Nov 05, 2023 09:27
День 4 ноября наши власти назвали "День народного единства".
Про "народное единство" богатых с бедным не пошутил только ленивый, поэтому, я не буду.
А, вместо этого, предлагаю таки поднять историю и понять, а что мы действительно отмечаем 4 ноября?
Дак вот, отмечаем мы, друзья, не "День народного единства", а "День примера успешной низовой самоорганизации народа".
Тут я высказал эту идею в одном чате, где мне сразу заявили, что какая нахрен народная низовая самоорганиция? Там же был князь! Вот он всё и устроил.
В результате, оппонент огрёб и тихо ругаясь про "политтехнологов", которые всё переиначили, начал менять аргументы.
Итак, что же случилось 4 ноября? 4 ноября по новому стилю народным ополчением Минина и Пожарского были изгнаны из Москвы польские интервенты.
Дак вот, это народное ополчение было не первым. Оно было вторым. И статья в Вики так и называется: "Второе народное ополчение".
А до этого было первое ополчение. Как раз под руководством тех самых "профессиональных управленцев" князя Трубецкого и атамана Заруцкого. Которое особых успехов не имело.
Итак, как же было организовано второе ополчение. Я тут буду тупо цитировать Вики.
"Инициатива организации Второго народного ополчения исходила от ремесленно-торговых людей Нижнего Новгорода, важного хозяйственного и центра на Средней Волге. В Нижегородском уезде проживало в то время около 150 тыс. человек мужского пола (в самом Нижнем - около 3,5 тысяч жителей мужского пола, из них около 2-2,5 тысяч посадских людей), было до 30 тысяч дворов в 600 селениях."
То есть таки низовая самоорганизация.
"Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась церковная служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, призвав встать на освобождение Русского государства от оккупации католиками и униатами, а затем Минин выступил с предложением собрать деньги на наём военных специалистов, чтобы не повторялась ситуация, когда действовавшие в составе Первого ополчения нижегородцы заняли 9/10 Москвы, а поляки и малороссийские казаки укрылись от них за неприступными без военных специалистов стенами Кремля и Китай-города. По предложению Минина, не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор» для всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества, а у несогласных отбирали всё имущество. Минину было поручено руководить этим сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения."
Затем люди выбрали себе координатора. Заметьте, не начальника, а именно координатора, который выполнял функции информационного и организационного обеспечения, контактируя со всеми сторонами. Далее, люди сами выдвинули идеи собраться не только деньгами, но и людьми, и взяли на себя эти обязанности. То есть та самая нормальная прямая демократия, когда законы пишут те, кто их потом будет исполнять.
"«Выборный-человек» Кузьма Минин в своём призыве поставил вопрос и о выборе военачальника будущего ополчения. На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского, родовое имение которого находилось в Нижегородском уезде в 60 км от Нижнего Новгорода к западу, где он долечивал свои раны после тяжёлого ранения 20 марта 1611 года в Москве. Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения. Он был знатного рода - Рюриковичем в двадцатом колене. В 1608 году, будучи полковым воеводой, разбил близ Коломны войска тушинского самозванца; в 1609 году разгромил шайки атамана Салькова; в 1610 году, во время недовольства рязанского воеводы Прокопия Ляпунова царём Шуйским, удержал в верности царю город Зарайск; в марте 1611 года доблестно бился со врагами Отечества в Москве и был тяжело ранен. Импонировали нижегородцам и такие черты князя, как честность, бескорыстность, справедливость в вынесении решений, решительность, взвешенность и обдуманность своих поступков. Нижегородцы ездили к нему «многажды, чтобы мне ехати в Нижний для земского совета» - как говорил сам князь. Согласно тогдашнему этикету, Пожарский долго отказывался от предложения нижегородцев. И только когда к нему приехала делегация из Нижнего Новгорода во главе с архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием, то Пожарский согласился возглавить ополчение, но с одним условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин, которому по «приговору» нижегородцев было присвоено звание «выборного человека всею землёю»."
Затем, вече постановило по предложению координатора привлечь профессионала для ведения боевых действий и сам же Минин, который предложил вариант, поехал это своё предложение исполнять. Причём, профессионал отнюдь не жаждал "власти" и даже весьма бойко отказывался от предложения народа. А когда согласился, то не стал отгребать себе всю полноту власти, наоборот, он взял на себя ровно то, на что его нанимали - организацию военных действий, а всё хозяйство оставил на координатора Минина.
Ну и дальше оно всё и покатилось. Разумно организованное ополчение, во главе с профессионалом в войне и профессионалов в хозяйственных делах, хорошо снабжённое материально, соответственно, имело гораздо больший шанс на успех. И оно его реализовало в полной мере.
"Постепенно устанавливался порядок на всё более значительной территории государства. Постепенно, с помощью отрядов ополченцев, она очищалась от воровских шаек. Ополченское войско уже насчитывало до десяти тысяч ратников, хорошо вооружённых и обученных. Власти ополчения занимались и повседневной административной и судебной работой (назначение воевод, ведение разрядных книг, разбор жалоб, челобитий и пр.). Всё это постепенно стабилизировало обстановку в стране, приводило к оживлению хозяйственной деятельности. Даже когда в Ярославле началась эпидемия, и Семибоярщина была уверена, что ополчение разбежится, грамотные санитарно-гигиенические мероприятия правительства ополченцев позволили прекратить эпидемию."
К сожалению, у людей тогда не было навыка и понятий в голове о том, что им совершенно нет никаких причин после такого триумфа низовой самоорганизации садить себе на шею очередного тупого царя. И они таки совершили эту ошибку. За что потом же и поплатились.
Но сам опыт успешной низовой самоорганизации дорогого стоит и должен отмечаться максимально широко!
PS Отдельно хочется отметить козлячье поведение "профессиональных управленцев" - бояр, которые просто предали страну и "рыночников-профессионалов" из первого "народного ополчения", которое работало только за бабло и на тех, кто платил. История дивная в своей иллюстративности.
демократия,
праздник,
история