Мда, а Лужецкий-то совсем как раньше...

Oct 27, 2024 23:32


Ну, поскольку моя область интересов несколько уже (эпоха альбигойцев и первой инквизиции), ограничусь этим моментом.

«Люто мимикрировали под католиков»

Священники катаров свою веру не скрывали. Рядовые верующие в эпоху преследования могли скрывать.

«Они считали что они католики»

Нет. Они считали свою церковь истинной, и отделяли её от римской церкви, во всяком случае, на протяжении большей части известной их истории, исключая, может, самое начало.


«Папа отправил двух следователей, чтобы они выяснили, что это вообще такое»

Римская церковь к тому времени отлично знала, что это вообще такое. Первые известные единоверцы позднейших катаров были сожжены в 1022 году, почти за двести лет до этого (вот тогда они ещё не успели полностью дистанцироваться от господствующей церкви: сожжённые были канониками кафедрального собора в Орлеане).

В XII веке уже были крупные процессы над ними, завершившиеся сожжением еретиков (особенно в Кёльне и Льеже). Даже прозвище «катары» (это не самоназвание), скорее всего, придумал католический священник Экберт из Шёнау. Третий Латеранский собор 1179 года (за тридцать лет до альбигойских войн) уже произнёс анафему на еретиков и потребовал от светской власти содействовать церкви в их преследовании. Был даже «малый крестовый поход» в Лавор после этого (Генрих де Марси, 1181 год).

«Против еретиков» Алана Лилльского написано около 1190 года.

Даже до миссии Петра де Кастельно Иннокентий III уже призывал и графа Тулузы Раймона VI и короля Франции Филиппа-Августа к принятию силовых мер против еретиков, то есть, в данном случае именно против катаров.

Далее: реальная цель миссии Петра де Кастельно с самого начала именно эта и была - сподвигнуть Раймона к преследованию еретиков. Именно это, и отказ Раймона от требований Рима, и вызвало конфликт графа с папским легатом - когда легат заявил об отлучении графа от церкви.

«Ещё ни одного костра не зажжено».

А вот это случай так называемого вранья. Повторюсь: первый костёр, на котором сожгли катаров/протокатаров (во всяком случае, людей, разделявших то же вероучение) - это Орлеан, 1022 год. И далее, в XI и XII веках их сжигали неоднократно. Ну, просто некоторые случаи:

1030 год - сожжение еретиков из замка Монтефорте в Милане.

1143 год - сожжение еретиков в Кёльне.

1144 год - сожжение еретиков в Льеже.

1163 год - снова сожжение еретиков в Кёльне (кстати, Экберт из Шёнау именно тогда отметился).

Римская церковь уже вполне знала кто такие еретики вообще, и катары в частности, а руководство церкви вполне понимало, что хочет с еретиками делать (см. собор 1179 года).

Ну, и по поводу, так сказать, резни и дольчиниан: даже к моменту рождения Дольчино (1250) на свет в смысле резни римская церковь уже могла по совести предъявить дольчинианам разве что претензии сложившихся крепких профессионалов начинающим любителям (альбигойские войны уже прошли).

«Почему сжигали?»

Да, в общем-то вполне известно как раз из инквизиционной формулировки: «В знак вашего вечного осуждения» (с дополнением «И пошли они из пламени временного в пламя вечное»).

В общем, ладно, пойду я пока спать, а дослушаю завтра.

image Click to view

История, Оплот ереси, Религия и наоборот

Previous post Next post
Up