Про позиции оппозиции. Часть 1. Активисты и их Марши

Sep 20, 2012 20:53

Главным движителем протестного движения нынче является оппозиционный активист. Он ходит на марши, стоит в пикетах, придумывает креативные лозунги и, как может, переносит их на купленные собственноручно листы ватмана. В результате медведо-путинской рокировочки и прошлогодних думских выборов число активистов выросло в разы. Владельцы ЦБК в восторге!
По числу пройденных маршей и человеко-часов в пикетах определяется статус активиста в оппозиционном сообществе. Высший шик - выступить на митинге. Неважно, что человек говорит, имеется ли он в каждой последующей его речи хоть что-то новое по сравнению с десятью предыдущими его спичами - все равно публичное выступление дает шанс быть замеченным, да и никто ведь и не собирается издавать для потомков полное собрание избранных митинговых речей.
За свои заслуги активист поощряется - избирается в бесчисленные политсоветы, бюро политсоветов, оргкомитеты и прочие уважаемые органы, становится координатором, сопредседателем и т.п. Теперь он достоин не только ходить, стоять и выступать, но и определять «стратегию и тактику» - когда, где и сколько менее статусные активисты будут ходить, стоять и выступать.
Часто наиболее статусные активисты предпочитают считать себя политиками. Это не совсем верно, ибо политика есть профессия, а активизм - состояние души. Политик как всякий профессионал должен четко ставить себе цели, выбирать способы их достижения и оценивать свою работу по достигнутому результату. Активисту же важен не столько результат, сколько сам процесс. Его задача - публично выразить свое личное отношение к происходящему, а потому отношение других к проводимым им акциям активиста волнует не сильно. Однако он считает важным выражать свои мнения достаточно регулярно и по разнообразным поводам. При этом численность активистов, выходящих на то или иное мероприятие, имеет чисто символическое значение - ровно как численность работников в той или иной коммерческой компании, ибо и в том или другом случае для общества важен не вклад каждого, а лишь результат их совместной коллективной деятельности.
Первые массовые выступления, которые происходили прошлогодней зимой, не были маршами активистов. В них участвовали обычные люди, оторвавшиеся от своих повседневных дел ради протеста против вполне конкретного акта - наглой фальсификации выборов. С тех пор часть этих людей превратилась в тысячи рядовых активистов, и теперь, по выражению Навального, они ходят на Марши как на работу. А остальные, которых много больше, вернулись к своим повседневным делам.
Эти последние - не активисты. Разумеется, они не изменили своего отношения к нечестным выборам, к легитимности Думы, к Путину или Медведеву, к партии жуликов и воров. Если будет повод вновь выйти и сказать то, что очевидно приходит в голову при взгляде на нынешнюю российскую власть,  - они выйдут и скажут. И никто не должен сомневаться в том, что ежели придет время сказать свое слово на выборах, это слово тоже прозвучит. Они, если надо, снова пойдут контролировать выборы, снова будут ночевать в каком-нибудь вороватом ТИКе ради простой и понятной вещи - обычной человеческой честности. Но при этом эти люди никогда не превратятся в активистов. Потому, что, хотя их протестные настроения никуда не делись, они просто не активисты по своей природе.
Поэтому прошедший 15 сентября Марш миллионов, ровно как и два предыдущих, не имеют практически ничего общего с зимними массовыми выступлениями. Это вообще не массовое выступление, а некий СМОТР  АКТИВИСТСКИХ  СИЛ. Просто активистов стало побольше. Таким его надо принимать, исходя из этого его и стоит оценивать. Что же показал сей Марш?
Ну, во-первых, что число новоявленных активистов стабилизировалось - оно особо не растет и не падает. Но по числу выходящих на улицы по объявленном некими оргкомитетами дням ни в коем случае нельзя судить о степени удовлетворенности или недовольства сложившимся политическим режимом. Совершенно неважно, сколько пришло в очередной раз к Навальному на Сахарова или к Лимонову на Триумфальную - и туда и туда выходят именно активисты, а потому  степень заполненности площадей особой роли не играет. Но ежели власть начала думать, что отказывающиеся выходить на Марши граждане, перешли в ее монолитный лагерь, она ошибается. Они не смирились с существующим положением вещей - просто не записались в ряды активистов.
Во-вторых, бодрые заявления Удальцова, etc о, якобы, сохранении протестного потенциала и даже его нарастании - полная ерунда. Навеянные маршами сны Немцова о регулярном пол-миллионе на улицах - не более чем сны, ибо для появления пол-миллиона активистов нужно нечто, что однократно выведет на протест миллиона два или три как минимум.
И, наконец, в-третьих, лидеры протеста так и не осознали, что тысячи активистов - это не только подарок судьбы, но и большая головная боль. Активист не только активен, но и чрезвычайно требователен, чувствителен к невнимательному отношению, имеет склонность к демократическим процедурам. Он считает, что бескорыстно тратит свои силы и время ради общественного блага и требует оценивать свою жертвенность по заслугам. И главное - его постоянно нужно как-то задействовать, вовлекать в те или иные мероприятия. Иначе он может закапризничать и уйти в реальную жизнь. Возможно поэтому неглупый Навальный и затеял выборы в пресловутый КС оппозиции - на пару месяцев активистской массе будет чем заняться. Правда, выборы КСа когда-нибудь да закончатся, и надо будет придумывать что-нибудь другое. Тут как у мамы-птички с вечно голодными птенцами -только успевай червяков в клюв засовывать. Видимо, самый правильный путь - задействовать активистскую массу в сфере партийного строительства. Но вот беда - «демократические» партийные лидеры привыкли к, можно сказать, камерному жанру. Для них идеально, когда партии немногочисленны, состоят из своих, проверенных кадров, и можно делать политику в тихих междусобойчиках. Десяток тысяч активных членов партии отнюдь не всем им придутся по вкусу - того и жди, что переключат свою волю к демократии с Путина на собственное партийное начальство.
Так что, куда ни кинь - всюду клин…

политическое

Previous post Next post
Up