Nov 09, 2014 20:48
Экономическая ситуация в России сложна и тревожна. Ориентация руководства страны почти исключительно на её улучшение продажей дополнительных количеств углеводородных носителей энергии хочет того наблюдатель или нет говорит о том, что других вариантов руководство не принимает во внимание или не очень отчётливо их представляет.
База современной экономики любой страны это промышленность. Конечно, могут быть и другие варианты, но если страна хочет находиться в верхнем сегменте мировой экономики и политики она должна иметь развитую промышленность. Поскольку это требование неразрывно с современными представлениями об обороноспособности, то вдвойне.
Говорить о том, что Китай являет собой пример, как страна со слабой плановой экономикой в течении 30 - 35 лет превратилась в мировую державу особого смысла нет - об этом говорилось многие тысячи раз. Говорить о том, что российское руководство уже в начале 90-х годов должно было бы попытаться обратить внимание на стратегию Китая и попытаться систематизировать её применительно к российским реалиям и соответственно применить можно, но, как-то даже и глупо - это казалось бы само-собой разумеющимся. Тем не менее ничего этого не произошло и, к сожалению, не происходит.
Я отчётливо помню 90-91 годы с их дебатами: "Что делать?". Выдвигалось масса вериантов и планов. Господин Явлинский дебютировал с программой "500 дней". Его команда называлась тогда "Эпицентр". Были другие варианты. Были попытки серьёзного планирования перехода к рыночной экономике на уровне экономистов-академиков, но всех победил бывший завотделом экономики журнала "Коммунист" Егор Гайдар, который не предлагал никаких стратегий, а ограничивался назначеним с 01.01.1992 в России экономико-политической формации "Капитализм". Обязательным условием при этом должно было быть внедрение в России демократической государственной системы. При этом экономика России без какой бы то ни было государственной защиты толчком объединялась с глобальной мировой экономикой. Зав. отделом журнала "Коммунист" Е.Гайдар, видимо плохо представлял себе разницу в технологическом уровне а, также, в структурной (очень важно) организации промышленности в передовых капиталистических странах и СССР. В уровне требований к качеству и массовому производству, а также к особенностям требований к производительности и организации труда. В результате бóльшая часть российской индустрии погибла.
Здесь хотелось бы подчеркнуть, что перечисленные выше различия в особенностях организации, структуры, даже уровня социалистической и капиталистической промышленностей не говорят ни в коем случае о различии их качества. Качества и там и здесь определялись в основополагающих принципах по практически противоположным критериям.
Наступившая эпоха глобального воровства всего, наработанного и накопленного коммунистами и привела к появлению экономической системы, основанной не на производстве прибавочного продукта, а, в основном, на его получении путём продажи естественного продукта - полезных ископаемых. Эта система устраивала практически всех "игроков" и, благодаря установившимся высоким ценам на сырьё она стала казаться вполне жизнеспособной.
Чего же особенного предложил Китай в основу своему более, чем успешному экономическому подъёму. Ничего особенного. В основе технической идеологии Китая до сих пор и, возможно, ещё некоторое время будет находиться заимствование (но и развитие!) любыми путями западных технологий и ноу-хау. Для этого Китай разрешил основание на его территории иностранных фирм интересующего его профиля в рамках совместных предприятий. Основание самостоятельных иностранных производственных фирм в Китае ещё недавно было запрещено.
Решающим условием подъёма собственного производства в Китае является протекционизм, заниженный курс валюты и внутренние цены на ресурсы и энергию, которые ничего общего с мировыми не имеют. Если сюда добавить традиционные тысячелетние трудолюбие, дисциплину и неприхотливость китайцев, то, пожалуй, это и всё. Ну, и в дополнение, конечно, "железная рука коммунистической партии на горле коррупции и бандитизма".
Деньги, как всё текучее, что вода, что электрический ток стекаются туда, куда их влечёт их потенциальная энергия. Задача любого правительства, режима, государства, оказавшегося в положении России в 1991 году, когда организовать возможно было всё, предложить миру самые благоприятные условия для размещения производств, инвестирования и реконструкции существующих производств и всё на взаимовыгодных условиях. При этом безопасность, как предпринимателя, так и его вложений должны были бы быть гарантированно надёжными. И это должно было бы стать политикой государства такой же для него важной, как обеспечение обороноспособности.
Гарантией процветания России уже сегодня было бы даже слепое копирование стратегии Китая с самого начала перехода к экономике свободного рынка - это сберегло бы ей гигантские потери, происшедшие от внедрения прямо противополжной стратегии - следования за складывающимися обстоятельствами.