Фильм «Вызов», 2023 г. Впечатления

Apr 22, 2023 12:20


Фильм довольно резонансный, с неоднозначным восприятием в обществе - потому будет простыня текста. Если лень читать - перематывайте сразу на последний абзац.



«Зачем отправили дилетантов в космос, могли на компьютере всё нарисовать… Все материалы, отснятые в космосе, повредили и потеряли… Никто никуда не летал, всё отсняли в павильоне (видимо, в том самом павильоне, где Стэнли Кубрик снимал американскую высадку на Луну, ведь Мосфильмовской павильон занят Крымским мостом). И вообще, лучше бы эти деньги раздали пенсионерам». Последнюю фразу, кстати, в фильме хорошо так обыграли.

Кстати, о деньгах. В интернете висит бюджет фильма. В рублях, конечно, выглядит дохрена, но если перевести на доллары… 15 миллионов? Вы серьёзно? Бюджет голливудских комиксных кинопомоев, челопуков всяких, мстюнов, людей хэ и прочей цветастой жвачки - сотня, полторы, две сотни миллионов долларов. Ощущаете разницу, да? У «космической» «Гравитации» 2013 года (классный фильм, между прочим), в которой задействованы, по сути, полтора актёра и один на озвучке, и всё сделано в павильоне и «на компьютере», бюджетик - то ли 80, то ли 130 миллионов. Ну и далеко не все деньги, брошенные в «Вызов» - государственные. Не зря же там «ненавязчивый» продактплэйсмент всплывает раза три.



Скажу честно, к идее «снять художественное кино в реальном космосе» и отправить туда ради этого актёра и оператора (в итоге это были актриса и режиссёр), я изначально отнёсся скептически. Очень скептически. И за «раскруткой» и рекламой фильма не следил, трейлеры не смотрел, да и в кинотеатр идти не собирался. А потом, 16 апреля, прочитал один-единственный отзыв. И подумал - ну блин, надо, всё же, сходить, своё мнение составить. Сходил. Составил. Мнение - положительное.



Что у фильма получилось? А получилась эдакая медико-космическая производственная драма. Да, не слишком оригинальная, можно сказать среднестатистическая, но крепенькая. Плюс реальные съёмки «там» искупают всё. Тут, собственно, как с «Аватаром» - там был посредственный сюжет и лихой визуал (собственно, из-за примитивности сюжета я «Аватар» и не люблю). Если бы Кэмерон к своим спецэффектам ещё и сложный сюжет завернул - зрители бы ушли в перезагрузку. Шипенко, конечно, далеко не Кэмерон, но тоже не стал перегружать. Ведь главное - «натурные съёмки». То, что у него получилось, получилось достаточно оптимально. Не слишком сложно и не слишком просто, пусть прямолинейно и предсказуемо, но разнообразно. Тут вам и земная, приземлённая, я бы даже сказал, жизнь, московского хирурга (правда, я не уверен, что крутые московские хирурги живут в человейниках и ездят на метро), с её проблемами и конфликтами. Тут вам и ЧП в космосе с травмированным космонавтом, которого и вниз не спустить, и на борту прооперировать некому. Тут вам и «экстренно за месяц подготовить постороннего человека, далёкого от космонавтики, и закинуть на орбиту». Тут вам и ракеты (как это круто, чёрт побери), тут и космос, тут и МКС. МКС внутри - вообще песня. Да и растрёпанные волосы Пересильд (понятно, для чего так сделали), как выяснилось, вовсе не нарушение правил и совсем не исключение, забейте в поисковике «космонавт Анна Кикина», увидите.



Фильм был бы неплох даже без «натурных съёмок». А с ними… Смогли? Смогли. Утёрли всем носы? Утёрли. А рассуждать, «да зачем всё это было надо»… Зачем надо было отправлять Терешкову, зачем надо было пыжится и выпихивать в открытый космос Леонова, зачем все эти первые «одновременно два корабля в космосе», «стыковка с переходом туда-сюда» и прочее, что никакой явной материальной пользы не несло? Престиж и опыт, да. Чёрт с ним, с престижем, но вот Роскосмос доказал, что за несколько месяцев можно «человека с улицы» поднять на орбиту, продержать там две недели, и спустить вниз. Даже двух человек. (А ведь была ещё и дублирующая двойка). Получили соответствующий опыт? Получили. Сумел один командир экипажа, без помощи бортинженера, по сверхкороткому маршруту, вывести корабль к МКС и пристыковаться? Сумел. Что до брюзжания и недовольства профессиональных космонавтов… Скажем честно - сейчас не шестидесятые годы, широкой публике весь этот космос до лампочки. Среднестатистический обыватель за «космической жизнью» не следит и ею не интересуется. (Подрастающее поколение даже не знает, что когда-то на орбите была одна-единственная долгоиграющая орбитальная станция. Наша. «Мир». Которую мы сами профукали, как и «Буран», как и много чего). Вы хотите возрождения отечественной космонавтики? Так надо правильно про неё рассказывать, пиарить, что называется. Хотя бы и вот так, художественным фильмом.

Кстати, вот вы много современных российских космонавтов в лицо узнаете? А кроме Крикалёва, который уже давно руководит, а не летает? (Я вот, к стыду своему, из современных узнаю, наверное, только Олега Артемьева, и, возможно, Сергея Рязанского. А космонавтов-то у нас больше, чем два. Но меньше, чем астронавтов, увы). А в фильме - нате, пожалуйста, смотрите на них. Почему профессиональные космонавты получились такими хорошими - спокойными, уравновешенными, ко всему готовыми? А потому что это профессиональные космонавты и есть. Один поднялся вместе с «творческими людьми», двое были уже там.



Возвращаясь к самому фильму. Профессиональные космонавты вполне на своём месте. На месте ли профессиональные актёры Пересильд и Машков? А, знаете, тоже. Как и остальной актёрский состав. Тем более, тут не африканские страсти, тут производственная драма, «профессионалы упорно делают своё дело». Да, благодаря сюжету и направленности, фильм линеен и заметно предсказуем (даже стишок, который начал читать космонавт при даче наркоза, я угадал раньше, чем тот открыл рот), но это нисколько не мешает. Вы мне покажите производственную или спортивную драму, которая не развивалась бы по одним и тем же лекалам. В принципе, вообще любое произведение сводится к «герой страдает - герой превозмогает». (Разве что в русской классической литературе всё ограничивается первой частью, поэтому школьники её и не любят). Зато антураж - да, впечатляет.



Дублирующий экипаж. В центре представитель профессионалов - как раз Олег Артемьев.

Фильм длинный, но не занудный, и всяких уместных шуточек, разбавить настроение, тут хватает. А неуместных нет. Точнее… Есть некоторые сюжетные линии, которые не очень нужны. Линия с прокурором, например. Получился чуть не комедийный персонаж, хотя начиналось всё как трагедия. Выкинь его из фильма - не изменится ничего. Выкинь «бойфренда дочки» - тоже ничего не изменится, благо конфликт «отцов и детей», матерей и детей в нашем случае, тут быстренько благополучно разрешили. Вот шебутную маму-пенсионерку выкидывать не надо, она колоритная. Если бы вместо «лишних» линий показали бы больше сцен подготовки, больше ракет и космоса - было бы лучше. Для меня, во всяком случае. Но и так хорошо получилось. (Впрочем, возможно наснимали больше материала и потом развернут всё в сериал. Ну а что, тот же белогвардейский «Адмирал» в виде сериала лучше, чем в виде кино. Первое художественное кино, снятое в космосе, первый сериал, снятый в космосе - двух зайцев одним выстрелом).

Но хватит нахваливать, есть ли то, что в фильме мне не понравилось? Есть, пожалуй, пара моментиков. Первый (как бы так не спойлернуть) - то, для чего понадобилось зелёное платье. Ну блин, это дело серьёзное, не одного часа, подготовки требует, и от начальства не скроешь. Только для драматизма, вернее - мелодраматизма, это ввернули. Второе - финальная песня. Могли бы и лучше подобрать. Особенно на фоне остальных стихов и песен, что мелькают в фильме. После Анны Герман с «Эхо любви» эта финальная песенка вообще не катит. Но это мелочи, ей богу, практически придирки, общее впечатление не портит.



Основной экипаж корабля "Союз МС-19" - Пересильд, Шипенко и в центре - Антон Шкаплеров, для которого этот полёт был уже четвёртым.

Что в итоге? В итоге имеем хороший фильм. Хорошую производственную драму, простую, но достойную. Имеем фильм, который не зря сняли, и который не зря сняли именно так. Фильм, который стоит посмотреть.

кино, космос, заметки

Previous post Next post
Up