Jan 16, 2011 17:52
Обычно как считается: кнут и пряник. Человек опоздал, его друг обозвал мудаком - это должно учить не опаздывать. Ребёнок сделал домашку, его родители похвалили - это должно учить делать домашку.
Мне же кажется, я очень малому количеству вещей научилась так.
По-моему, почти все пунктики (в духе "опаздывать плохо" или "делать домашку хорошо") я усваивала по другой схеме. Стою я рядом с Васей, а он говорит, как его бесит Саня, который сука опаздывает. И тут я понимаю: блин, короче, плохо опаздывать. Или по меньшей мере я понимаю, что плохо опаздывать на встречи с Васей.
Если знакомый препод Петька рассказывает, как его бесят люди, задающие вопросы не в тему, у меня появится комплекс таких вопросов, и я буду десять раз ещё думать перед каждым вопросом своему преподу Михалу Михалычу, достаточно ли он по теме. А пока Михал Михалыч раздражённо отвечает на мои вопросы, я хоть и могу догадаться, что они ему не нравятся - но комплекса у меня не появится. Может, я стану реже задавать ему вопросы, но не по причине того, что задавание вопросов кажется мне неправильным. Мои поведенческие установки, вероятно, не поменяются.
Короче, я хочу сказать, что чья-то оценка чужого поведения влияет на тебя сильнее и более изнутри, чем оценка твоего поведения . Наверное, это потому, что у тебя не возникает кучи лишних мотивов в духе самооправдания. Ты можешь спокойно оценить адекватность критики или, если критика неадекватна, оценить последствия такого поведения. Если я узнаю, что Кате неприятны девушки, пьющие пиво, то хоть и не сочту это объективно плохим, мне не захочется пить при ней пиво. А если она меня с пивом начнёт критиковать, у меня не возникнет искреннего желания соответствовать её вкусам и не пить при ней.
Вопреки традиционному представлению, люди лучше учатся на чужих ошибках. По крайней мере, многим вещам.
Думаю, это нужно изучать и внедрять новые методы в педагогику и воспитание детей.
психологические механизмы,
психология