Город Энгельс. «Якорная стоянка». Плюс немного истории и немного кино

Jul 11, 2022 16:00

Как-то так получилось, что общий перечень всех (почти всех) техно- и военнотехнопамятников родного города я публиковал год назад на техмоньюментс, что под патронажем уважаемого mib55 а у себя в журнале - нет. Сейчас вот повод вспомнить это и хотя бы ссылку тут дать на собственный труд.

Военные и технические памятники - г.Энгельс.

А вспомнил я тот перечень в связи с добавлением в него ещё одного памятника. (В комментах на техмоньюмент писали ещё об одной не упомянутой мной, железнодорожной, достопримечательности. Но сейчас с доступом к ней не всё гладко, потому её ставим в описании на паузу).

Итак, к новому памятнику.

Как писали классики, «молодая была не молода», «новый» памятник далеко не новый, установлен давным-давно. Просто раньше я его за что-то серьёзное и достойное упоминания не считал. А теперь смотрю, про аналогичные вещи любители «технопамятников» регулярно пишут. Значит, и я добавлю.



Пока я тянул резину, мелкие саженцы превратились во вполне себе деревья, и стали загораживать объект.

Памятник, о котором пойдёт речь - два якоря, установленных рядом с небольшим торговым центром, перед одним из его входов, посередине автомобильной стоянки. Потому этому объекту я и дал кодовое наименование «якорная стоянка».



Пока деревья растут и набирают красы, некогда свежая брусчатка и отделка превращаются в тыкву.

Помнится, была (да что там «была», по-прежнему есть) такая презрительная столичная шутка: «Город не может считаться большим, если в его общественном транспорте есть остановка «Центр».
У нас остановки с таким названием нет. Ни в одном из многочисленных маршрутов, что автобусных, что троллейбусных, что «маршруточных». Но понятие такое есть, да. Растяжимое, правда. Вот эти якоря стоят как раз на одной из многих точек, которые условно считаются «центром». Это место даже в современный российский синематограф попало.

Я как-то делился в ЖЖ впечатлениями о фильме 2021 года «Родные», с Буруновым, Пеговой и Шакуровым. Есть там краткий эпизод, когда герой приезжает на малую родину, в Саратов. (Для реальных местных жителей он это делает, конечно, довольно смешно, последовательно въезжая в город с двух разных направлений с запада, потом проезжая по центральным улицам, после телепортируясь на другой берег Волги, в Энгельс, и потом, уже в третий раз, въезжая в Саратов с востока, из Энгельса, через мост).



Стоп-кадр из фильма «Родные». Типа, герой со своей семейкой, на изгвазданном после долгого путешествия, микроавтобусе, прибывает в Саратов. Только это Энгельс. Справа в кадре задница реального автобуса маршрута «284Б», что ездит по маршруту Саратов-Энгельс. Впереди зелёная стена откровенно страшненькой недавней высотки, с до сих пор сохранившейся нарисованной «ногой Акинфеева». Ну а слева, как раз там, куда по пешеходному переходу идут люди, стоят наши якоря. («За спиной» кадра Краеведческий музей, из запасов которого, вероятно, якоря и надыбали).
В качестве пруфа кино-гео-привязки - скрин из Яндекс-карт, который я сделал «вотпрямщас».


(Кстати, любители военно-технопамятников могут обратить внимание на правый нижний угол. Про ту технику, как и про ракетный катер, расположенный тут же, неподалёку, я тоже писал).

Но - вернёмся к самим якорям.

Не буду корчить из себя якорного спеца, сошлюсь на пояснительные таблички, что к постаментам якорей приделаны. И просто дам комментарии.



«Якорь XVIII века»

Написано буквально «Найден у берегов Энгельса в 30-х годах 18-го века». Что довольно странно, ведь Покровская Слобода (позже ставшая городом Покровском, а потом и городом Энгельсом) считается основанной в 1747 году, после того, как договорились о взаимовыгодном сосуществовании с местными кочевниками-калмыками. (Наверное, для кого-то будет открытием, но тут, далеко не на самой Нижней Волге, тусовались и казахи, и «татары», и калмыки, и чёрт в ступе. Одно из щупалец Великой Степи. И это был фронтир похлеще британо-индейского в Северной Америке. Вот только это ныне забытый фронтир, не воспетый никаким Фенимором Купером).

«Предположительно якорь был потерян флотилией Петра I во время перевозки войск к Каспийскому морю». Как тут удержаться от соблазна и не домыслить происхождение якоря?
Ведь в 1722 году великий калмыцкий хан Аюка (он же Аюка-хан), давний порой "верный союзник" России (против кочевников, кавказцев и турок), а порой не совсем союзник, но "уважаемый человек" (пограбить - святое дело, ничего личного, просто бизнес, «а в политике я всегда за московского царя»), кочевал со своей «ордой» близ Саратова. И тут лично встретился с Петром Алексеевичем. Многовекторному Аюка-хану тогда было уже за восемьдесят, Петру - полтинник. Но встретились и союз подтвердили и укрепили. Процитируем:

«Во время Персидского похода Пётр по прибытии в Саратов оказал хану Аюке знаки отличного внимания. Он изъявил желание лично видеться с ним и угостить столом. Престарелый хан, кочевавший против города на левом берегу Волги [Саратов на западном правом, Энгельс на восточном левом], немедленно приехал к нему верхом в сопровождении двух сыновей. Император сошел на берег встретить его и, взяв за руку, повел на галеру к императрице, которая приняла хана, сидя под великолепным балдахином. Вслед за сим приехала ханша с дочерью и также представлена была императрице. Переговоры кончились тем, что хан дал пять тысячь конницы для персидского похода».




Вот тут-то, во время очередной переговорной ассамблеи, якорь, видать, и профукали военно-речным способом.

Со вторым якорем как-то скучнее.



«Якорь XIX века»

Указано «Найден у берегов Энгельса в конце 19 века». Снова попеняю краеведческим работникам, недостаточно пинавшим строителей-устроителей - «город Энгельс» стал «Энгельсом» только в 1931 году. Да и фраза «берега Энегльса» очень странная. Берег тут, всё же, у Волги.



Бурлаки на Волге на Татуине.

На сопроводительной табличке полагают, что этот четырёхлапый якорь, не представляющий никакой исторической ценности, был потерян какой-нибудь артелью бурлаков, таскавшей суда по Волге.




Впрочем, бурлаки или нет, якорь даже на мой дилетантский взгляд выглядит «модерновее и технологичное» своего рядом расположенного коллеги. Который, соответственно, гораздо интереснее своего более молодого товарища.

Но вот кого из на сто лет различных якорей, вынесенных одновременно на обозрение, надольше хватит против воздействия атмосферы и осадков - посмотрим.

саратов/энгельс, кино, история, видел сам, корабли, заметки

Previous post Next post
Up