По Лужецкому, продолжение

Oct 29, 2024 07:33


Про "сознался и тебе ничего не будет".
Ага, примерно, как в анекдоте про Чапаева: "Ничего тебе, Петька, не будет - ни коня, ни шашки, ни бурки". Ничего - это в смысле "не сожгут". Всё остальное вариативно, и в большинстве случаев тоже определённые неприятности несёт. Даже для покаявшихся и отрекшихся от ереси в зависимости от степени вины предусматривались те или иные наказания/покаяния. Ну, во-первых, если ты при этом занимал какую-либо общественную должность, можешь с ней попрощаться (как и с перспективами её ещё когда-нибудь занять). Твои потомки в нескольких поколениях - тоже. Если установлено, что в каком-то доме проводился консоламентум (главное таинство катаров) или "еретикация" по-инквизиторски, дом подлежал разрушению - так что хозяин дома конкретно попал, даже если не был еретиком сам или отделался покаянием. Одно из самых лёгких наказаний - принудительное паломничество в Рим или Сантьяго-де-Кампостела (ко гробу святого Иакова). Что в это время будет с твоим хозяйством - никого не... волнует. Но, так-то, могут и в тюрьму отправить каяться, на хлебе и воде, срок по усмотрению инквизиции, вплоть до пожизненного. Другое дело, что поначалу к этому прибегали реже, потому что в середине XIII века никаких тюрем не напаслись бы. А когда арестованных за ересь немного осталось, в тюрьму стали заключать куда чаще. Впрочем, даже и наименее напряжная из покаянных практик - ношение специальной одежды с нашитым крестом - означала, что многие предпочтут с тобой дела не иметь, а то мало ли что.
Ну, и главная засада здесь
не в том, чтобы признаться и отделаться покаянием - главная засада в том, что в знак раскаяния надо рассказать всё, что знаешь о ереси и еретиках. За неполные и уклончивые показания, когда выяснится, тюрьма (как минимум) уже практически гарантирована. А с 1255 года в случае запирательства уже и пытать разрешали (другое дело, что первая инквизиция пытала редко, больше полагаясь на бюрократические процедуры). По меткому замечанию Анн Бренон, "чтобы воссиял долгожданный свет, а еретическая зараза была искоренена, соседка должна была донести на соседа, отец на сына, а сын на отца, возлюбленный - на невесту, а священник - на весь приход".
Кстати, "еретическая зараза" - это не только "еретикация" у катаров (или разговоры с ними, или если сидел с ними за одним столом, или если слушал их проповеди). Это может быть даже недогматическое, но не признанное церковью мнение. Рыцаря Бернала д'Уртеля из Раба(та) сгноили в тюрьме даже не за догматическую ересь, а за отрицание учения о том, что некрещёные младенцы попадают в ад - и это он ещё раскаялся во время следствия, а иначе и сожгли бы, вероятно. А так пожизненным "отделался".
Мало того - ответственность за ересь, как уже говорилось, имела обратную силу и передавалась по наследству. Из-за этого и в конце XIII - начале XIV века, когда инквизиция катарскую церковь уже добивала и активных еретиков было мало, куча народу по-прежнему жила как на вулкане. Если вдруг выяснится при очередном расследовании, что твой дед был еретиком (или покаялся, но перед смертью вторично впал в ересь) - ну, см. выше. С должностью, если она есть, можешь попрощаться. Не дай то бог, чтобы он принял консоламентум на смертном одре в доставшемся тебе по наследству доме - дом разрушат. Останки деда, естественно, выкопают с кладбища и сожгут. И ещё хорошо, если тебя не заподозрят, что ты нарочно это скрывал. А если заподозрят, то и в тюрьме насидишься, пока разберутся.
Причём, проблема именно в этом - в систематичности преследований на протяжении почти столетия. Один раз повезло, пропустили, через десять лет станут снова искать ("с учётом вновь открывшихся обстоятельств") и найдут. Через сорок лет до твоих внуков доберутся, и даже если не привлекут за ересь, то неприятности обеспечат. То есть, это такая плотная сеть, которой ловят раз за разом, причём массово. После подавления восстания 1242-1244 годов, закончившегося костром в Монсегюре, инквизиция, дай бог памяти, кажется, пять тысяч человек допросила на предмет ереси.
Иногда, в принципе, против этого помогала круговая порука - но она должна быть по-настоящему всеобщей, твёрдой и надёжной. В Вердене, например, вся округа, что катарские верующие, что католики, хором твердила: нет, никаких еретиков тут отродясь не было, никого не видели, ничего не знаем. На один раз сработало. Что все врали, выяснилось при повторном расследовании, чуть ли не сорок лет спустя. Ну, потому что такая штука действительно обычно срабатывает один раз. При повторе хоть кого-то да зацепят и начнут ниточку разматывать. 
Для горожан ещё одно неудовольствие - в самой по себе процедуре закрытого трибунала. В городах Лангедока в основном судил суд присяжных, равных подсудимому по общественному положению, и суд был открытым. Для них введение суда инквизиции выглядело как в третьей части "Пиратов Карибского моря": "Право на рассмотрение дела судом равных - упраздняется. Право на открытый процесс - упраздняется. Право на ознакомление с показаниями свидетелей - упраздняется. Право на отвод свидетелей и судей - упраздняется".
В общем, вся эта штука, помимо личных неприятностей для кучи людей, ещё и очень здорово била по всем социальным связям южного общества, включая семейные. Поэтому, собственно, население Лангедока (включая местных католиков) прозвало инквизицию Несчастьем.

История, Оплот ереси, Религия и наоборот

Previous post Next post
Up