«…Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо. Улицы - продолжение сточных канав, а канавы наполнены кровью. И когда стоки будут окончательно забиты, вся эта мразь начнет тонуть. Когда скопившаяся грязь похоти и убийств вспенится им до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят наверх и возопят "Спаси нас!". А я прошепчу: нет». (Чтобы сбить искренний пафос «Хранителей», зачитывайте эту знаменитую запись из дневника Роршаха голосом Ёжика из «Смешариков»)
Nobody Wants to Die
Игра «Nobody Wants to Die», вышла в свет 17 июля 2024 г. Узнал я о ней случайно, из разрозненных заголовков-новостей в сети. Типа, «очередные поляки сделали очередной киберпанк». Киберпанк не в том смысле, что «Cyberpunk 2077», а киберпанк стилистически. Мол, как это у поляков так всегда складно получается? Мол, у них есть киберпанковые Ghostrunner, Gamedec, Observer, тот же Cyberpunk 2077, и может ещё что, а вот теперь и это. С одной стороны, ответ есть: команда Critical Hit Games, сделавшая обсуждаемую «Nobody Wants to Die», создана выходцами из CD Projekt RED. То есть, они уже видели некоторый киберпанк, потому представление имеют. Но с другой стороны, почему практически все сетевые обзорщики «Nobody Wants to Die» апеллируют именно к киберпанку, лично мне совершенно непонятно. Потому что нет здесь никакого киберпанка. Совсем. Здесь чистой воды неонуар, ретрофутуризм и антиутопия. И немного детектив.
Я забыл делать свои скриншоты, а вернуться назад, пройдя игру до финала, уже нельзя - сэйв только один, потому что сюжет-с. Так что все иллюстрации - из открытых интернет-источников.
Возьмём чайную ложечку телесериального «Видоизменённого углерода», всыпем щепотку серии «Pop Squad» из второго сезона «Love, Death & Robots», добавим пару крупинок «Бегущего по лезвию» ещё молодого Ридли Скотта - и вбухаем всё это в кастрюлю типичного стандартного нуарного чёрно-белого голливудского детектива. Потом перемешаем получившееся варево половником, и нальём через край в миску. Вот это и есть «Nobody Wants to Die».
От пресловутого киберпанка тут ровно один элемент - есть технология, позволяющая хранить сознание человека и переносить его в другое тело. Делается это не легко, не просто и не быстро, но позволяет человеческому «я» не умереть никогда. И богачи теперь могут жить вечно, меняя тела. Пролоббировав законы, по которым каждый гражданин обязан платить уже за то, что пользуется своим телом. До 21 года живи бесплатно, а потом не оформил подписку на своё же тело, не заплатил? Твоё сознание уходит «на вечное временное хранение» (в Микоши в Банк памяти), а твоё тело выставляется на аукцион. Все человеческие тела смертны, все человеческие сознания - нет.
Впрочем, игра посвящена как раз тому, что сознание и его хранилище можно ухитриться уничтожить, убив человека навсегда.
Что в игре есть стилистически?
Есть чистая антиутопия. 2329 год, Земля как планета считай, умерла, животных практически нет, растений практически нет, жители гиперсупертерамегаполиса Нью-Йорк не видят ни солнца днём, ни звёзд ночью. На уровне «земли» размещены только фабрики и заводы, люди живут повыше, в огромных небоскрёбах, элита на вершине, на заоблачном Олимпе. Всем плохо. Даже тем, кому хорошо, всё равно плохо, потому что жемчуг мелкий и хочется ещё более острых ощущений.
Есть чистый ретрофутуризм. Вся эстетика, весь внешний вид, всё визуальное оформление игрового 2329 года, это Америка тридцатых годов двадцатого века. Все эти чугунные небоскрёбы, неоновые рекламы, городские монорельсы, летающие кадиллаки, мужчины в костюмах-тройках, женщины в обтягивающих платьях до щиколоток и шляпках. Дисковые телефоны, сверхвыпуклые мониторы, компьютерные клавиатуры с такими, знаете, круглыми клавишами от печатных машинок…
Есть чистый неонуар. Полицейский детектив, после скандального дела временно отправленный на отдых и восстановление, рвётся дальше творить добро и причинять справедливость. У него некогда трагически погибла жена, что является ему в видениях. Он страдает. Он бухает. Он многозначительно курит, глядя во мглу. А главное - он постоянно комментирует всё происходящее. В стиле «Теперь весь мир стоит на краю, глядя в чёртово пекло. Все эти либералы, интеллектуалы, сладкоголосые болтуны... И от чего-то никто не знает, что сказать. Подо мной этот ужасный город. Он вопит как скотобойня, полная умственно отсталых детей. А эта ночь воняет блудом и нечистой совестью». И всё это безостановочно, по всем заезженным штампам и клише нуарного детектива, и на полном, полнейшем серьёзе.
А ещё здесь постоянно идёт дождь. Всегда. Кислотный, конечно. И постоянный вечер или ночь. И наш герой, полицейский детектив, несмотря на то, что ему выдали уже четвёртое тело (ему сто двадцать лет, так то), всегда блюдёт старую традицию - галстук, шляпа, плащ, депрессия, алкоголь и сигареты. Нуар.
В одном из эпизодов герой может стащить с места преступления настоящий шотландский виски, и нахрюкиваться им, а не всяким синтетическим самогоном.
Что в игре сюжетно?
Формально это детектив. Начинаем с расследования гибели (несчастный случай? самоубийство? убийство?) одного из самых богатых и влиятельных людей в городе. Гибель окончательная, сознание не восстановить, редчайший случай, особенно для фигуры такого масштаба. Ну а дальше ниточка тянется. К местным политиканам, сладкоголосым болтунам, продажным полицейским, шлюхам и всем прочим «улицам, забитым грязью похоти и убийств». К линии расследования подключается и линия нашего персонажа, его личная драма и непростая судьба. Как и у всякого нормального нуарного полицейского, у него свои скелеты в шкафу.
Что в игре геймплейно?
Можно сказать - «симулятор расследования». Но на самом деле это «симулятор ходьбы» и «интерактивное кино».
Какого-то экшена и активного перемещения тут практически нет. Локации маленькие - одно место преступления, другое, третье, квартира героя, ещё что-то… Зато виды из окна и с крыш на окружающую обстановку просто завораживающие. Наш герой хоть и полицейский, и лезет на рожон, револьвером своим за всю игру пользуется раза полтора (а можно и вовсе без этого обойтись). Подавляющая часть диалогов - по радиосвязи, с молодой напарницей-координатором, которую герою навязывают в начале расследования. Всё по законам жанра - вначале они фырчат друг на друга, потом проникаются взаимной симпатией и дружбой, и трындят не только о расследовании, но и вообще за жизнь.
Выглядит как экшн-сцена, но на самом деле это герой восстанавливает картину преступления с помощью браслета-реконструктора. Причину пожара на заднем фоне надо восстанавливать отдельно. Ну а потом сложить все кусочки головоломки вместе.
Наш герой ходит по месту преступления, ищет улики, для чего пользуется набором специальных приборчиков - ультрафиолетовая лампа (искать следы крови и прочего), маленький рентгеновский сканер (просвечивать поверхности в поисках скрытых предметов) и главное - браслет для реконструкции событий. Находим зацепку, совершаем некоторые нехитрые операции - и восстанавливаем кусочек произошедшего. Из разрозненных кусочков постепенно собираем полную картину события. Проматываем на браслете время вперёд-назад и рассматриваем разворачивающуюся перед нами сценку, продвигаясь в расследовании. Напоминает это брейндансы в «Cyberpunk 2077» или игры с воспоминаниями в «Remember Me». Только в «Nobody Wants to Die» это не запись и не воспоминания, а сценка, «вживую» проигрывающаяся прямо на месте расследования.
Звучит здорово, но я не зря сказал «интерактивное кино» - игроку особой самостоятельности не предоставляют. Каждую улику можно найти только так, как задумано разработчиками, что-то пропустить почти невозможно - не восстановив события, ты не пройдёшь дальше по сюжету. Игрока упорно ведут за ручку, напоминая - вот здесь посвети УФ-лампой, вот тут обрати внимание и покрути время, вот тут определи траекторию пуль. Не скажу, что это плохо, это просто особенность подачи истории, сюжета. Не расследование, а иллюзия расследования. Потому что это «кино».
После работы «в поле», надо разложить все составляющие на столе (ну или на полу), сделать выводы и продвинуться в расследовании. Увы, ошибиться и сделать неверные выводы игра не даст. Даже если игрок не хочет думать, простым перебором улик он неизбежно придёт к нужным заключениям.
Точно так же с «иллюзией выбора». Иллюзия есть, выбора нет. Ведь эта игра - не РПГ, это чёткая сюжетная история. В диалогах можно выбрать ту или иную фразу, что приведёт… а почти ни к чему не приведёт. Просто когда-нибудь потом тебе ответят не так, а эдак. Ну или найдя при расследованиях какой-либо несюжетный предмет, можно разблокировать в диалогах ещё какую-нибудь строчку. Что-то подобное было в играх почившей компании Telltale Games, выбор есть, но ни на что существенное он не влияет. По сути, чисто декоративная функция, которая со своей задачей - украшать - вполне справляется.
Впрочем, несколько раз игроку реальный выбор сделать дадут. И от этих выборов, никак особо не подчёркнутых, зависит к чему игра придёт в финале. Возможных концовок в игре насчитали четыре, и, как и положено нуару, их гамма - от «плохо», через «очень плохо» к «ужасно».
Игра непродолжительная, не торопясь проходится часов за пять, за шесть. И это плюс, потому как большее количество расследований стало бы утомлять. А вот что плохо, так это финал сюжета. Недожали, как мне кажется, дали слабину. Начинали то мы расследовать одно, а в итоге пришли к другому. Но это уже будут спойлеры, а спойлерить в детективе, даже таком, не следует.
Ещё один бесспорный плюс - визуальная составляющая. Тут, чёрт побери, красиво. Мрачно, неуютно, депрессивно, но красиво. Ещё и музыка навевает изысканной тоски, мрачный симфонический оркестр старается во всю.
Если подводить итог, то игра, не смотря на известные недочёты, мне понравилась. Но вот однозначно рекомендовать её я не рискну - она, всё же, специфическая. Пожалуй, такой вердикт и вынесу - игра хорошая, но на любителя.
PS [Spoiler (click to open)]Ах да, важный момент. Шановни панство разработчики проявили политичну свядомосць, и хоть и перевели игру на русский язык (озвучка только английская, субтитры - разные, русские есть, польские есть, а вот чешских, или болгарских, или даже украинских - нет), но продавать её в России и Белоруссии официально запретили. Но не поставили никакой защиты. Так что игру, без лишних мук совести, можно спокойно затрофеить в «зелёном Стиме» бесплатно. Я это, конечно, осуждаю, и сам так не делаю, и всё такое, но времена сейчас непростые, мрачные и депрессивные.