Напомню, что речь НЕ идет об эмолентах, эмульгаторах, загустителях, консервантах, отдушках и т.п. О них - в другой раз.
Активные ингредиенты дают возможность при помощи косметических средств влиять на происходящие в коже физиологические и биохимические процессы. Таким образом, с их помощью получается многофункциональный продукт, который помимо сугубо косметического воздействия (временное улучшение внешнего вида кожи) способен корректировать её состояние и решать ряд проблем.
При всем разнообразии используемых в косметике активных ингредиентов (активов), их можно разделить на несколько основных категорий.
Утилитарная классификация на «активы для сухой кожи», «антивозрастные активы», «активы для проблемной кожи» и т.п. не отражает сути, так как большинство ингредиентов могут использоваться для решения нескольких задач одновременно и поэтому подходят для разных типов. Не говоря уже о том, что типология претерпела много изменений и далеко ушла от классических трех вариантов - сухой, жирной и нормальной кожи. В настоящее время в косметологии рассматривается более десяти типов кожи, и это не предел.
Поэтому отнесение актива к той или иной категории логичнее основывать на его свойствах и механизмах воздействия на структуры кожи.
Ниже - мой упрощенный вариант классификации активов:
1. Липиды
2. Антиоксиданты
3. Гидроксикислоты
4. Протеины
5. Пептиды
6. Аминокислоты
7. Влагоудерживающие агенты
8. Фитоэстрогены, фитостерины, фитогормоны
9. Микроэлементы
10. Витамины и их производные
11. Пробиотики и пребиотики
+(в отдельную группы выделю экстракты (они могут выступать источниками и антиоксидантов, и фитоэстрогенов, и полисахаридов), а также эфирные масла
12. Экстракты и эфирные масла.
Классификацию можно дополнить и развернуть, но приведенные позиции вполне могут дать общее представление о косметических (космецевтических) активах.
В соответствии с Косметической Директивой, принятой в ЕС, производитель косметики обязан указывать все ингредиенты, входящие в продукт, в убывающем порядке по весу. Названия ингредиентов приводятся по Международной номенклатуре косметических ингредиентов - INCI.
При этом потенциально аллергенные ароматические вещества (они вынесены в отдельный список, в который входит более 25 позиций) должны быть указаны на этикетке, если их концентрация в косметике составляет 0,001% в несмываемых и 0,01% в смываемых средствах.
Конечно же, производителю предпочтительнее не раскрывать полный состав. Особенно часто этим грешат создатели «натуральной косметики» - ведь названия многих активных ингредиентов (а также эмульгаторов, загустителей и консервантов) звучат непонятно и устрашающе для покупателя.
Поэтому, если на баночке вы видите такой, например, перечень ингредиентов:
масло аргана, масло зародышей пшеницы, экстракт лотоса, экстракт шиповника, эфирное масло розового дерева , витамин Е
и при этом данное средство имеет консистенцию крема, то вы имеете дело с неполным составом и маркетинговым приемом, цель которого - привлечь вас полной натуральностью.
В следующих постах опишу последовательно каждую категорию активов. Если кого-то из читателей интересуют сведения о конкретных, встреченных ими в косметике активных ингредиентах, сигнализируйте в комментариях)