Jun 19, 2014 22:49
Данная статья является выражением личного мнения автора и может не совпадать с мнением читателя.
Возможно в тексте будет специфический сленг. Если какие слова не понятны советую зауглить (ну или спросить меня).
Поразмышляв немного после проведения последней гонки и пообщавшись с новыми начальниками на горе, хотелось бы немного потрепаться о том, почему до сих пор на нашем замечательном ГВ так мало внимания уделяется велоспорту, ведь это основной “хлеб” зарубежных горнолыжных центров в теплое время года. А у нашей горы такой большой потенциал, который до сих пор не реализован.
Перед началом немного проясню режимы работы ГЛЦ (Горно-лыжных центров) “как оно должно быть” на основе зарубежных комплексов.
Зима. Все катаются. Люди прут отдохнуть, покататься на досках и лыжах, потратить свои кровные в местных забегаловках, магазинах и естественно на склоне.
Лето. Снова все катаются. Но уже на велосипедах (самых разных от кросс-кантри до даунхилла) , маунтинбордах и на всем остальном, на чем можно проехать по тропе. Также тратят баблинское в клубах, различных ивентах, магазинах и сервисах обслуживания. Кто-то катается в вело-туры по живописным местам.
В общем жизнь там кипит круглый год.
А у нас что? А у нас в квартире газ (на самом деле нет). Зимой у нас гора забита местными и туристами, постоянно какие-то соревы, толпы экстремалов и спортсменов. А летом пустота, где все экстремалы? Только забегаловки работают в штатном режиме, потому что у нас народ очень любит выпить и закусить на свежем воздухе.
Чтобы комплекс ожил в летний период, нам нужен байк парк с широкой сетью троп для велосипеда.
Давайте немного забежим вперед, и представим, что у нас вдруг взял и появился из неоткуда крутой байк парк. Кто его будет посещать?
Местные? На данный момент население нашего областного центра примерно 200-300т человек. Из них имеют велосипед и регулярно катаются на нем примерно 35%, это 50-75тыщ человек. Этому даже можно поверить, прогуливаясь летом по улицам города, на которых каждый третий будет велосипедист. Вроде бы неплохо да? Но сколько из этих людей готовы отдавать свои деньги для катания на крутом комплексе? В лучшем случае это будет процентов 50, т.е. тыщ 25 человек с различным уровнем катания будет посещать в течении летнего сезона комплекс. Этого явно мало для получения сверхприбылей, но более чем достаточно для медленной, но верной окупаемости в течении следующих 5-10 лет. Чтобы сократить время и начать наконец получать чистый доход нужно привлекать дополнительно туристов, но тут вмешивается в процесс безжалостная стерва География, которая говорит, что не получится просто так взять и доехать на любом доступном транспорте из Хабаровска до Южного. Потому что Южный ска на острове, и придется выкладывать дополнительные бабки за самолет или паром. Но паром не самый быстрый транспорт для человека, взявшего недельку на покататься в горах и потому остается самолет. Сколько сейчас стоит самолет Ха-Ю-С? А кто-нибудь пробовал летать на самолете с велосипедом? Это огромные переплаты за багаж и куча геморроя. В общем добраться на Сахалин с велом целая проблема. Решить проблему без гос поддержки явно не получится, потому что цены для туристов не упадут за счет потока туристов, а необходимого потока в начале явно не будет. Но проблема транспорта не единственная. Человек приехал и ему нужно где-то жить. Давайте посмотрим, что мы можем ему предложить? Рыбак, Гагарин, Белка, Рубин и т.д. хорошие или средние гостиницы (вот давайте не будем вспоминать про Монерон!), явно не ориентированные на туристов с велосипедом, возьмут с человека не меньше трех тыщ в сутки! Блин, ребята, для кого такие цены? Ясно понятно, что для буржуев с нефтедолларами, но никак не для туриста из центра России. У нас нет ни одного хостела или простой, но ухоженной гостиницы со стоимостью проживания 600-1000р/сутки. Ведь что нужно райдеру от гостиницы? Место, где переночевать, чтобы дорогой вел не украли, постирать грязную джерси и помыться самому. Ему не нужны четырехзвездочные люксы с баром и джакузи в номере. Таким образом, кроме проблемы транспорта, есть еще проблема проживания. Но тут снова можно дополнить список проблем разнообразив их ценами в закусочных, отсутствием туров для велосипедистов и в целом полной не ориентированности города не только вело-туристов, но и пешеходных туристов тоже. Всю эту мелочь я расписывать не буду, уж очень долго тогда получится.
Получается, что кроме местного населения и высоко обеспеченных буржуев (коих в меньшинстве) супер-пупер крутой комплекс посещать некому ввиду элементарной недоступности его для обычных райдеров-туристов.
А теперь давайте вернемся к нашей реальности и увидим, что наикрутейшего байк-парка у нас как небыло, так и нет. И перед нами стоит задача его построить. С чего же нужно начать? Да, начать по идее нужно с плана развития. Но план развития рождается в головах тех людей, которые имеют представление о байк-парках, которые “в теме” строительства подобных объектов. Но вот беда, дирекция Горного мало представляет, что такое горный велосипед и с чем его едят. Винить их за это нельзя, как можно иметь представление о том, чего в России никогда небыло?(я про байк-парки). Но зато дирекция имеет прекрасное представление о финансах и умеет считать. Строительство летнего комплекса требует крупных вложений, которые при упорной работе могут вернуться лет через 10. Дирекция видит, что от летнего комплекса не будет прибыли на следующий год, а через десять лет еще не известно, кто будет у руля (ведь только за последние четыре года руководство поменялось три раза). А зачем дирекции вкладывать в комплекс, если плоды пожинать будет кто-то другой? Но тем не менее, руководство понимает, что как-то развивать комплекс нужно, причем было бы прекрасно, если бы велоспорт развился сам собой или с минимальными вложениями с их стороны. И потому они обратились к местным ребятам экстремалам с предложением.”Ребята, все в ваших руках! Бла бла бла!”. Если вкратце, то предложение было типа “постройте нам тут, а мы вам инструменты дадим и билетики на подъемы”(а на сколько хватит этих билетиков все умалчивают). О том, что подумали ребята история умалчивает, но я могу рассказать, что по этому поводу подумал я.
А я подумал, что из этой затеи мало что получится, а если получится, то толкового в результатах не будет. Почему? Да потому что с таким подходом ставить конкретные задачи волонтерам нельзя и за результат труда потом ни с кого не спросишь. Это волонтеры, захотел пришел, не захотел не пришел. Это раз. Древняя мудрость гласит, что чтобы что-то взять, нужно что-то дать. А как взять прибыли с развитого летнего комплекса, ничего не вложив перед этим в развитие? (это я к тому, что предлагают они копать за бесплатно). Это два. Ну и после первых двух пунктов вытекает итог: проблемы индейцев шерифа не … кхм… волнуют. Т.е. развитие комплекса, головная боль комплекса и никого другого. Бесплатно на горе парковая трасса или еще что-то стоящее не вырастет. А специалистам нужно платить.
Таким образом мы получаем то, что имеем. Гора есть, а летнего комплекса нет. И, судя по направлению развития в комплексе, в ближайшем обозримом будущем не будет. Может быть и вообще не будет, что вполне вероятно. В лучшем случае будет что-то похожее на ПКиО “Гагарин”. А жаль.
Горный воздух,
байк парк,
мысли