Античный секонд-хенд

Jan 26, 2020 17:42

АНТИЧНЫЙ СЕКОНД-ХЕНД



«Лаокоон и его сыновья». Римская мраморная копия греческого бронзового оригинала. Секонд-хенд, да. Но заслуженный. А нас будет интересовать несколько иной. Тот, когда античное наследие «переосмысливалось» в более поздние времена.
Впрочем, тут «Лаокоон» тоже чем-то подходит. Его откопали на Эсквилине, Микеланджело провёл экспертизу, имевшийся на тот момент Папа Римский уволок её в свой дворец Бельведер (до того, как это стало мейнстримом! Апполон Бельведерский появился там позже). Музеем личная папская коллекция стала во времена Наполеона. А уж когда туда стали пускать незнатную публику, да ещё и иностранцев, да ещё и не католиков (а то и вовсе - страшно сказать, китайцев!) - об этом история скромно умалчивает. Ибо нетолерантно и не мульти-, прости господи!, культурально.

Как мы, простые и неискушенные люди, представляем себе античные памятники? (Как памятники в смысле «архитектурные»», так и памятники в смысле «статуи»).
Ну, эдакая развалина, осторожно выкопанная из земных недр заботливыми учёными, аккуратно отреставрированная, и, ради пущей сохранности, спрятанная под стекло, чтоб даже не дышать на неё.



Самая раскрученная императорская статуя (конкретно это, наверное, копия. А может и нет). Гай Октавий Фурин, более известный как Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Для своих, для родни и друзей, по-простому - Божественный Август.

На самом деле, всё не совсем так даже сейчас, когда к «историческому и культурному наследию» отношение достаточно трепетное. Что уж говорить о временах менее изысканных, типа Средневековья или даже Нового времени.
Скажем, разделившее их Возрождение. Чем оно примечательно? Например тем, что античные мраморные статуи, выкопанные из земли, перестали пережигать, в хозяйственных целях, на известь, а начали ставить на своих дачках, для украшения садово-огородных участков. (То, что выставляется сейчас в так называемых «Музеях Ватикана» составлено из имущества, что ушлые папы натырили по всей Италии и расставляли, как украшения, в своих дворцах и виллах).
До музеев, тем более, профессиональных, тем более публичных, дело дошло ой не сразу.
Это, значит, движимое имущество, которому сохранность обеспечить проще. Что уж говорить об имуществе недвижимом!



И снова Август. Для недоверчивых даже табличку привесили сверху - с перечислением титулов. Типа семикратный чемпион мира, олимпийский чемпион, обладатель большого хрустального глобуса… (Великий Понтифик, консул 13 раз, император 21 раз, народный трибун 37 раз, Отец Отечества, и, несомненно главное достижение - Сын Божественного Цезаря).

Вот давайте и посмотрим немного на античное наследие, которое ушлые и оборотистые люди более поздних эпох пустили в дело. И далеко не всегда - по прямому назначению.
Рассматривать будем самый «раскрученный бренд» по античному наследию - Рим, Вечный город.

«Часовню тоже я?»

Давным-давно, в Римской империи, жил да был один дяденька по имени Публий Элий Адриан (после его усыновления ему добавилось ещё одно имя - «Траян»). Работал он императором, и под кратким определением «император Адриан» нам и известен (или - не известен). Было он третьим из «пяти хороших императоров», и, в отличие от своего предшественника, Траяна, не столько воевал с варварами, сколько строил. Вот об одной из штуковин, которую он строил, и поговорим. Чуть ниже. А пока - я буду разливаться соловьём и разбегаться белкой по древу.

Большое лирическое отступление.
Первый римский император, Октавиан Август, умудрился помереть своей смертью. Его преемник, Тиберий - вроде тоже. А может и нет. А потом пошло-поехало, без перекуров и перерывов на обед. Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Отон, Виттелий… Либо были убиты, либо покончили с собой, чтобы не быть убитыми. Династия Флавиев попыталась прекратить эту порочную практику, Веспасиан, спихнув Виттелия, помер своей смертью, его старший сын Тит - тоже, а младший, Домициан, таки, был убит. И власть отдали Нерве - первому из «хороших императоров».



Памятник императору Нерве на фоне Форума Нервы. Вообще в Риме кроме самого известного форума - собственно Форума, исторически сложившегося стихийно из рыночной площади, понастроили ещё несколько, целенаправленно. Рядом, но отдельно. Так называемые «императорские форумы». Имеются Форум Цезаря, Форум Августа, Форум Веспасиана, Форум Нервы и Форум Траяна. Как и положено, в Средние века всё было заброшено и раздолбано. А на Форуме скот пасли. Крупный и рогатый.



Вот эти убогие развалины, как ни странно - Форум Цезаря. А три колонны и фундамент в правом углу - всё, что осталось от Храма Венеры-Прародительницы, стоявшего на этом форуме. (Цезарь, ничтоже сумняшись, вёл свой род прямо от богов, от богини Венеры, если быть точным. Вот и построил пра-прабабушке храм).

После Калигулы с Нероном, после постоянной толкотни и убийств, после «года четырёх императоров», быть «хорошим императором», по большому счёту, не так уж и трудно. Достаточно не быть плохим. Но «хорошие императоры» были действительно хороши. Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий. При них Римская империя и стала той узнаваемой Римской империей.



Памятник императору Траяну на фоне Рынков Траяна. Траян более известен своей колонной (которая стоит рядом, на Форуме Траяна), но об этом как-нибудь потом, ибо и ей ушлые итальянцы дело нашли. Памятники (бронзовые копии мраморных оригиналов) поставили уже в новое время, а изрядный кусок императорских форумов так и не раскопан и сейчас скрыт под одноимённой улицей - Виа дей Фори Империали.

Но последний «хороший император», Марк Аврелий, всем подгадил. Вместо того чтобы по примеру предшественников передавать власть (по римской традиции - усыновлением) талантливым полководцам-управленцам, он сдал бразды правления собственному родному сыну. Печально известному Коммоду. Про это цельный голливудский фильм сняли - «Гладиатор» Ридли Скотта (исторической правды там, конечно, около нуля, но рубают друг друга красиво, от души, и ещё не раскабаневший Рассел Кроу умилительно супит бровки). После убийства императора Коммода опять пошло-поехало. Мало кому, как Диоклетиану, удавалось сказать «я устал, я мухожук», чаще - перо под ребро.



Император Антонин Пий. Моду на хипстерскую греческую бороду у императоров ввёл ещё его предшественник, Адриан. До него все, в том числе Нерва с Траяном, были по-римски гладко выбриты.

Чего я пропечатал этих императоров - ну, чтобы немного их в голове расположить и вспомнить. Тем более, что в нашей истории об античном секонд-хенде их имена будут регулярно всплывать.

Итак, Адриан. Строил и облагораживал империю изо всех сил. На далёком севере, у чёрта на куличках, построил Стену Адрианов вал, дабы уберегать население от белых ходоков и одичалых диких британских кельтов. Ну и римский дефолт-сити вниманием не обходил. Построил, скажем, здоровенный Храм Венеры и Ромы. Венера - это понятно кто, а Рома - это Roma, богиня, символическое олицетворение города Рима.



Немного для понимания масштаба. Справа за столбом - Амфитеатр Флавиев, он же Колизей (о том, чего с ним наделали в средневековье потом как-нибудь скажу). На левом краю в профиль - Арка Константина (тоже секонд-хендовская штука, и о ней поговорим потом). Справа от этой арки, вдалеке, белеет ещё одна - Арка Тита. Под ней сейчас как раз вход на Форум. А вот развалины прямо по центру и есть Храм Венеры и Ромы.

Небольшое лирическое отступление.
Забавно, но по-русски «Рим» - это такой солидный и суровый Рим мужского рода, а по-итальянски - вполне себе милая Roma женского рода. Так, что, господа, «Москва - это третья Рома», хе-хе.



Храм Венеры и Ромы. Был самым большим храмом в Риме. Неудивительно, учитывая, что перед ним стоял здоровенный Колосс - статуя Нерона, а рядом - огромный Амфитеатр Флавиев. Храм состоял из двух частей, разделённых общей стенкой, соответственно Венере и Роме посвящённых. Та часть, что была ближе к нам, повёрнута в сторону Амфитеатра, вот этот цоколь с проёмами, обломки колонн по краям и кусок стены, из-за которой торчат здания нового времени и колокольня - это в честь Ромы.



То, что сохранилось от самого здания самого большого римского храма, не считая цоколя и остатков колонн. Задняя стенка половины храма. Статуя Ромы вон в той полукруглой нише, с гранёным потолком, стояла. А та часть, что в другую сторону расположена, зеркально - та для Венеры была. Сохранилась это хоть кое-как только потому, что в средневековье, в XIV веке, там, на «венериной половине», построили церковь, используя имеющиеся стены от античного храма. Потом эту церковь ещё и перестраивали несколько раз.



На том месте, где была часть, посвящённая Венере, стоит церковь Санта-Франческа-Романа. Прямо по центру, белый красивый вход, невзрачное продолжение и параллелепипед колокольни. Изначально встроено в сохранившиеся к средневековью античные стены. Вот такой секонд-хенд.

Однако от адриановского Храма Венеры и Ромы остались рожки да ножки, нас же больше интересует то, что сохранилось в товарных количествах. И такое в наследии императора Адриана есть. Пантеон и Мавзолей. Про Пантеон как-нибудь потом, а пока про Мавзолей.

Кладбище? Крепость!

Понятное дело, мавзолеи строятся не только для хранения Ленина или ахеменидского сатрапа Мавсола (в честь которого сия конструкция и названа была). Римскому императору тоже хочется быть похороненным в каком-нибудь приличном и козырном месте.

Скажем, первый римский император, Октавиан Август, озаботился построением себе мавзолея лет за сорок до кончины. (Он, конечно, всю жизнь жаловался на здоровье, но, при этом, пережил всех врагов и друзей, родственников и даже внуков). Мавзолей Август себе построил в этрусской традиции. Цилиндрическое каменное/кирпичное основание, на нём пирамидкой цилиндры поменьше, присыпанные земелькой и усаженные грядками травкой и деревьями. Ну и статуя на вершине.



Реконструкция Мавзолея Августа на модели императорского Рима. Взял из интернета первую попавшуюся картинку, кто делал модель, кто фоткал - не в курсе. Главное - эта модель хорошо представление даёт. Видна и конструкция сооружения и обелиски перед входом. На современных снимках «с квадрокоптера» видно, что барабаны были полые, земля была насыпана сверху, на крышу.

Небольшое лирическое отступление.
Римляне, не смотря на то, что в ранней истории с этрусками изо всех сил грызлись, очень многое у них переняли. Самый известный пример, уже набивший оскомину - гладиаторы. Приносить погребальную жертву именно таким образом, с поединком и кровью, выдумали этруски, ну а римлянам понравилось, а потом они эту идею творчески развили. Несмотря на изначальную вражду, после, этруски были весьма лояльны Риму. И Ганнибала не поддержали, и во время Союзнической войны, когда весь юг Италии пылал, этрусский север не примкнули к восставшим италикам.



Этрусский воин в греческом линотораксе. Шлем, копьё и ещё какая-то фиговина условно не показаны. Отчего-то у меня в голове отложилось, что в школьном учебнике по античной истории (чёрненький такой, помните? Шестой, что ли, класс) эта статуя подана как «римский бог войны Марс».

Кроме этрусскости, Август в своём мавзолее подпустил ещё и египетскости - установил рядом со входом два обелиска, вывезенных из Египта. С этих обелисков Августа началась римская мода тыкать египетские обелиски куда ни попадя. От том, что со всеми этими обелисками стало, потом мы тоже как-нибудь поговорим.

Небольшое лирическое отступление.
Почему Октавиану Августу вообще пришла в ум идея с обелисками вполне понятно. Именно в его правление Египет был присоединён к империи. Злые языки утверждают, что Клеопатра Птолемеевна, с седьмым порядковым номером, пыталась и его добавить в свою любовную коллекцию, вдобавок к Цезарю и Антонию, и тем спасти себя и своё царство. Опять. Но Октавиан, убоявшись жены своей, Ливии (на которую никакие «Не виноватый я, она сама пришла» не подействовали бы), на эти греко-египетские восточные уловки не поддался. Вот и пришлось Клеопатре «кусать себя змеёй». А Египет… не пропадать же добру? Римляне решили - «Египет наш!». Мол, в качестве имперской провинции вполне себе неплохо смотрится. С тех августовских пор римляне натаскали себе из Египта кучу обелисков. Сейчас, в современном Риме, их стоит тринадцать штук.



Модный египетский стиль. В античном Риме этот египетский лёва был фонтаном, в Риме нового времени папы утащили его во внутренний дворик дворца Бельведер. Ну а в современности, всякие «руссо туристо» с ним фотографируются. В Риме, словно как в Питере (ха-ха) разных львов, в том числе и египетских, что металлических, что каменных, понатыкано немало. Что так удивляло «приключающихся итальянцев в России» - непонятно.

Похоронили в Мавзолее Августа не только самого Октавиана Августа, его жену Ливию и его сестру Октаву Октавию, но и их родню, да и ещё множество иных прочих, в том числе императоров Тиберия, Клавдия, Нерву…



Улицы Рима. Вот вы думаете, что это за поросшая лесом помойка за забором? А это Мавзолей Августа! То что от него осталось. Как говорится, отлистайте немного вверх и сравните. Сик транзит глория мунди, мать её так.

Причём начать хоронить в своём мавзолее Август успел лично - сначала своего племянника Марцелла, потом своего друга и сподвижника, а по совместительству и зятя, Агриппу, потом сестру… Потом и внуки подтянулись (жена Октавиана, Ливия, расчищала путь к трону для своего сына от первого брака - Тиберия. А внуки Октавиана от его единственной дочери ей мешали).



Цилиндрические стены Мавзолея Августа. Лесенки, ясное дело, присобачили в 20 веке. Собственно, до времён итальянских фашистов никто этот Мавзолей не хранил, не реставрировал, и археологических изысканий не проводил. Владели им частные лица и использовали под огород сад.

В общем, места в Мавзолее после такого наплыва именитых покойников стало не хватать. Даже с учётом того, что хоронили небольшую урну с прахом после сожжения тела. Но ведь, чай, это императорская урна! Не будешь же их ставить впритык, или один на один!



Главный, парадный вход в Мавзолей Августа. Ну, вы всё сами видите. Раскопки не провести - дома рядом, поверх истории. Хорошо, хоть решёточкой обнесли, а то был бы здесь, после оборонительного укрепления в Средневековье, сада в Новое время и зала-выставки XX века, неофициальный бесплатный общественный туалет. Именно здесь, у входа, стояли два египетских обелиска, которым Папы приделали ноги (об этом позже).

Вот Адриан и затеял строительство нового мавзолея. Повместительнее. Чтобы и самому разместится с удобствами, и чтобы потомкам надолго хватило. В отличие от предусмотрительного Октавиана, Адриан начал строительство своего мавзолея буквально за несколько лет до смерти, и потому не успел. Закончили мавзолей через год после кончины Адриана, уже при императоре Антонине Пие.



Реконструкция Мавзолея Адриана на модели императорского Рима (опять из интернета взял). Мавзолей Августа на левом берегу Тибра (на той же стороне и «римские холмы», всякие Палатины-Квириналы, там же Форум и прочее), а Мавзолей Адриана - на правом берегу, на выселках. Там только Ватиканский холм (ну и современный Ватикан, соответственно).
Общий стиль сходен с Мавзолеем Августа - опять этрусский тумулус. Мост, изображённый на модели, построенный одновременно с Мавзолеем, существует и сейчас.



Современное состояние этого моста с модели. Тибр - речка крохотная, забабахать через него «мост анжинерной конструкции», из хрусталя мрамора, да с памятниками - как нефиг делать. И зимой Тибр не замерзает. Разве, что отвратительного цвета и вонюч, как римская Клоака Максима. (На мой предвзятый взгляд, Тибр меньше не то, что Оки, но и Москвы-реки, и Влтавы. Владимирская Клязьма и то ширше будет. Разве, что суздальская Каменка Тибру уступает. Впрочем, кто не видел Волги от Нижнего до Астрахани, тот рек вообще не видел). Построенный в конце тридцатых годов второго столетия от Рождества Христова, мост функционирует до сих пор. Как пешеходный, автотранспорту проезд запрещён (да и узок он, прямо скажем, две телеги едва разойдутся). Облицовку и статуи, разумеется, меняли и обновляли. Неоднократно. В Средние-то века все ободрали и осыпалось, можно было реку перейти посуху - и ладно, не до красоты. А потом, как стукнуло Возрождение и смягчение нравов, Папам захотелось «понтовый мост». Тем более что вёл он к одной из их резиденций.

Стилистика Мавзолея Адриана опять этрусская, разве что обошлось без обелисков - надоели, мода прошла. После Адриана ещё лет сто в этом мавзолее хоронили императоров (а также «особ, приближенных к императорам»). А потом ситуация изменилась.

Мавзолей был конструкцией прочной, и, на момент постройки, стоял вне города, на отшибе. Так, что спустя сто лет, сам бог велел его превратить в крепость. Император Аврелиан, предтеча установленного при императоре Диоклетиане домината, объединивший распавшуюся Империю (красивые современные развалины сирийской Пальмиры - как раз из тех времён) обнёс Рим новыми стенами. И в состав городских укреплений включил, заодно, мощное цилиндрическое строение Мавзолея Адриана. Тут стена проходила вдоль Тибра по левому берегу, а Мавзолей стал эдаким предмостным укреплением на другом берегу.

В конце концов, возьмём ближайший пример - Петропавловская крепость в Петербурге. И крепость, и императорская усыпальница, и тюрьма для особо важных заключённых в одном флаконе. С Мавзолеем Адриана произошло то же самое, разве, что в другом порядке. Сначала он был усыпальницей, потом добавились военные функции, а после и тюрьма. И, в каком-то смысле, дворец. Ибо Мавзолей Адриана, заодно, стал одной из папских резиденций.

Конечно, никто это сооружение «Мавзолеем» после II-III века не называл. Кого там похоронили последним? То-ли Септимия Севера, то-ли сына его, братоубийцу Каракаллу. А это начало III века. А потом всё, перестали.



На Форуме сохранилось три триумфальные арки. Это - одна из них, средняя по времени создания. Времён династии Северов. Поставлена в честь побед Септимия Севера и его сыновей-соправителей, Каракаллы и Геты. (Сыновей на самом деле звали Бассиан Септимий и Публий Септимий, а самого Септимия Севера - Луций Септимий. Но кому какое дело?). Каракаллу шлёпнули на востоке где-то в семнадцатом году (217-м, конечно же), законными детьми он к тому времени не разжился, потому династия Северов повторила путь династии Флавиев - отец и два сына, а после - пустота. Северы правили после междуцарствия, которое было после Коммода, который был сыном последнего из «пяти хороших императоров». А после Северов, считай, и наступил «кризис III-го века». Распавшуюся Империю подгрёб и собрал, было, в кучу, император Аврелиан, но не удержал, был убит. Устаканил всё любитель капусты император Диоклетиан. И, чтоб дважды не вставать, заменил условный, тянущийся с Октавиана принципат (когда император, якобы, первый среди равных), безусловным доминатом (когда император - это император). Играть в игру «все сенаторы равны, но принцепс равнее других» хорошо во времена внутренней стабильности. Когда потребности экономики государства удовлетворяются простой завоевательной войной, поставляющей дармовую рабочую силу - рабов. Но времена Траяна давно прошли.
Впрочем, рубеж смены принципата доминатом условен. Просто агония римского государства растянулась. После Диоклетиана ни выдуманная им тетрархия, ни политическая стабильность в Европе не прижились. Империю колбасило вплоть до 476-й страницы учебника, перевернув которую, жители, с удивлением, обнаружили конец античности и начало средневековья. Впрочем, для них не изменилось ничего.



Мавзолей Адриана. И мост к Мавзолею Адриана. Современное состояние после полутора тысяч лет использования не по назначению. В смысле мост-то использовали правильно, а вот «кладбище» - нет. Ушлые средневековые римляне строили свои новые, средневековые, постройки из материала, который брали из разобранных старых, античных римских построек. Поэтому «кубики» построек, что видны поверх верхнего «цилиндра» не отличаются по цвету. Хотя построены лет на пятьсот-тысячу позже, нежели барабан основания.

Однако вернёмся к Мавзолею. Некрополю. Кладбищу. Жальнице. Цеметарию. Какие ещё есть синонимы, не помню.
Сначала, в V веке, его разграбили вестготы. Конечно, толстенное кирпичное тело стен они не разрушили, но понаписали на мраморе маркерами и баллончиками всякие нехорошие слова, на латинском и немецком, и ободрали всё что можно, сдав в цветмет. Урны с прахом императоров ценности для них не представляли, и потому их не тронули расфигачили, с молодецким посвистом и улюлюем.



Мавзолей Адриана и набережная Тибра. Впечатляют застеклённые машикули, но это все современные фантазии. От античной постройки остались только солидный барабан и нижнее основание. Остальное - памятник архитектуры Средних веков.

Спустя сто лет после формального прекращения существования Западной Империи, в VI веке, власть и социальное устройство в Риме были весьма своеобразными (такими, своеобразными, они останутся аж до самого Рисорджименто, когда Италия опять соберётся в одно государство). Если не касаться всего прочего, то город Рим принадлежал лично Папам. Византийские императоры, варварские короли, потом ещё и императоры Священной Римской Империи Германской нации - они болтались где-то там, вдалеке. Тем более, что главным городом в Италии стала Равенна. А Папы тусили в Риме. И во время французского «Авиньонского пленения пап» Рим тоже был их личной собственностью. Многие древнеримские термины (сенат, курия и прочее) были переняты папами (и вообще новыми итальянскими государствами). Даже сам титул «великий понтифик» перекочевал от римских язычников христианским папам. Как-бы преемственность, но весьма и весьма специфическая. По этой же причине древнейшие античные памятники украшены уже тоже древними, но не античными надписями на той же чеканной латыни, тем же «квадратным» шрифтом - с посвящением папам. Даже на Колизее есть несколькосотлетняя посвятительная латинская надпись в честь пап.

Посему вся секонд-хендовость римских античных памятников - на девяносто процентов папская. Сначала они четыреста лет играли в преемственность с Римской империей, потом четыреста лет вытравливали всю языческую скверну, потом четыреста лет возрождались… А потом пришёл Наполеон - и игры кончились. А потом, спустя буквально полвека бурления масс, началось Рисорджименто. И пап прижучили.

Правда, потом они ещё полвека сидели в «блестящей изоляции», пока не договорились с фашистским правительством в 1929 году. Нынешний Ватикан и его статус - плод договорённости Королевства Италия и Святого Престола. В лице премьер-министра Муссолини, представлявшего интересы короля Виктора-Эммануила III и Папы Пия XI, представлявшего интересы…, ну…, то-ли свои, то-ли, сразу, Б-га (а чего мелочится то?).

Собственно, к чему это. На жизнь послеантичного Рима, на судьбу его сохранившихся архитектурных памятников самое главное и непосредственное влияние оказывали Церковь вообще и Папы лично. Даже названия местностей или объектов оказались под папским влиянием.

Как-то в конце VI века, в Риме была очередная эпидемия. (Вопрос о том, почему в античном Риме, при ещё большей скученности и плотности населения, удавалось избегать эпидемий, мы оставим в стороне. Водой грехи не смоешь, что эти язычники понимали. Главное - молится и каяться! А термы - они только для встреч с куртизанками). Папа Григорий I, как обычно, «укрылся от толпы», молился и каялся. Может, заодно, дизенфицировал себя спиртом. (Снаружи, снаружи!). И узрел, как-то Григорий I, после особо истового бдения (с куртизанками или без - история умалчивает), на утренней заре, на вершине бывшего Мавзолея Адриана, давно превращённого в крепость, собственнолично архангела Михаила с обнажённым мечом. Убедившись, что Папа его видит, архангел подмигнул, торжественно вложил в ножны свой подъятый в деснице меч и исчез.
Папа сразу понял - эпидемии конец, смилостивился бог, простил своих рабов. Соответственно, как «раб рабов божьих» (так в титулатуре) приказал пацакам надеть намордники и радоваться римлянам звонить в колокола и радоваться милости божьей.

Судя по всему, с «милостью божьей» Папа Григорий I угадал, эпидемия утихла, а мощный кирпичный цилиндр крепости, на вершине которой архангел Михаил устраивал перформанс, стали с тех пор звать Замком Святого Ангела.



Замок Святого Ангела вблизи. Справа - угловая башенка, построенная в папское средневековье на углу прямоугольника, что вы видели на реконструкции. Соответственно, невзрачная кирпичная стена слева - это помпезная беломраморная стена с модели. Просто белый мрамор ободрали, оставив одну кирпичную основу.

«Замок»-то понятно, «кастЕль». А остальное так и есть - «СантАнджело». (Или если попытаться быть ближе к вульгате - «Кастеллум Санкти Анхели»).
Как «ангел» (существо специфическое, согласитесь) может быть «святым» (человеком, опять-таки, специфическим) - оставим на совести средневекового итальянского плебса. В общем, Мавзолей Адриана, лет через пятьсот после создания, обрёл новое, устойчивое название. И продержал его до современности.

Мавзолей Августа тоже переделывали в Средневековье под личную крепость. Но он меньше размерами, в черте города, Папа на его хозяев обиделся… В общем, его разнесли и разрушили.
А Мавзолей Адриана принадлежал лично папам. Был большим и прочным. Был гораздо ближе к реке (преграда!), был близко от Ватикана (защита!). Потому, профункционировал в виде папской крепости вплоть до XIX века.



Замок Святого Ангела - вид с Моста Святого Ангела. И мост римской постройки с христианскими добавками, и замок (Мавзолей!) римской постройки с христианскими добавками. Кстати, на этом снимке хорошо видно, что средневековые зубцы и машикули надстраивались над более старой основой. Собственно, для замковой конструкции главное быть прочной и основательной. Мавзолей Адриана этому условию прекрасно подошёл.

Естественно, античный некрополь, в течение полутора тысяч лет существования в качестве фортификации, достраивали, перестраивали, укрепляли и изменяли. От «исходника» остался, разве что, мощный нижний кирпичный цилиндр - нижний барабан этрусского тумулуса. Без окон - без дверей, высоченная и толстенная стена. Как раз для того, чтобы за ней отсидеться в смутные времена. Внутри него понастроили всякого. За его пределами - тоже. В том числе - выносные башни. Да даже на сами древние античные стены налепили машикули. Более того, сделали «укреплённый коридор» проход, защищённый стеной (проход по верху стены, если быть точным), от папского Ватиканского дворца до Замка Святого Ангела. Назвали этот проход «маленьким проходом» - «пассетто». Причём, папы им даже воспользовались, и неоднократно - в силу своего неуживчивого характера они воевали не только с окружающей итальянской знатью, но и германскими императорами. И с французскими королями. И те, и другие неоднократно «брали» Рим. А папы, вот заразы, успевали убежать из Латеранского (издалека) или Ватиканского (вблизи) дворцов в неприступный Замок Святого Ангела. И оттуда показывали язык императорам и королям, приговаривая «Накося-выкуси, я в домике!».



Вид с купола Собора Св.Петра. На площади св.Петра торчит египетский обелиск (о нём позже), а дальше, у реки, виден Мавзолей Адриана он же Замок Святого Ангела. На пассетто указывают жёлтые стрелки. Заодно, синяя стрелка указывает на Пантеон, тоже построенный при Адриане (и о нём позже).

Собственно, огромный и неприступный цилиндр бывшего Мавзолея служил тысячу лет, после варварского разграбления, замковым донжоном - местом, где VIP может просто пересидеть опасность. Месяц. Год. Да хоть десять лет.



Ночной снимок Замка Святого Ангела. Может и не слишком чётко, зато прекрасно видно конструкцию башни, устроенной средневековыми итальянцами на углу основания античной постройки. Они даже «второй этаж» на ней надстроить умудрились.

В итоге, современное состояние этого памятника архитектуры весьма специфическое.
«Се памятник двух царств, обоим столь приличный. На мраморном низу воздвигнут верх кирпичный». От античности остался только нижний кирпичный барабан, лишённый помпезной мраморной облицовки. Всё остальное - плод деятельности не «римлян» в античном смысле, но «римлян» в смысле средневековом и современном.



Как я уже говорил, Мост Святого Ангела - пешеходный. Но рядом есть ещё один, ибо в Риме живут не только поборники археологических редкостей, но и нормальные люди. И нормальным людям надо как-то с берега на берег добираться.
На фото виден и Мост и Замок Святого Ангела. Так сказать, в наших современных суровых условиях.

Лишившийся помпезной мраморной отделки некрополь (мрамор пошёл сами понимаете, на чьи приусадебные участки), стал не только мощнейшей крепостью, в которой не гнушались прятаться папы, но и тюрьмой для особо опасных преступников. Говорят, известный еретик и жидомасон Джордано Бруно тоже сидел здесь, в Замке Святого Ангела.



Река Тибр, Мост Святого Ангела (в античности - Мост Адриана) и Замок Святого Ангела (в античности - Мавзолей Адриана).

Вот это я понимаю - поворот. Из кладбища - в крепость. И тюрьму.
Ну а чего добру пропадать?

О непростой истории античных египетских обелисков, Амфитеатра Флавиев, триумфальных арок и колонн, что отхватили свою средневековую «христианизацию» мы поговорим в другой раз.

Часть 2 и так далее до 4

Я художник, я так вижу: триста лет Замка Святого Ангела в картинах и фотографиях на канале Яндекс-Дзен

италия, история, фортификация, очерки, архитектура, искусство, сказки об италии, рим, ватикан, музеи, видел сам, поездки

Previous post Next post
Up