Многопрофильный раритет. Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4

Nov 29, 2021 09:00

[Spoiler (click to open)]Нельзя сказать, что я великий любитель танков и прочей бронетехники. И уж тем более, я не великий специалист по ним. Поэтому в своих обширных фотозакромах обнаружил, а точнее обратил внимание, на снимочек одной довольно раритетной вещицы только сейчас, спустя много лет.

В 1930-е годы в Советском Союзе активно увлеклись плавающей бронетехникой. И танками, и бронеавтомобилями. Плавающие танки, наследники английского танка-амфибии «Виккерс-Карден-Ллойд», более известны. Хотя бы потому, что и Т-37А и Т-38 строились большими сериями, успели повоевать и даже пару раз за Великую Отечественную использовались по прямому «водоплавающему» назначению.

А вот советские плавающие бронеавтомобили, в отличие от бронеавтомобилей «сухопутных», не задались, и крупными сериями не строились. И до наших дней из всех построенных тогда моделей и образцов дожил только один.



Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 в бронетанковом музее в Кубинке. Фото автора.


В 1933 году, после предыдущих, не слишком успешных экспериментов с БАДами, в смысле - с бронеавтомобилями БАД-1 и БАД-2 (первый был бронеавтомобиль-дрезина, второй, в довесок, ещё и плавающий), спроектировали бронеавтомобиль ПБ-4.

За основу взяли корпус бронеавтомобиля БА-3 и «подработали» для «водоплавания». Все двери, дверцы и люки с бортов переехали на крышу. Для увеличения водоизмещения по бортам бронеавтомобиля приспособили деревянные поплавки. На всякий пожарный случай бронеавтомобиль оснастили четырьмя пробковыми спасательными жилетами для экипажа.

Вопрос с перемещением по воде решили незамысловато - трёхлопастной гребной винт, установленный на удлинённом червяке дифференциала заднего моста, был включен постоянно, и вращался даже на суше. Соответственно, в воде вместе с винтом вращались и колёса задних мостов. Никаких рулей для управления на воде не устанавливалось - манёвры должны были осуществляться поворачиванием передних колёс.

Башня ради снижения веса лишилась кормовой ниши и в результате стала неуравновешенной, поворачивать её при кренах бронемашины стало проблематично. Вооружение - 45-мм танковая пушка 20К и два 7,62-мм пулемёта ДТ - один курсовой, второй в башне.

На всю эту конструкцию, весом в 5285 кг, приходился двигатель ГАЗ-АА в 40 л.с.



Один из первых трёх бронеавтомобилей ПБ-4, изготовленных в сентябре, зима 1933 года.

Не смотря на планы, для испытаний в 1933-1934 годах изготовили всего шесть бронеавтомобилей ПБ-4. Испытывали их и на суше, и в воде. По результатам испытаний конструкцию дорабатывали, снова испытывали и снова дорабатывали.

Приведу занятную фразу из отчёта о движении на плаву (со скоростью 1-2 км/час, больше никак): «машина почти неуправляема, поворот в нужном направлении возможен только при помощи багра или лопаты». При повороте башни на плаву более чем на пятнадцать градусов бронеавтомобиль накренялся так, что ствол орудия оказывался в воде. При одном из испытательных заплывов, за час движения по воде в корпус броневика насочилось 240 литров воды (считай, две привычные ванны), установленная ручная помпа не справлялась.

По результатам испытаний у бронеавтомобиля ПБ-4 выявили множество недостатков, здесь я упомянул только некоторые. В общем, конструкция получилась так себе.



Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 после модернизации, лето 1935 года.

Над плавающими бронеавтомобилями работы продолжили, но уже с другими конструкциями. А самих ПБ-4 больше не строили. Из изготовленных бронеавтомобилей три передали на хранение военному складу №37, один какое-то время числился в составе 5-го механизированного корпуса Московского военного округа. Один бронеавтомобиль весной 1935 года разобрали для испытаний бронекорпуса обстрелом.

И один ПБ-4 остался на полигоне НИБТ в Кубинке. Там, в составе музея, он и дожил до наших дней. А позже переехал в Парк Патриот.

бронетехника, военное, автомобили, кубинка, москва, музеи, видел сам, заметки

Previous post Next post
Up