Вечно живая Гибель империи

May 04, 2012 21:45


- Назовите, пожалуйста, главный источник валюты для импорта продовольствия, начиная с 60-х годов. Назовите, что это такое и где оно находится.

- Это нефть Западной Сибири.

Эта игра напомнила мне два из «10 способов манипулирования людьми с помощью СМИ»:

Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

Под СМИ в данном случае следует понимать не только программу «Эха Москвы», но и сам источник «знания» - книгу «Гибель империи» и сайт фонда Е.Гайдара, несущий сие открытие дальше.

В самой постановке вопроса уже заложено главное сакаральное знание: нефть в обмен на продовольствие, остальные статьи внешней торговли, видимо, не важны (то ли они слишком малы, то ли речь идет о голодающей Африке или Ираке в состоянии эмбарго).

А уж если принять за чистую монету утверждение, что «начиная с 60-х годов» нефть Западной Сибири - «главный источник валюты для импорта продовольствия,», то следует признать, что речь идет о какой-то очень маленькой стране. Потому что добыча нефти в Западной Сибири началась только в 1965 году и за тот год был получен первый миллион тонн. Причем информацию об этом можно почерпнуть в той самой, рекламиреумой «Гибели империи» (рис. 1).




Если бы проблема была только в этом - «начиная с 60-х годов», - наверное, стоило бы ограничиться замечанием, что автор ГИ таких утверждений себе все же не позволял.

Но главная проблема все-таки авторская.



Та, что в предисловии к собранию сочинений названа ни больше ни меньше, а научным открытием: «в результате неспособности аграрного сектора прокормить города,  был осуществлен переход к продаже нефти ради покупки зерна.  В этих условиях падение мировых нефтяных цен парализовало импорт и способность обеспечивать страну продовольствием,  привело к обезвоживанию экономического организма страны и к гибели исчерпавшего себя общественного строя».

Так что, к утверждениям Е.Т.Гайдара и обратимся.

В самом начале параграфа «Нефть Западной Сибири. Иллюзия спасения» сказано: «Месторождения нефти Западной Сибири, открытые в 1960-х годах, возможность их освоения, финансирования за счет экспорта нефти в развитые капиталистические страны масштабного импорта сельскохозяйственной продукции, казалось, позволили решить продовольственную проблему».

Вот она, та самая простая цепочка, которая и позволила авторам передачи так легко сформулировать вопрос: рост добычи нефти в Западной Сибири - рост экспорта нефти в развитые страны - возможность покупки продовольствия у них же.

Посмотрим для начала, насколько нефть Западной Сибири связана с задачей увеличения нефтяного экспорта в целом.
А есть ли смысл в таком вопросе, можно подумать, взглянув на динамику добычи нефти и ее экспорта (рис. 2)? - Видно же, что в 1974-1978 гг. экспорт вырос.




Попробуем взглянуть шире (рис. 3).




Глядя на динамику доли нефтяного экспорта (за вычетом импорта) в добытой нефти нетрудно заметить, что значительный рост происходил существенно раньше, до 1961 года, когда страна за десять лет из положения нетто-импортера превратилась в крупного нетто-экспортера нефти. После слома тенденции рост доли экспорта продолжился до 1966 года. А вот с момента получения западносибирской нефти тенденция иная: доля экспорта практически не изменяется, и увеличение объемов экспорта в 1974-1977 гг. лишь возвращает  ситуацию к структуре середины 60-х годов. То есть форсирование экспорта с середины 60-х годов перестало быть приоритетной задачей. Увеличение добычи позволило нарастить и экспорт, и внутреннее потребление нефти, но потребление в большей степени. К потреблению еще вернемся, а пока займемся экспортом.

Поскольку нас интересует нефтяной экспорт как источник валюты, надо разобраться, может быть, заметно изменилось его распределение и, чтобы получить больше валюты, соответственно, больше нефти стали отправлять в те страны, которые расплачиваются ею?

Читаем в ГИ: «Между 1950 и 1960 годами добыча нефти за счет Приволжского нефтяного бассейна, резко возросла. Однако в это время СССР поставлял нефть в социалистические страны, ее экспорт за конвертируемую валюту, был ограничен».

В 1950 году СССР экспортировал всего 300 тыс. т нефти и действительно, в развитые капиталистические страны ее не поставлял, да и вообще был нетто-импортером нефти, как уже отмечено. Но с 1951 начался быстрый рост экспорта нефти в Италию. К 1960 году положение существенно изменилось, советская нефть шла уже, кроме Италии, в ФРГ, Финляндию, Францию и Японию.




В 1960 году поставки в развитые капиталистические страны и в социалистические были примерно равны (рис.4). К 1970 году разрыв в экспорте между развитыми странами и социалистическими существенно вырос, но в пользу последних, а не в сторону увеличения потока валюты. С 1970 по 1974 экспорт в соцстраны нарастал, а в капстраны снижался. В дальнейшем динамика экспорта в капстраны оставалась неустойчивой.

Надо сказать, что термин «развитые капиталистические страны» не является синонимичным понятию «источник валюты». С Финляндией и Исландией были заключены особые соглашения, так что при оценке получения твердой валюты не следует учитывать эти страны. Еще важное замечание: во второй половине 60-х годов стал расти нефтяной импорт, который с середины 70-х производился в основном на СКВ (рис. 5).




Экзотические источники данных приходится использовать потому, что во второй половине 70-х годов в открытых справочниках перестали публиковать информацию по торговле нефтью и нефтепродуктами в абсолютных величинах (как и многие другие абсолютные цифры из разных сфер экономики).

Итак, после всех предуведомлений, посмотрим, какая часть доступных нефтяных ресурсов могла приносить твердую валюту (рис. 6). В 1974-м - году первого скачка мировых цен (они выросли в 3,6 раза) - экспорт на СКВ был сокращен и достиг самого низкого за 15 лет относительного показателя 6,4%, в то время как экспорт в соцстраны вырос. Вновь доля нефтяных ресурсов, отправленных на валютный экспорт, достигла 10% (как это было в конце 60-х) только в 1983 году.



Таким образом, нет оснований для утверждения, сделанного в ГИ, что  после введения в строй месторождений Западной Сибири, «Советский союз быстро наращивает экспорт нефти в развитые капиталистические страны».

Ну что ж, пусть объемы нефтяного экспорта на СКВ не всегда росли согласно добыче, но благодаря росту нефтяных цен, может быть и этого хватило?

Читаем в ГИ: «Поток валютных ресурсов от продажи нефти позволил остановить нарастание кризиса продовольственного снабжения городов, увеличить закупки оборудования, потребительских товаров, обеспечил финансовую базу наращивания гонки вооружений, достижения ядерного паритета с США и позволил начать осуществление таких внешнеполитических авантюр, как война в Афганистане.»

Фраза, как можно догадаться, построена по нарастанию: после решения продовольственной проблемы (незначительной) валютные ресурсы были направлены на главные задачи - ядерное оружие и война.

Посмотрим, насколько способствовали шальные нефтяные деньги решению продовольственной проблемы.
«Нарастание кризиса продовольственного снабжения городов» выглядело, например, так: производство мяса пищевой промышленностью в расчете на каждого городского жителя в период интенсивной урбанизации с 1960 по 1975 г. выросло с 43 кг до 65 кг, несмотря на провал в 1964 году после засухи 1963-го (рис. 7).




Остановить нарастание этого процесса и впрямь удалось. В первой половине 70-х производство мяса росло, невзирая на то, что нефть была дешевой и экспорт в подушевом выражении стабилен. Но последовавшее заметное увеличении нефтяного экспорта в подушевом выражении при небывалом росте цен на нефть тут же аукается снижением и десятилетней стагнацией производства мяса. Видимо, потому, что купить зерно - это одно, а купить именно то, что требуется для производства кормов, а не для длительного хранения - это другое. И направить его на производство кормов, а не на длительное хранение - это третье.

Похоже, что все-таки малозначимую задачу снабжения населения продовольствием отложили впредь до решения основных задач. Видимо, пока жители СССР должны были наслаждаться изобилием нефти, поскольку ее ресурсы для внутреннего потребления продолжали расти (рис. 8).




Так вот же кризис! - следует возопить внимательному читателю, - от себя оторвали, вывозя, а у самих-то снижение началось уже вон когда, с 1980-го! И любой автомобилист 80-х подтвердит, что так и было, бензина не хватало.

И тут  наступает время главного вопроса.  Или ответа: что важней для лиц, принимающих решение, - снабжение населения продовольствием и автолюбителей бензином или все, что в той фразе Гайдара в конце крещендо.

Оказывается, нынешнему населению хватает на душу столько же, сколько было во второй половине 60-х (рис. 9). Правда, 2011-й дает ностальгический шанс. Добыча выросла, экспорт снизился, и получилось похоже на корыто.




И перед нею разбитое корыто...

Увеличение добычи нефти, благодаря вводу в строй месторождений Западной Сибири, позволило увеличить, во-первых, ресурсы потребляемой нефти внутри страны, во-вторых, экспорт в страны-сателлиты и лишь, в-третьих, экспорт на СКВ.

Увеличение ресурсов потребления сверх разумных пределов для мирной жизни свидетельствует о приоритете милитаристских задач.

Увеличение экспорта нефти в Восточную Европу в 1974-1977 годах свидетельствует об изменении формата поддержки этих стран, поскольку именно тогда Советский Союз прекратил поставлять им зерно и перешел к массированному импорту зерна.

Отсутствие выраженной тенденции в изменении объемов экспорта нефти на СКВ свидетельствует о том, что эта сфера внешней торговли решала в основном иные задачи, нежели обеспечение бесперебойного импорта продовольствия.

статистика, Гибель империи, нефть, Гайдар, былое и думы

Previous post Next post
Up