Текстовая радиопередача Ерофея снова в эфире. Сегодня у нас традиционная музыкальная рубрика «Не все каверы одинаково полезны». О песнях, известных и не очень, и их перепевках, хороших и не очень.
Перепевка чужой песни, кавер-версия, это далеко не всегда «второсортное» произведение. Вспомните, например, сонм каверов песни «I Put A Spell On You» (а если забыли - освежите память, наше текстовое радио про них материальчик давало). Да и в принципе, в каверах-перепевках нет ничего плохого.
Но иногда кавер это именно что второсортная фигня. Опять-таки есть пример немецкий румын и наш «слащавый румын», который болгарин - прекрасная оригинальная песня «(Don't Fear) The Reaper» американского коллектива Blue Öyster Cult и её убогая перепевка от финского H.I.M. (читать, слушать и сравнивать можно в этом материальчике нашего текстового радио).
Однако, к теме. Вышеупомянутые песни, и оригиналы, и каверы, были, всё же, более-менее заковыристы. Плюс перепевки от оригиналов старались отличаться, оригинальничать. Сейчас же речь пойдёт о весьма простом и незамысловатом оригинале и двух его вариациях, которые не менее незамысловато копируют оригинал. Но, тем не менее, выглядят (слышаться?) и воспринимаются эти три версии одной песни совершенно по-разному. А заодно, кроме самой музыки, посмотрим, как менялась её «визуализация» в «видеоклипах». Посмотрим на гримасы стиля и приметы времени. Это тоже занимательно.
Тут и музыка (хорошая, такая, типичный «рок семидесятых»), и видеоряд, всё одно к одному. Низко-басовитый рифф, рубашечки с воротничками, пиджачки с причесончиками, отсветы прожекторов и невнятное топтание на сцене. Ностальгия.
Конечно, Led Zeppelin, или, там, Queen, были повыпендрёжней, потоньше, поизысканней, поумелее. Но исконный британский рок-стиль чувствуется. И в самой песне, и в записи ТВ-шоу «с элементами Лондона», которая стала клипом. Это же 1975-й год, чёрт побери! У тех же Queen в этом году были «Ночь в опере» с Bohemian Rhapsody, у Led Zeppelin - «Physical Graffiti» с Кашмиром…
Это, значит, был оригинал. Теперь - к перепевкам.
Буду честен, я впервые познакомился с этой заводной песенкой не по оригиналу семидесятых, а именно по каверу восьмидесятых. Что поделать, мой любимый «рок семидесятых» я, в силу возраста, не застал. Однако, кваер. Кавер восьмидесятых. Женский кавер. Один-в-один кавер. Казалось бы, уже страшно. Ан нет. Послушаем-посмотрим?
Джоан Джетт. Что-то она там, где-то она там, с кем-то она там… Хз, неинтересно. Наиболее известна она именно этой песенкой. И в нём, в этом кавере, прекрасный синтез «вокала и рубала»... ой, нет, «вокалова и рубалова»... Короче, смесь ещё нормального рока и ещё нормальной попсы. Дух восьмидесятых, глэм-энд-глиттер. А если поглядеть на видок лохматых персонажей из этого ТВ-шоу-клипа… Ностальгия. И это ведь только начало восьмидесятых, 1982-й! Сара Коннор с её модным взбитым блондинистым причесоном, и её подружка-брюнетка, ещё более модная, будут в «Терминаторе» только в 1984-м, а аэробика на советском ТВ ещё позже…
Художественный фильм «Киборг-убийца» (произносить нарочито гнусавым голосом).
Пусть кавер этот «один-в-один», его забавно слушать. Он заводной, он интересный. Синтез «холодного» женского вокала, хоровой подпевки и нормальной гитарки. Зачёт.
Чего нельзя сказать о следующем кавере. Можете назвать это вкусовщиной, но эта версия, тоже «один-в-один», и тоже с женским вокалом, мне не нравится совершенно. Она наигранная, неискренняя, унылая, что только подчёркивается «сексуализированным» видеорядом.
Тут уж попса попсой, хоть и прикрывается гордым названием «I Love Rock’n’Roll». Это у нас 2001 год и это у нас Бритни Спирс. И никакой ностальгии, не смотря на то, что эти времена я застал во вполне сознательном возрасте (в отличие от начала восьмидесятых) и сама эта британская исполнительница моя ровесница. Фу на такие каверы.
Разве что тут можно проанализировать «видеоряд» и приметы времени. «Клип» уже именно клип, а не «ТВ-запись». Чай, со времён той самой квиновской «Bohemian Rhapsody», на которую, как принято округлённо считать, был снят самый первый «самостоятельный» видеоклип, прошло двадцать пять лет. Ну и сама подача песни в видеоряде «детища двухтысячных» другая. Главное в песне не что и как поётся, главное - подтянутый животик исполнительницы. И её поползновения к подкапывающему (!) «электроразъёму». [Spoiler (click to open)](TRS-разъём, он же «джек», что ли, подсолнечным маслом облили?). Как говаривал Зигмунд Фрейд, иногда мотоцикл - это просто мотоцикл. Блин.
Какие времена, такая и музыка. Такие и видеоклипы. Как сказал бы дiдко Панас, ось така… фигня, малята. Более свежих каверов на эту песню от популярных-раскрученных исполнителей мне не известно. Но, учитывая общее уменьшение свежих идей, в том числе и в музыке, и переход на тотальную «каверизацию» и «ремейкизацию», кавер v.2020s не за горами.
На этом разрешите откланяться. Следите за текстовым эфиром, слушайте наши музыкальные выпуски. Всего вам доброго, хорошего настроения и здоровья. Рок-н-ролл мёртв, но вы держитесь!