дискуссий развернулась на страницах журнала «Коммунист». Но это совсем другая история.
Прошу считать все вышеизложенное вкладом в общенародное дело и памятником в уменьшенном масштабе.
Update 15.12.2013
О дискуссиях 1989-1990 гг. на тему зернового импорта:
1,
2,
3,
4, 5,
6,
7,
8.