Jan 20, 2013 20:03
Ты вдруг поразилась, что твоя дочьи ее подруги ругаются матом. Ну, они девочки умные, не обращай внимания, просто выскочили из-под запрета, это скоро пройдет. Останется крепкое словцо от обожженного пальца или внезапной неконтролируемой ситуауии, типа попой об лед.
Как была однажды поражена я, попав в молодости в крутейшую литературную компанию, - не успевала уже никуда и мне постелили раскладушку на кухне. Писатели под утро вылезли опохмелиться и думали, что я сплю. Там был такой полушепот, что ох!
К сему старый анекдот -
Учительница на уроке:
- Дети, придумайте слова на букву "ж". Пожалуйста, Машенька!
Машенька:
- Жук.
- Хорошо. А ты, Петенька?
- Журавль.
- Отлично. А ты, Вовочка?
- Жопа.
- Вовочка, нет такого слова!!!
Вовочка (изумленно):
- Как же так, Мариванна? Жопа есть, а слова нет?
Мат - особая часть русского языка. Ни в одном языке нет такой самобытной, красочной и своеобразной части лексики.
А наше отношение к мату идет из зажатой православной традиции, в которой секса нет, и все сексуальные части тела - мерзкие. Соответственно, их названия тоже. И это еще долго будет сидеть в нас. А ведь в дотатарских церковных летописесях, в житие протопопа Аввакума - все эти слова вплетаются и называются обыденным образом. И совсем не звучат ругательствами и не коробят. Откуда же пошло табу на них... Да после Петра, когда наиболее интеллигентная часть общества - дворяне, поставили русский язык во вторую очередь в своем призрении всего простонародного, так это *фу* в надушенный платочек так и торчит в нас.
Именно люди, употребляющие мат "не по теме" вызвали у половины нашего населения стойкую аллергию к мату. Это:
- те, кто матом оскорбляет
- те, кто матом "поливает" (т.е. употребляет мат через слово)
- и, как ни странно, те, кто мат употреблять не умеет, но все - таки употребляет.
Матерный язык - это искусство. Наиболее образованные, развитые люди умеют ввести матное слово так, что оно не раздражает, а украшает.
Мата, практически, нет в мире нигде. То есть, эти слова есть. Но нигде на них не лежит цензура. Все вы слышали в американских фильмах классическое "фак ю" - наши обычно переводят его "иди в задницу". Что самое интересное, англоговорящие люди употребляют свой мат по прямому значению, в книгах, фильмах, жизни, т.е везде. Единственное, где не допускается - в политике, в публичных выступлениях и т.п. То есть, НЕТУ У НИХ МАТА!
Посмотрите, какова разница в силе выражений. Hell with him! (Дословно - ад с ним) - употребляется в нашем значении *** с ним".
А наше полудетское "пошел в ж " по - английски - очень сильное ругательство.
Французы и немцы обзываются словом "г". Тоже в фильмах, книгах, повседневности.
Нигде не перекрыли кислород своему мату! Только мы.
Подцепили дурацкое "вау!". А родное слово *** только на заборах можно писать. Наверное, поэтому и пишут. Запретный плод.
В СССР маститые писатели и доктора филологии с ученым видом поднимаясь над интеллигентской неловкостью защищали в печати права мата на литературное гражданство, *светски впиливая в академическое построение ядреный корень*
В зажатой стране мат - воля, реванш, кукиш.
Снятие табу - слова те же а экспрессия ушла. Незапертый порох сгорает свободно, не может произвести удар выстрела.
И как вывод - Материться-то человек умеет редко. Обыватель - в силу бедности воображения и убогости языка. Интеллигентный - в силу сознания табу, часто в неуместности ситуации и статуса.
НО КОГДА РАБОТЯГА ВМЕСТО ЗУБИЛА ТЯПНЕТ ПО ПАЛЬЦУ - Вот здесь все будет святой истиной из глубины души....
А зачем писатели употребляют "нехорошие слова"?
Для выразительности, ибо "только русский человек способен восторженно материться на закат"
Для создания картины реальности (вся Россия матом кроет)
Для гиперболизации
Для того, чтобы оскорбить определенную публику
Для того, чтобы шокировать
Для того, чтобы посмешить
Много еще для чего.
Не умею я объяснить словами как пишут стихи, как сочиняют музыку, почему художник берет ту или иную краску. Люди! Если вы не слышите музыки слов, вы НЕ АВТОРЫ, ВАМ ТУТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ!
Совсем не обязательно всем писателям употреблять мат. Кому - то он - как выразительное средство. Кому - то - не нужен. Каждый художник творит, как требует его душа.
Спор бессмысленный. Аксиома. Русский мат бессмертен, потому что он есть глубинная часть психики русского человека, он лежит во всех пластах русской культуры, ничего вы с ним не сделаете.
И он имеет право быть.
В жизни, литературе, везде.
А задача писателей - сделать из мата не похабщину, а искусство.
Кто не умеет - не употребляйте его. И всё!
Так что девочки, почитайте все вышеизложенное. И не делайте мат оскорблением. Иногда слово недожаренная сосиска или жирный индюк бывают гораздо обиднее, потому что неожиданны и не приелись.
Так что ку-ку...
...мат настолько крепко вошел в русский язык, что без него из разговорного языка исчезнет огонь...ну чем ты заменишь осто-ебенило, ох-уел и пр...а уж восклицания в неожиданных ситуациях, поскользнется какая-нибудь бабуся на льду и приложившись боком в редком случае воскликнет мамочки! - а уж автобусные перепалки отстранено послушать... Да почитай ты Николай Николаевича Юза Алешковского, наконец, насладись. Я так смеялась в юности только над трое в одной лодке, а уж разговорный мат там во всей красе....Мне напомнил обожаемые Москва-Петушки, но подноготная другая, в петушках жизнь глазами выпивохи(жизнь глазами вовнутрь себя), а нн - сплошная физиология (тоже жизнь вовнутрь и оба соединяются просто потрясающе в одно целое), та любовь о которой скромно умалчивают самые откровенные романы, но без унизительной пошлости и с большим чувством юмора конечно, утрировано, но ударно меж глаз... и со многим примиряет...А уж чего стоят писаховские сказки - полная насладюха...
О мАте...