Всем известна ритмичная фраза «Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою», призванная подчеркнуть что-нибудь абсурдное. Не скажу, что про совсем уж абсурдное, но про нечто именно странное, не вяжущееся с подводными лодками, я и хочу сказать пару слов.
Санкт-Петербург город морской, и не просто морской, а военно-морской, потому подводных лодок тут, даже без Кронштадта, хватает. Но подводных лодок, установленных памятниками-музеями лично мне известно только две.
С189, спущенная на воду в 1954 году, успевшая после списания в 1990-е утонуть, и ставшая частным кораблём-музеем в 2010-м.
На этой фотографии видна не только музейная С189, но и ещё парочка не-музейных подводных лодок на Адмиралтейских верфях.
Ещё одна петербургская музейная лодка - Д-2 «Народоволец». Спущена на воду в 1929 году, принимала участие в войне, с 1993 года - государственный музей.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец». И в Д-2, и в С189 можно попасть внутрь. Я, правда, был только в «государственной» Д-2 - у «частной» С189 стоимость билета совсем уж неадекватная была, и меня жаба задушила.
Однако, как я уже сказал, речь пойдёт не о самой подводной лодке, а о некотором «абсурде», с ней связанном.
Казалось бы, вот подводная лодка. Д-2. Советская морская штуковина времён Великой Отечественной. И что же стоит рядом с ней, у музейного зданьица?
Хоба!
Неожиданно, правда? Типа броневик и типа пушка времён Первой Мировой. И времён нашей Гражданской войны, заодно. Вот только броневик и пушка - явно не наши.
Пушка, похоже, изображает что-то немецкое, уж больно характерны сидения для расчёта по сторонам ствола. Во всяком случае на мой взгляд лафет и щит тут похожи на немецкие. Например, на 105-мм гаубицу образца 98/09. А вот ствол не такой солидный, как у той полевой гаубицы, скорее что-то типа нашей трёхдюймовки. Или немецкой же 77-миллиметровки.
Броневичок ещё более забавен. Похоже, основное вооружение у него строго по классике - «дырка для ружья». А, нет, отставить! «Отверстие для винтовки!».
Как ни странно, но надпись «ПолковникЪ Безмолитвенный» на борту броневичка сделана не от балды. Был такой именной белогвардейский броневик. Сделали его в 1918 году мастерскими Донской армии. Правда, тот броневик был гусеничный, на основе английского трактора «Клейтон». И даже не гусеничный, а полугусеничный, с дополнительным рулевым колесом. (В России делали бронированные «полугусы» задолго до того, как это стало мейнстримом, хе-хе). Это колесо (одно) у тракторного шасси было не как у английских танков-«ромбов», сзади, а вынесенное вперёд гусениц.
Настоящий «Полковник Безмолитвенный», изготовленный в единственном экземпляре. На Варспоте пишут, что экипаж был аж 11 человек, а вооружение - одна трёхдюймовка (!) и шесть (!) «максимов». Если не землекрейсер, то землеэсминец точно. Правда, броневик был перетяжелён настолько, что воевать не смог.
Макет получился, мягко говоря, не слишком похож на оригинал. Зачем вообще такую специфическую надпись делали? Написали бы «Побѣда или Смерть!» - и всех делов.
А вот на кого макет получился вполне похожим, так это на бронеавтомобиль «Эрхард» (он же Ehrhardt E-V/4). Времена всё те же, однако принадлежность другая - такие броневики служили в кайзеровской армии. Белые пятна на башенке макета (башня, кстати, у броневика не вращалась) видать остались от закрашенных немецких «айзернес кройцев».
Рисунок Валерия Петелина (обложка книги про немецкие броневики времён ПМВ). «Эрхард» во всей красе.
«Эрхарды» на немецком Восточном фронте были, но русская армия ни одного из них, вроде бы, не затрофеила (таких броневиков всего-то выпустили тридцать штук, редкость). И белым эти броневики не передавали. Так что зачем написали на макете «Эрхарда» реальное белогвардейское название броневика - не понятно.
И словно этого нам мало, рядом стоит ещё один, третий странный «экспонат». И опять «немец». Только уже времён Второй Мировой.
Качество исполнения уже совсем другое. Даже лопата на своём месте есть.
Ага, это небезызвестный «Opel Blitz». Такой же узнаваемый символ вермахта с его блицкригом, как и пикировщики-«Штуки», полугусы-«Ганомаги» или панцеркампфвагены с торчащими из люков танкистами.
Номер и тактические символы тут сделали «аутентичненько». «WH» это очевидные «Wehrmacht/Heer» - «вооруженный силы / сухопутные войска». А могло бы быть, например, «вермахт/люфтваффе» или «вермахт/кригсмарине».
Немецкий «Вермахт» во времена нацистов это немецкие вооруженные силы вообще, целиком, со своим верховным командованием, ОКВ - OKW, Оберкоммандо дер Вермахт. Главным там был фельдмаршал Вильгельм Кейтель.
Ну а сухопутные силы, «Хеер», это только часть вермахта. Со своим командованием, ОКХ - OKH, Оберкоммандо дес Хеерс. С конца 1941 года и до своего конца, главным там был непосредственно Гитлер. То есть, формально, как глава ОКХ, Гитлер подчинялся главе ОКВ. Но, при этом, глава ОКВ подчинялся Гитлеру как фюреру и рейхсканцлеру. Немецкий орднунг такой орднунг…
«Opel Blitz» с номером WH-13991 и полным кузовом немчуры. Исторической фотографии именно с номером WH-11752 мне не встретилось.
В общем, странное это соседство. Рядом с советской подводной лодкой, пусть не слишком успешно, но всё же топившей немецкие суда во время войны (на счету Д-2 четыре боевых похода, двенадцать торпедных атак и всего один потопленный транспорт), окопались какие-то реконструкторы-немцефилы. Которым реконить немцев времён Второй Мировой мало, им ещё и Дойче Кайзерлих Хеер времён Первой Мировой подавай.
Часть экспозиции в здании рядом с лодкой. Тут немецкий «маузер 98к» (в витрине слева) хотя бы в тему.
Нет, я не против подобных реконов и их «сценического оборудования». Но в том виде, в котором я это застал, выглядит подобное соседство абсурдно.
На этом рассказ о странном соседстве я заканчиваю, а про саму подводную лодку - как-нибудь в другой раз.