Про это наверняка (да что там наверняка, стопроцентно!) неоднократно писали более умные и образованные люди, и писали более интересно. Но я всегда их прекрасную писанину сразу после прочтения забывал :-) И вот, сам посчитал, для себя, чтоб, наконец, запомнить.
Итак.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год).
Судя по Марфе Васильевне («меня царицей соблазняли!»), действие «старорусской» части фильма происходит в 1571 году. (То, что за окном не поздняя осень, а разгар лета, спишем на кинематографические условности :-) ).
Почему я столь категоричен в определении года? Так Марфа Васильевна Собакина успела побыть царской женой всего две недели, с 28 октября по 13 ноября 1571 года. И померла. Царь, естественно, объявил, что её некие подлецы отравили. Уже третью царскую жену подряд травят! Кстати, четвёртую и последующих царских жён уже никто не травил, и Иоанн IV, видать, на радостях, даже Опричнину отменил. (Пежду мрочим, Грозный царь Иван, из своих шести-семи жён никого не казнил, ну, парочку в монахини отправил. В отличие от, скажем, своего английского старшего коллеги, почти современника, Генриха VIII Тюдора, который из шести своих жён двух, таки, отправил на эшафот).
В это время, в 1571 году, царю Ивану Грозному, за жестокость прозванному Васильевичем, был сорок один год. Вроде более-менее молодой мужик. Особенно по современным меркам.
Но помер-то он всего в пятьдесят четыре. Ну а что вы хотите? Царь - работа нервная, вредная. «Нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать!» (Кстати, на всем известной картине Ильи Репина царю пятьдесят один, но изображён он эдаким полубезумным старикашкой. Для пущего художественно-эмоционального эффекта).
Актёру Юрию Яковлеву (уж не знаю, за что, но тоже прозванному Васильевичем :-) ) во время съёмок фильма было сорок пять. Только он, в отличие от первого русского царя, вёл более здоровую и менее нервную жизнь, и дожил до восьмидесяти пяти. К тому же, даже будучи артистом, а значит человеком лёгким на увлечения, в отличие от Грозного, ограничился всего тремя официальными жёнами. (На сколько я понимаю, в тот кинематографический момент, когда у Грозного была третья, но далеко не последняя, жена, Марфа Васильевна, Яковлев был уже с третьей и окончательной женой Ириной Леонидовной).
Грозный Герасимова. Если выбирать между Грозными Шаляпина, Грозным Черкасова и Грозным Яковлева, этот Грозный - самый неинтересный. Но самый достоверный. Потому что научная реконструкция по черепу :-).
Кстати, как тут не вспомнить, что официальная православная церковь признаёт только три брака. Царю тогда, впервые в истории, в связи с особыми обстоятельствами, разрешили жениться в четвёртый раз (отдельно объявив, что другим всё равно нельзя). Впрочем, царь на четырёх не успокоился. Так что царевич Дмитрий, сын уже шестой-седьмой-восьмой «жены», убившийся (или убиенный?) в Угличе, так на так был, с официальной точки зрения, незаконнорожденный, и прав на престол никаких не имел. И все эти Лжедмитрии, числом три, а то и четыре, по определению ловили престол в смутной воде.
Понятное дело, Гайдай снимал лёгкую комедию. По Булгакову. «Тому самому» Булгакову, если для кого-то это вдруг сюрприз.
Булгаков писал… Ну, тоже, наверное, комедию. Театральную. (Читать её сейчас, особенно после с детства знакомого Гайдая, отдельная песня).
Понятное дело, визуально комедийные киношники ориентировались не на унылую «историческую реконструкцию», а на яркую оперу с Шаляпиным. Чтоб было красиво.
Никто «совпадением образов» не заморачивался. Но!
Ведь в итоге получилось и красиво, и «совпадательно». Пусть комедийно, но из одного Васильевича прекрасно вышел другой Васильевич. А если считать с Иваном Васильевичем Буншей - ещё и третий!
В общем и целом, сравнивая Васильевичей, приходишь к выводу - соответствуют и совпадают, зачёт :-)