Сказки об Италии: Тит и Веспасиан. Чем пахли деньги Флавиев?

Sep 26, 2020 23:00

Вот я думаю, какая уже по счёту эта Сказка? Ещё столько же - и впору делать одноимённую книжку, как некий Буревестник революции. Правда, в отличие от простого пролетарского писателя, мне прожить на Капри не то, что семь лет, а даже семь дней финансы не позволяют. Остров, где стояла личная вилла римских императоров - это вам не хвост собачий, жизнь там не каждому буревестнику по карману.

Содержание не повторяет, но во многом пересекается с другими моими «Сказками об Италии». В компоновке текста я исхожу из предположения, что вы их читали и, может быть, даже, помните, что там было :-)

Заранее предупреждаю - четвёртый раздел не читайте за столом :-)

Тит и Веспасиан. Чем пахли деньги Флавиев?

1.

Времена династии Флавиев и «пяти хороших императоров» Древнего Рима («лучшие сто лет», 69-169 года) были хороши не только стабильностью и экономическим процветанием. Когда народ занят не только выживанием и изысканием хлеба насущного, остаётся время и излишки на всякую блажь. Вроде литературы.

Плутарх, Тацит, Плиний Младший, Светоний - все жили в одно время (грек Плутарх родился чуть раньше, но всех своих итальянских «коллег» пережил). И все эти деятели более-менее знали друг друга, более-менее лично.
(Практически одновременно с этим греко-римским кружком, жил и еврейский писатель и историк Иосиф Флавий. Но он, самый старший, тусовался отдельно, в римской Иудее. Про его фамилию - позже).



Руины дворцового комплекса на Палатинском холме. Стадион Домициана (по сути - частный стадион императора Домициана Флавия). Слева возвышаются остатки трибуны. Остатки каменного овала в травке на дальнем плане - то, что осталось от сооружённого на четыреста лет позже, при остготском короле Теодорихе Великом, маленького амфитеатрика. Построенного уже на руинах, да.
Для сведения: этот гот Теодорих в середине V века сначала побил византийского императора Зенона, а потом, заключив с ним союз, пошёл бить гота Одоакра, который спихнул последнего императора Западной Римской империи, малолетнего Ромула Августа (после чего Западная Римская империя официально кончилась, осталась только Восточная - Византия), и объявил себя королём Италии.
Под это дело Теодорих получил от императора Зенона римское гражданство, должность консула и имя Флавий Теодорих. Гот Теодорих гота Одоакра прищучил, и стал королём остготской Италии сам. Через полвека, при императоре Юстиниане, началась затяжная война Византии с остготами (а перед этим был блицкриг в Африке против королевства вандалов), закончившаяся крушением остготского королевства в середине VI века. Но это уже совсем другая история.

Тацит писал историю, Плутарх писал сравнительные биографии исторических личностей. Плиний Младший писал письма мелким почерком. А вот у Светония, хоть он и писал историю с географией биографией, вышел больше сборник сплетен, занимательных баек и исторических анекдотов.

Ну, вспомните самые известные.
Про то, как император Калигула назначил своего любимца Инцитата сенатором. Инцитат, если что, был по профессии конь. Ну да, обычный такой конь, с копытами и хвостом.
Про то, как император Нерон любил актёрствовать, да ещё и декламировал стихи собственного сочинения о пожаре Трои, глядя на горящий Рим. И то, что Нерон сам же Рим и поджёг.

Про Калигулу не берусь утверждать, но историки считают, что Нерона во время пожара вообще в Риме не было. Тем более, по возвращении он организовал погорельцам всяческую помощь. Да и ещё удачный пиар-ход завернул, свалив вину за пожар на христиан. Дескать, понаехали тут, из своей Иудеи, морды жидовские, мало того, что божественные почести императорам не воздают, сектанты проклятые, так ещё и поджогами занимаются. Римляне, при всей своей любви к разным восточным культам, от Митры до Исиды, от Непобедимого Солнца до Сераписа, христиан в то время не шибко жаловали.



Школьный учебник для 5 класса, страница 239. Иллюстрация №3 к главке о возникновении и распространении христианства в империи.
Сейчас маркерами и аэрозолями исписывают подъезды и стены домов, а тогда по-простому, гвоздиком царапали. Это прорисовка выцарапанного на штукатурке граффити, обнаруженного в середине XIX века в подвалах комплекса императорских дворцов на Палатинском холме, там, где тусовалась прислуга. Написано по-гречески «Алексамен преклоняется перед богом». Бог распят и с ослиной головой - двойное позорище по римским понятиям. Видать одни рабы чморили другого раба, христианина.

Но самая у нас известная, вошедшая в поговорку, другая байка Светония. Про Тита Флавия Веспасиана и… Тита Флавия Веспасиана.

2.

Да, традиция такая была у римлян, называть старшего сына в честь отца. Тот же Гай Юлий Цезарь - папа его тоже Гай Юлий Цезарь. И дедушка Гай Юлий Цезарь. И прадедушка… Не очень удобно, согласитесь. Если времена давнишние, источники разрознены и скупы, а исторический герой не слишком раскручен - поди разбери, про кого пишут. Про героя или про его папу. А то и вовсе про двоюродного внучатого племянника, которого, не смотря на все эти многоэтажные преномены-когномены, могут звать точно так же, не смотря на три, четыре а то и пять слов имени.

Тот Тит Флавий Веспасиан, что постарше, более известен как Флавий Веспасиан или просто император Веспасиан. Ну а тот Тит Флавий Веспасиан, что помладше, сын предыдущего, более известен как император Тит.



Если вы следили за путешествием по «Античному секонд-хенду», то всё увидите сами. Но, на всякий случай, подскажу.
Прямо по центру, перед зданием Табулария, три колонны (с этого ракурса видны, по сути, две - сохранился как раз уголок колоннады) - Храм божественного Веспасиана и божественного Тита. Храм, посвящённый императорам Веспасиану Флавию и Титу Флавию. Построили при императоре Домициане Флавии.
Для сведения: колоннада слева - Храм Сатурна, кирпичная площадка с мраморными обломками - ростра, ораторская трибуна на Форуме. Она заслоняет остатки Золотого мильного камня, что стоял недалеко от Храма Веспасиана (точнее наоборот, Храм Веспасиана стоял недалеко от Мильного камня, ведь Мильный камень поставили раньше).
Кстати, именно здесь, на ростре, были выставлены отрубленные руки и голова известного болтуна Марка Туллия Цицерона.

Вообще, римские императоры редко были друг другу близкой роднёй (даже в тех случаях, когда власть переходила чинно, мирно, благородно, без вмешательства мечей преторианцев или кинжалов заговорщиков). В крайнем случае, предыдущий император усыновлял и делал соправителем последующего. А у Флавиев вышло совсем уж затейливо - они пришли к власти по итогам кровавого конкурса под названием «Год четырёх императоров». И власть передавали друг другу по кровному родству, как в старой доброй монархии.

«Год четырёх императоров», да. Весёлая была история. Императора Нерона спихнули и он, не дожидаясь экстренной полевой декапитации, покончил жизнь самоубийством. Императором стал Гальба и пробыл им полгода, пока не был убит Отоном (жахнули Гальбу прямо посреди римского Форума, у Озера Курция, а чего мелочится да тёмные переулки искать). Отон пробыл императором три месяца, пока не покончил с собой, чтобы не быть убитым Вителлием. Вителлий пробыл императором полгода, пока не был убит Веспасианом. Пожилой Веспасиан всю эту чехарду и прекратил. И сын его, Тит, через десять лет, спокойно и без эксцессов, унаследовал власть. Правда, буквально через пару лет, сам заболел и умер.

Был там ещё один Тит Флавий, младший сын первого и, соответственно, младший брат второго - Тит Флавий Домициан. Ставший после брата императором Домицианом.
Но ему как-то не повезло. Хоть он и правил дольше, чем папа с братом вместе взятые, и архитектурного наследия оставил много, но… В общем, поначалу было ничего, а потом достал он и Сенат, и чиновников, и знать, и преторианцев. В итоге, Домициана убили.
И предали «проклятию памяти» - скульптуры поразбивали, памятники снесли, посвятительные надписи стёрли и всё такое. В общем, «удостоился» он встать в один ряд с императорами Калигулой и Нероном, потом к их весёлой компашке присоединились императоры Коммод и Гелиогабал.



Первый из «пяти хороших императоров», правивший всего год с небольшим (старый был), но успокоивший римлянам взвинченные нервы - Марк Кокцей Нерва.
Тут занятен не столько памятник (который копия античного мраморного), сколько место установки. Во времена фашистов, от Колизея к итальянской Красной площади с Кремлём - Площади Венеции с Витториано - проложили новый проспект, Виа дель Имперо, Улицу Империи. (Когда я иронизировал над «скромным домиком» старушки Летиции Буонапарте, мамы Наполеона, я делал это не зря - её палаццо стоит как раз на Пьяццо Венеция).
Фанат Римской империи, желавший её возродить «от можа до можа», Бенито Муссолини, отнёсся к «имперскому наследию» своеобразно и безжалостно, и велел проложить новый проспект прямо по античным памятникам - поверх Императорских форумов. Сказано - сделано, новую улицу проложили, попутно раздолбав часть того, что осталось от античности. И теперь часть археологических раскопок и памятников находится с одной стороны улицы, часть - с другой. Ещё одна часть засыпана при строительстве. А часть при этом строительстве уничтожена безвозвратно. После Муссолини улицу переименовали в Виа дей Фори Империали, улицу Императорских форумов, но урон античному наследию это не компенсирует ну никак.

После убийства Домициана, почесав репу, сенаторы передали власть старенькому сенатору Нерве (благо Инцитат к тому времени отбросил копыта), и в Риме началась эпоха «пяти хороших императоров». При наследнике Нервы, Траяне, римская держава раздвинула свои границы на максимальную величину. Кто там дальше? Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий… Все они, как и Нерва с Траяном, не были родственниками, но усыновляли по очереди друг друга, по римским традициям, и спокойно передавали власть. Римская империя находилась просто таки на пике могущества. Пока император-философ Марк Аврелий, с дурна ума, не передал власть своему родному сыну, Коммоду… И тут всё завертелось по новой.



«Будь счастливее Августа и лучше Траяна» - классическое римское пожелание. Император Марк Ульпий Нерва Траян на фоне останков Форума Траяна и Базилики Ульпия. («Нерва» он стал, про римской традиции, после своего усыновления императором Нервой).
Помимо классического, «самостройного» Форума, в Риме были целенаправленно построены рядом, впритык друг к другу, в едином комплексе, «императорские форумы» - Цезаря (который, всё-таки, не император), Августа, Нервы и Траяна. Около каждого, вдоль современной Виа дель Фори Империали, поставили бронзовые памятники соответствующим персонам.
Ещё одному форуму, Форуму Веспасиана, с расположенным там Храмом Мира, не повезло больше всех - половину его разнесли и застроили заново, вторую половину изничтожили при строительстве Виа дей Фори Империали.


Простому и бесхитростному мимокрокодилу тут скорее будет заметен далёкий Колизей и ближайшая Базилика Максенция. В крайнем случае, пешеходная часть Виа дель Фори Империали. Потому отметил стрелкой задворки (или наоборот - парадный вход?) церкви Козьмы и Дамиана, которую Теодорих Великий (тот самый, который Теодорих Флавий) подарил римским папам. (Второй её вход, через Ротонду - бывший Храм Ромула - выходит на Форум). Церковь эта, самая первая христианская церковь на Форуме, построена аккурат поверх Форума Веспасиана и его Храма Мира. Собственно, кусок этих современных «задворок» и есть античный Храм Мира. Там, некогда, на внутренней стене, был прикреплён план города Рима, высеченный в мраморе - творение времён императорской династии Северов.

3.

Возвращаясь к Флавиям. Чем они известны простому и необразованному обывателю, к коим я себя отношу?

Во-первых, конечно же, Амфитеатром Флавиев. Который теперь Колизей. К строительству приступили ещё в начале правления Веспасиана, торжественно открыли уже при Тите. Но, как известно, строительство и ремонт нельзя закончить, можно только прекратить. При Домициане амфитеатр всё ещё доделывали.



Амфитеатр Флавиев. Его современный вид - результат не столько землетрясений, сколько людской жадности и лени. Во времена Тёмных веков, да и значительно позже тоже, Амфитеатр усиленно растаскивали на стройматериалы. Творение античной архитектуры служило банальной каменоломней, а точнее, складом готовых стройматериалов.

Во-вторых, так называемая Арка Тита. Одна из трёх сохранившихся триумфальных арок на римском Форуме. И самая древняя из них.



Вообще-то арку установили наиболее удачным на тот момент образом - ровно на входе на Форум, на Виа Сакра, Священном Пути. Но сейчас через неё никого не пускают - во избежание. Ведь самые интересные и исторически значимые барельефы сохранились внутри, в проёме. А туристы славятся своей любовью «отломить кусочек на память». Поэтому сейчас на Форум заходят в обход арки.
Сверху написано «Сенат и люди Рима божественному Титу, сыну божественного Веспасиана». Судьба у этой древней арки весьма непроста и состояние её на нынешний момент весьма эклектично - от оригинальных барельефов проёма, до плоской внешней отделки, как результата папской реставрации XIX века.

Вообще, построили эту арку при Домициане в честь победы римлян в Иудейской войне, случившейся за дюжину лет до того. Чего евреи не подняли восстание ещё во времена императора Тиберия, при Иисусе Галилеянине - не ясно, а ведь тот прямо называл себя Царём Иудейским, чем и заслужил обвинение «в оскорблении величия». В религиозных вопросах население Иудеи не сошлось, да. Но, через тридцать три года после казни «мессии», уже при императоре Нероне, восстание, таки, началось.



На этой половинке триумфальной арки можно рассмотреть легионеров, радостно несущих трофейную иудейскую менору - золотой семисвечник, трофей из иерусалимского храма. А заодно, впереди, гонят свежих иудейских рабов. Вон они, с руками, связанными за спиной, за трубачами, хорошо видны.

Для проведения контртеррористической операции и пресечения сепаратизма, в Иудею с войсками был отправлен полководец Веспасиан. Сыновья были при нём, Тит на командных должностях, юный Домициан так болтался. Наступая с севера, из Сирии, Веспасиан для начала занял Галилею, где к нему переметнулся местный руководитель восставших, фарисей Иосиф. Он, взятый в плен, считался рабом, а после освобождения получил статус римского вольноотпущенника. И, в соответствии с римскими законами, не смотря на «свободу», навсегда «прикреплялся» к бывшему владельцу с присвоением его фамилии. Так и получился историк Иосиф Флавий, который всю эту катавасию с Иудейской войной расписал в цветах и красках.



Состояние арки в середине XVIII века. Я вам не Шакко, и кто такой Джованни Антонио Каналетто не расскажу. Но убогое состояние арки, а так же античного Форума, который, на тот момент, из средневекового Бычьего Выгона, Кампо Ваччио, давно превратился в ренессансные Фарнезские сады, видно и так.

Восставших, выдавленных со всех территорий и осаждённых в Иерусалиме, дожал бы и сам Веспасиан. Но тут в Риме начались разборки, «год четырёх императоров», всё такое. Веспасиан уехал в Рим сначала власть брать, потом остался там императорствовать. Вместо себя Веспасиан назначил Тита. Тот Иерусалим и взял. Заодно, чтоб дважды не ходить, кроме своеобычного грабежа и захвата жителей в рабство, римляне разнесли иерусалимский Храм, оставив от него, на память, только одну стенку, которая ныне Стена Плача.



Арка Тита со стороны Форума. Тут, сквозь толпы туристов, в сохранившемся античном проёме арки, можно разглядеть самого Тита Флавия Веспасиана Младшего, будущего императора Тита, что правит квадригой, справляя свой триумф в Риме, после победы в Иудейской войне. Надпись сверху - результат папского примазывания (во время «реставрации» 19-го века) к славе древних. «Знаменательный религиозный и художественный памятник обветшал. Пий 7-й, Великий Понтифик, новыми работами по старым образцам сохранил и имитировал. В 24-й год своего священного принципата». Трудности перевода, да :-). (Да, я знаю, как переводится литературно. Но, при этом, я знаю, что титул «Великий Понтифик» - ещё языческий, со времён исконного Древнего Рима. Про принципат отдельная песня).

Домициан при всей этой иудейской веселухе присутствовал, но, в силу молодости, на важных постах не состоял. И уже потом, спустя много лет, ставши императором, поставил в Риме триумфальную арку - в честь папы, брата и себя любимого. Но, раз Иерусалим взял именно Тит, а Домициану устроили «проклятие памяти», арка стала зваться Аркой Тита.

Есть ещё одна штука, которую можно вспомнить. Конечно, участие Флавиев в этом событии достаточно своеобразное, но… Но случилось оно именно при них.

24 июня 79 года умер Веспасиан и императором стал Тит. А 24 августа 79 года (либо, что пока в теории, 24 октября) случилось «то самое» извержение Везувия. Описанное Плинием Младшим в письме Тациту. Ставшее причиной гибели знакомца и сослуживца императора Тита - Плиния Старшего. А, заодно, и причиной гибели нескольких городов, городков и посёлков.



Храм Веспасиана в Помпеях.
Если разобраться, это просто храм императорского культа. На тот момент императором был Веспасиан - вот и храм Веспасиана.
Да, минимум три месяца, как императором уже стал Тит, но… Не успели переосвятить и новые надписи приделать. Да и вообще, не надо воспринимать «культ императора» и «божественные почести императору» слишком по-современному, слишком буквально. В конце концов, вы же помните «культ личности» и прочий «волюнтаризм и субъективизм»? Во-о-от. На Форуме-то - «император - наш рулевой», а в своей кубикуле, сняв тогу и сандалии, в майке и синих трениках, с пузырями на коленях… «Просрали Вечный город, при Августе такого не было!».
О том же Веспасиане есть прекрасный анекдот (Светония, опять же) - незадолго до смерти, чуть не за день, или день в день, болеющий Веспасиан сказал приближённым, криво усмехаясь, - «Я чувствую, как становлюсь богом». Вот да, при тупой буквальной трактовке мы получаем зазнавшегося императора, потерявшего связь с реальностью (как у нас эта фраза чаще всего и трактовалась и цитировалась). А если вспомнить контекст, что императоры после смерти получали божественные почести… Не «становились богами», нет, а именно «получали божественные почести», именно после смерти. Собственный храмик-поминальню, собственную статую в общественном месте, собственный «вечный огонь» и возложение цветов к одному из вышеупомянутых объектов. И не только в Риме, но и в провинциях. Веспасиан, старый, не в первый раз тяжело болевший, уставший наводить порядок в огромном и бестолковом Римском государстве, почувствовал, что всё, «не в этот раз», и, по сути, сказал своим приближённым - чувствую, что помираю, вы уж тут, как-нибудь, сами, без меня. Ирония, достойная небожителей, а не только простого внука крестьянина, волею судеб закинутого в императоры.
Кстати, Домициан первым начал требовать «божественных почестей» при жизни. Вот и получил перо под ребро.

Стихия она на то и стихия, что не во власти императоров. Но Тит материальную помощь пострадавшим в катаклизме выделил, и расследование причин учинил. И, как пишут, даже несколько раз приезжал на место катастрофы. И так впечатлился, что деньги на пострадавших полились рекой. И даже, чтоб пропиарить новую власть, сгладить негатив и поправить пошатнувшийся имидж, Колизей, который Амфитеатр Флавиев, велел ударно достроить и сдать раньше срока. Ввели в эксплуатацию его, как раз, в 80 году.
Наш знакомец, Светоний, про Тита пишет:

"Ничего и ни у кого он не отнял, чужую собственность уважал как никто другой и отвергал даже обычные и дозволенные приношения. Щедростью он, однако, никому не уступал: при освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный. Устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей".

Тит, который, по сути, и не правил, ну что такое - два года?, который, до того, будучи «сыном и офицером» генерала (Веспасиана) показал себя с наилучшей стороны, будучи «сыном и генералом» императора (того же Веспасиана) показал себя с той же, наилучшей, стороны, стал любимцем публики и историографов. Не современных, «объективных», а всех предыдущих, от Ренессанса, до античности.
Такие дела.



Императорский дворец Флавиев. Новодел над аркой не интересен, понятное дело. Но вот этот скромный сохранившийся участок пола - остатки мраморных полов императорского дворца. Ни Тит, ни Веспасиан этого не застали, всё построено при Домициане. Но об императорских дворцах Палатина - другая история.

Ну и ещё кое-чем известны Флавии. Точнее, непосредственно Веспасиан. Непомерной жадностью. Веспасиан выжимал деньги из всего, чего только мог, у Светония имеется масса анекдотов на тему «чиновник/служащий/кто-то ещё берёт взятку с просителя, за то, чтоб провести того к императору - а император, узнав об этом, либо требует долю с этой взятки, либо перехватывает просителя сам, и сам берёт эту взятку». Веспасиан-то сам «беспартийный, из крестьян», выходец из всаднического сословия, ему все эти аристократические мерехлюндии вокруг способов заработка были чужды. Денег, и побольше! И кстати, если верить байкам Светония, император вполне понимал, как его скупость и жадность выглядят со стороны и вовсю иронизировал над ней.
При этом Веспасиан не выводил все эти деньги на тайные счета в Гельвецию, и дети его не учились на Оловянных островах. Не строил он себе золотых статуй и не заводил золотых унитазов. Всё пускал в дело, всё на развитие государства.

Вот тут мы и подходим к вопросу о пахучести этих самых денег.

4.

«Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом. Тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», - ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», - сказал Веспасиан. Когда посланцы доложили ему, что решено поставить ему на общественный счет колоссальную статую немалой цены, он протянул ладонь и сказал: «Ставьте немедленно, вот постамент».

История про постамент - это к вопросу о «шуточках» Веспасиана. А заодно иллюстрация к тому, на сколько стоит верить определённого рода историйкам Светония, Плутарха и иных прочих. Одно дело извержение Везувия, которое Плиний Младший видел собственными глазами (и то, возможно, точную дату забыл), другое дело байки про императоров, записанные с чужих слов. (Отличие их от анекдота «Кто ж не помнит старика Крупского!» не так уж и велико, по сути).

А теперь к нужникам! К латринам, то есть.

Оные заведения были предназначены не только для избавления от результатов жизнедеятельности. Ушлые римляне там добывали кое-какую ценную субстанцию.
Не удобрения, нет, они, чай, не японцы, чтобы рисовые поля унаваживать. В специально установленные сосуды римляне собирали мочу.



Жила-была в Помпеях Евмахия, жрица императорского культа. То, есть мелкий госчиновник. А, по совместительству, была она матроной коллегии фуллонов, то, есть валяльщиков шерсти. Понятное дело, те валяльщики не валенки делали, а шерстяное полотно. Уважаемые люди. И стояло здание, построенное Евмахией, прям вдоль помпейского Форума. А Помпеи, хоть город и оскский, порядки там давно, с Суллы ещё, римские.
Где вещевой рынок - там и продовольственный. Где зерноторговля - там и общественные стратегические зерносклады. Где толпа - там и базилика, власть экономическая. И религиозная, с кучей храмов. И политическая - с арками, храмами и прочим. И культурная, с термами и лупанарием. А, заодно, там же, и сортир общественный, рядом. Мы ж тут, в Кампании, чай, не римские патриции, что без прослушивания Овидия, и опорожниться не могут, но и не деревенщина какая, что просто за угол зайдёт, и... Мы, кампанцы, люди простые, но солидные, захотелось повидать Приапа - опа! - а тут цельную амфору, а то и пифос под наши нужды выставила коллегия фуллонов. Да прям рядом с Форумом! Моё почтение!

Нет, латрины-то у римлян были и в нашем понимании.
Обычные такие скамьи с дырками в ряд, на десяток посадочных мест каждая, буквой П, на полсотни в целом. Естественно, без перегородок, «локоть к локтю, спиной к спине». Но те, кому нужен был чистый продукт высшей пробы, специально устанавливали в таких заведениях отдельные емкости. Амфоры например, с отбитыми горлышками (чтоб поширше проём был, чтоб целиться было проще). Или ставили свои амфорные «резервуары» просто в общественных местах. Как Евмахия у помпейского Форума. Ну а собрав, уносили ёмкости, для использования мочи по назначению, поставив взамен новые, пустые.

Может быть, какой-то особенно продвинутый римлянин её и использовал для уринотерпаии, но вообще то, собирали этот продукт для других целей.
Для стирки.

А что такого? Наливаем в эдакий тазик, бассейник или что-то вроде того, «спецсредство», закидываем туда ткань или одежду, да просто шерсть, которые надо отчистить и, главное, отбелить и обезжирить. В «тазик» залезает дюжий молодец (раб, конечно же) и начинает своими мощными ногами мять и топтать текстиль, на манер того, как выжимают виноградный сок. И вот вам результат, чистая и отбеленная ткань! Её, конечно, потом в чистой воде моют и полощут, но это уже так, мелочи. (В принципе, красили ткань по тому же принципу, только заливали не «отбеливатель» а краситель).



Евмахия, матрона фуллонов города Помпеи. Тебе нужен отбеливатель и обезжириватель для шерсти? Поставь емкость у городского форума и подожди - он наберётся сам.

Сами понимаете, подобная «химчистка» делалась не забесплатно, владельцы текстильных мастерских имели с этого свой сестерций. И, раз уж обложена налогами «химчистка», отчего не обложить налогами сам процесс и результат сбора реагентов, а? Ай да, Веспасиан, ай да, сукин сын!

Ну, или на манер Цицерона, «O tempora! O mores!».

италия, сказки об италии, рим, история, очерки, видел сам

Previous post Next post
Up