Nov 08, 2024 10:29
Социалистическая экономика - это механизмы капитализма, которые перешли в общественную собственность и формируют общественные фонды потребления.
В ней в полной мере сохраняются все "родовые пятна" капитализма: структурное насилие в виде различного вида принуждения (как минимум экономического "кто не работает, тот не ест, а часто ещё и прямого в виде законов о тунеядстве), неравенство в доходах, наличие институтов "бабла ", "товарности", "власти", "государства", "силовиков", имитация народовластия и так далее.
Единственное, что отличает социализм от капитализма - это именно распределение прибыли. То есть прибыль при социализме уходит не в карман собственников, а в общественные фонды потребления. Но черпают из них люди по-разному.
Как писал товарищ Троцкий в Преданной революции:
Если перевести, для наглядности, социалистические отношения на биржевой язык, то граждан можно представить, как участников акционерного предприятия, в собственности которого находятся богатства страны. Общенародный характер собственности предполагает распределение "акций" поровну и, следовательно, право на одинаковую долю дивиденда для всех "акционеров". Граждане участвуют, однако, в национальном предприятии не только как "акционеры", но и как производители. На низшей ступени коммунизма, которую мы условились называть социализмом, оплата труда производится еще по буржуазным нормам, т.е. в зависимости от квалификации, интенсивности и пр. Теоретически доход каждого гражданина слагается, таким образом из двух частей, а + б, т.е. дивиденд плюс заработная плата. Чем выше техника, чем совершеннее организация хозяйства, тем большее место занимает а по сравнению с б, тем меньшее влияние на жизненный уровень оказывают индивидуальные различия труда. Из того факта, что в СССР различия заработной платы не ниже, а выше, чем в капиталистических странах, приходится сделать вывод, что акции советских граждан распределены неравномерно, и что в доходы граждан, наряду с неодинаковой платой, входит неодинаковая доля дивиденда. В то время, как чернорабочий получает лишь б, минимальную плату, какую он, при прочих равных условиях, получал бы в капиталистическом предприятии, стахановец или чиновник получает 2а + Б или 3а + Б и т.д., причем Б может, в свою очередь, равняться 2б, 3б, и т.д. Различия в доходе определяются, другими словами, не только различиями индивидуальной выработки, но и замаскированным присвоением продуктов чужого труда. Привилегированное меньшинство акционеров живет за счет обделенного большинства.
Если принять, что советский чернорабочий получает больше, чем получал бы, при одинаковом уровне техники и культуры, в капиталистическом предприятии, т.е. что он все же является маленьким акционером, то его заработную плату придется принять равной а + б. Заработок более высоких категории выразится формулами: 3а + 2б; 10а + 15б и т.д., что значит: чернорабочий имеет одну акцию, стахановец 3, спец. - 10; сверх того их заработные платы в собственном смысле относятся, как 1 : 2 : 15. Гимны священной социалистической собственности звучат, при этих условиях, гораздо убедительнее для директора или стахановца, чем для рядового рабочего или колхозника. Между тем рядовые труженики составляют подавляющее большинство общества, и социализм рассчитан именно на них, а не на новую знать.
То есть самое честное социалистическое государство - это АО, где каждый гражданин является акционером (причём имеет одну акцию) и получает равный дивиденд от общей прибыли концерна-государства и при этом обладает одним голосом (при этом нет ни золотых акций, ни акций обычных и привилегированных), все акции - обычные (хотя нетрудоспособным можно выдавать и привилегированные), а дивиденд определяется общим ежегодным собранием акционеров по результатам деятельности концерна государство на общем ежегодном собрании акционеров. А вот зарплату он получает уже по своей ценности для работы АО. И желательно, чтобы не потому что он "начальник", а именно реально ценный спец, которые делает важную работу, которая значительно улучшает жизнь широких народных масс акционеров. При этом, используется ещё и методология КОМПАС Водянова, то есть каждый акционер на своём рабочем месте имеет личный фонд матстимулирования и может его выдавать своим смежникам по работе в знак поощрения их качественного труда. То есть, в идеале, схема оплаты труда должна быть следующей: ежегодный дивиденд + поощрение из личных фондов матстимулирования на основе твоих заслуг перед своими производственными смежниками, которым ты предоставляешь сервисы в качестве их входных потоков по цепочке производственной кооперации.
Да, крайне важна ещё одна часть системы - абсолютная прозрачность. В этом обществе не должно быть никаких тайн. Все значимые факты деятельности каждого человека фиксируются, хранятся вечно и доступны каждому желающему. Это единственный способ борьбы с асимметрией информации - матерью всех мошенничеств, включая власть, рынок, коррупцию, манипуляции и прочее насилие.
А вот коммуны должны стать анклавами новой жизни, где должны обкатываться форматы социального гуманизма, то есть там, где все формы структурного насилия сняты, где коммунистический процесс дошёл до своего логического завершения.
Коммуна - это авангард, где нет места "баблу", власти и прочей шляпе.
Так что либо коммуна, тогда без бабла и прочего, либо АО по той схеме, что я описал для социализма.
В коммунах все просто трудятся определённое количество часов по своему осознанному выбору и руководствуясь внутренним убеждением, формирующим позицию долженствования, чтобы обеспечить себя всем необходимым.
Всё необходимое в согласованных коллективно объёмах предоставляется в натуре по мере необходимости.
Решения принимаются консенсусом. Секретов нет, все видят всё. Руководителей нет, есть координаторы.
В качестве системы, можно глянуть Даббавалу и Квакеров.
То есть принципы и схема организации от квакеров, а организация производственной деятельности от Даббавалы.
Первый принцип квакеров в части веры определяется самим коммунаром, может верить во что угодно, главное, чтобы вёл себя прилично и соблюдал все базовые принципы. Я вот верю в человечество/человека, а кто-то может верить в Христа, Будду, Аллаха или Макаронного монстра, Раминь!
социализм,
коммунизм,
общественная форма,
социогуманизм,
капитализм