Довесочек к "Дюне". Всем Искателям Тайного Смысла посвящается

Sep 24, 2021 17:01

-Ты пойдёшь на "Дюну"?
- А что, они разве ещё выступают?
("шутки за триста" :) )



«На червя!», художник-мультипликатор и просто прекрасный художник Андрей Кузнецов, 2004 г.

Как вы помните, на "Дюну" я сходил, отзыв составил и достоянием общественности его сделал. Вот. И отзыв получился со всех сторон положительный (я даже не все положительные моменты там перечислил), хотя поругать фильм, при надобности, тоже можно. Но не нужно.

Так это я к чему.

У всем нам известной и всеми любимой Шакко оказывается есть целая культурологическая серия заметок про "Дюну" (я что-то не прислеживаю за её творчеством в последнее время, вот и не заметил).
Знаете, я вот человек простой.


Нивирситетов не кончал, в искусстве не разбираюсь, синдромом поиска глубинного смысла не страдаю. В культурологических акклюзиях и объегориях фишку не рублю. Потому, при всём моём глубоком уважении, этот цикл заметок скорее напоминает известный анекдот про зелёные занавески.

Порой литературному автору даже двойное дно закладывать не надо - читатели сами найдут. И не только его, но третье дно, и четвёртое. (Особенно забавно, когда автор делал отсылки и строил аллюзии на одном, а читатели усмотрели другое).

Хотите я вам тоже аллюзию найду? За роман не скажу, но в фильме Дени, нашего, Вильнёва, она есть. (Кстати! А нет ли аллегории в самой фамилии режиссёра?! Уж не хочет ли он за Трафальгар отмстить неразумным хазарам англосаксам, экранизируя их же англосаксонские произведения в кинематографе?).




Так вот. Я зритель воспитанный, в кинотеатр кино хожу смотреть, а не богопротивным попкорном хрустеть. Или втихаря от жены, в темноте, чекушку из внутреннего кармана доставать и ополовинивать. И эмоции в кино вслух дозволяю себе проявлять только на совсем уж комедиях (если занесёт нелёгкая, после чекушки-то). А тут, на одном моменте, в таком серьёзном, мрачном и эпическом фильме (эти эпитеты я произношу без иронии, с похвалой) я, ей-богу, чуть не взоржал в голос. И только внутренняя интеллигентность (как это назвали Квартет И) мне не позволила.

На своей родной планете, перед отбытием на Арракис, у гробов предков, герцог Лето Атрейдес говорит сыну, который мямля и рохля, и не хочет и считает, что не может, быть правителем. Говорит, значит: я, де, в молодости мечтал стать космическим пилотом. А мой папа, твой дедушка, меня переубедил. (Не иначе как вожжами на конюшне, отмечу я. Но! - приватно, в присутствии только проверенных лиц).

Вот именно тут я чуть не засмеялся.

Герцог Лето Атрейдес (которого Шакко на греческий манер упорно именует Лито Атридом, сиречь потомком Агамемнона, сына Атрея, сына Пелопса):



Пилот истребителя X-Wing По Дэмерон (богопротивная Новая трилогия "Звёздных Войн"):



Вероятно здесь тоже "зелёные занавески". И культурологичесские аллюзии. И аллегории. И постмодернистские ироничные отсылочки. (Ещё кинокритики взялись использовать слово "оммаж"... Ах, если бы они знали, что это понятие в Средневековье, когда оно и возникло, означало ;) И как обряд совершался...).
А может это просто один актёр Оскар Айзек Эрнандес Эстрада? ;-) (Который в свои сорок два с бородой выглядит будто старше меня, без бороды, лет на пятнадцать, хотя мы почти ровесники).
Но да, тут он пилот, как мечтал в детстве, а тут герцог, как не мечтал. (Но, прошу заметить, великого пилота откровенно продинамила внучка самого Императора Палпатина, у которого сам Дарт Вейдер был на посылках. А простой герцог элементарно купил себе в наложницы сестру ордена Бене Гессерит).

Не знаю, что уж там в книге, но если бы её не было, из этого киношного совпадения Свидетели Глубинного Смысла наверняка вывели бы теорию (на радость голливудским продюссерам, которые любят "скрещивать франшизы" и снимать на эту тему фильмы). Дескать, звёздновойновский По Дэмерон и есть Лето Атрид, прибывший в юности из параллельной Вселенной. (И сарлакк, ёптыть! Это ж и есть олгой-хорхой, пардон, шаи-хуллуд, только вставший на якорь!).

Вот Герберт, вот зараза! Ещё шестьдесят лет назад всё это предвидел и вплёл тайным смыслом в свои романы, зная, как их экранизируют, и что экранизируют параллельно! Наверное он сам и был Квасец Херни Квисатц Хадерах! Кто бы мог подумать! Вот "зелёные занавески" тайны и приоткрылись!

PS
Кстати, кто из фанатов мне объяснит две вещи. Даже три.
Первое - почему барон Владимир Владимирович Харконнен говорит пренебрежительно, чуть не сплёвывая, "что, мол, мне какой-то там герцог!"? Вообще-то, по сравнению с герцогом, барон никто, и звать его никак. Баронов даже не десятки, сотни, а герцогов единицы.
Второе - раз космическая наркота, добываемая в одном-единственном месте Галактики, так важна для существования цивилизации - почему над планетой Арракис не установлено прямое имперское правление? Почему планета не окружена многочисленными поясами обороны и не наводнена легионами императорских шардаукаров? (С местными фрименами, кстати, дешевле не воевать, а привозить им воду в обмен на лояльность. Благо в космосе ледяных тел просто завались).
И главный, третий, феодальный вопрос. Какого чёрта приплод от наложницы, бастард, считается законным наследником герцогства?!

размышлизм, интернеты, кино, рифмованное и нет

Previous post Next post
Up