Продолжаем осмотр группы «частной» техники, расположенной около территории «Эльдорадо». («Парк-отель Эльдорадо», проспект Ф.Энгельса). Начало по этой группе - здесь, вторая часть - здесь.
Фотографии объектов сделаны в несколько заходов, если точно, то 19.10.2018 г., 27.08.2019 г. и 21.05.2020 г.
Группа техники у «Эльдорадо», г.Энгельс. Часть 3. Артиллерия
В этой группе собран практически весь «малый джентельменский набор» артиллерийских памятников Великой Отечественной. Зенитка, противотанковая «сорокопятка» и стандарт из стандартов, самая узнаваемая пушка войны - ЗиС-3.
Затруднительно сказать, побывали ли эти орудия на фронте и участвовали ли в боях, или так и простояли на тыловом складе или находились в учебной части. Но одно можно сказать точно - в отличие от стоящих рядом «танков», пушки полностью настоящие.
Начнём обзор с зенитки, благо она стоит чуть в стороне и смотреть на неё чуть удобнее.
85-мм зенитная пушка образца 1939 года. Вероятно, эта зенитка более известна по своему заводскому индексу - «52-К».
«К» - от завода №8 имени Калинина в почти одноимённом городе (так-то это был подмосковный посёлок Подлипки, ставший потом ПГТ Калининский, который после превратился в город Калининград а сейчас - в Королёв). В 1942-м этот завод эвакуировали на Урал (так появился индекс «КС» - «завод имени Калинина в Свердловске»), а на его месте разместили эвакуированный из Ленинграда завод «Арсенал», обозвав заводом №88. (Потом, после войны, при этом заводе №88 организовали всякие интересные конторки, баловавшиеся баллистическими ракетами, благодаря чему город ныне и назван в честь их руководителя, С.П.Королёва).
Стоит отметить, что всего за год до 52-К, на вооружение Красной Армии была принята другая зенитка - 76-мм зенитная пушка образца 1938 года. Которая была переработкой (новый лафет) зенитки образца 1931 года 3-К. Которая, в свою очередь, была, можно сказать, рейнметалловской 7,5 cm Flak, пересаженной с немецкой грядки на русскую.
Зенитка 3-К, успевшая побывать финским трофеем. Снято в Музее Вадима Задорожного 13 июля 2019 г.
Не успев принять на вооружение новую зенитку калибром 76,2 мм, наши решили не мелочится, и тут же бахнули следующую - калибром 85 мм. Чтоб добру зря не пропадать, для 52-К использовали лафет от 76-мм зенитки образца 1938 года. И ещё кое-какие её элементы. И если эти две пушки поставить рядом, будет видно, как они похожи.
Немцы, кстати, к своей распиаренной «ахт-ахт» - 88-мм зенитке - шли другим путём, и от другой основы отталкиваясь. И пришли гораздо раньше - в 1933-м. При этом, благодаря своим характеристикам, и наша, и немецкая зенитки послужили, кроме своего прямого назначения, и в других амплуа. Зенитки, благодаря высокой начальной скорости снаряда, нередко использовались как есть, без переделок, как противотанковые орудия (неоправданно дорого и рискованно, но на безрыбье…). На их основе были разработаны танковые пушки (их «Тигр», наш Т-34-85).
Так сразу и не подумаешь, что родословная этой танковой пушки идёт от этой зенитки. Снимок сделан на территории нижегородского Кремля 09 июля 2016 г.
При схожести судеб и возможностей, про «ахт-ахт» тарахтят из каждого утюга. Даже называют её «самой узнаваемой пушкой Второй Мировой». Но позвольте!, это место уже занято ЗиС-3!, а про 52-К ничего не слышно. Естественно, эта слава «немки» результат не исконно-зенитной, а эрзац-противотанковой ипостаси. А причина одна - у немцев с альтернативами для могучей эрзац-ПТО было не слишком густо, а у нас - завались. Одних разных «ратш-бумов» можно три штуки насчитать.
Для сравнения - творение сумрачного тевтонского гения, визави нашей 52-К: [Spoiler (click to open)]
«Acht-Acht» развёрнутая в боевое положение. Снято в Музее Вадима Задорожного 13 июля 2019 г.
Занятный момент - у нас во всех артиллерийских епархиях, что танковых, что полевых, изо всех сил и до последнего, держались, упирались и избегали применять такую штуку, как дульный тормоз. А немцы наоборот, его лепили куда только можно, это даже стало их своеобразной артиллерийской «фишкой». При этом, на их 88-мм зенитке дульного тормоза нет (на родственном танковом орудии «Тигра» - есть), а у нас у 85-мм зенитки дульный тормоз есть (на родственном танковом орудии Т-34-85 - нет). Парадокс.
Боковые опоры вроде как разведены и все опущены и упёрты в кирпичи (химстойкие, кстати), но при этом колёса не подняты, и пушка опирается на всё, что может, сразу, на восемь точек.
Кстати, если обратить внимание, все четыре колеса у этой пушки разные. По идее, самое «аутентичное» колесо - заднее левое.
Два «окна», три «окна», четыре «окна», шесть «окон». И шесть болтов. Следы традиционной армейской выкраски боковины колеса белым цветом налицо везде. О том, что подобная покраска на резину влияет не лучшим образом, знают не только лишь все, не каждый может это знать. А даже если и знают… Как в анекдоте, «-Я вижу, что это синхроплазменный радар! Почему не покрашен?!!».
Ствол-моноблок (вместо свободной трубы с кожухом) стали выпускать с 1943 года. Тогда же начали устанавливать щитовое прикрытие. Но тут ствол-моноблок есть, но ни щитового прикрытия, ни кронштейна под него нет. Будем считать, что пушка выпуска 1943-го года. Казалось бы, можно посмотреть, что там выбито на казённике, но выбито там что-то непонятное. «52-С-365-0-302» и ниже «43030-3042». Привычного «обр. такого-то года» не нашлось.
Ствол красиво задрали повыше, но «грозное» впечатление смазывается тем, что он на откате и кажется коротким. Рабочие места расчёта, часть приборов и приспособлений сохранилась, но большинство, конечно, поснимали.
Опора крупным планом. Тут, заодно, видно, что секторы перфорированного полика складывались на петлях - туда, назад, в походном положении отводились боковые опоры.
Возили зенитку «стволом назад», вон и крепление для фиксации ствола имеется.
Кстати, на этой фотографии хорошо видны и относительные размеры зенитной пушки (которая вполне успешно служила противотанковой) и лёгкого танка. «Раздавил пушку» - явно не про этот случай.
Рядом с зенитной пушкой, которая могла, при случае, быть и противотанковой, стоит противотанковая пушка. Которая зениткой быть ну никак не могла :-) И которая, как и зенитка, имеет определённые немецкие корни.
45-мм противотанковая пушка образца 1937 года. Она же - «53-К». Она же - «сорокопятка».
«К» в заводском индексе - всё от того же завода №8 имени Калинина, что и у зенитки. Что до упомянутых «немецких корней», то они, как и в случае с зениткой, появились как результат сотрудничества «Веймарской республики» с Советским Союзом. Это сотрудничество позволяло немцам обходить условия Версальского договора, а нам - набираться опыта и ума, и сокращать техническое отставание, доставшееся с царских времён. С приходом к власти НСДАП, всё сотрудничество свернули.
Результатом этого сотрудничества стала рейнметалловская 37-мм противотанковая пушка. У нас получившая заводской индекс 1-К («37-мм противотанковая пушка образца 1930 года»). У немцев она потом, в модернизированном виде, стала «колотушкой» - 3,7-cm Pack 36.
Затем, всё на том же заводе №8, пушку модернизировали, и на почти тот же лафет поставили новый ствол калибром в 45 мм. Получилась противотанковая пушка образца 1932 года (19-К). (И её танковый вариант - 20-К, пошедший на лёгкие танки и пушечные бронеавтомобили). И, наконец, дальнейшее развитие привело к появлению 45-мм противотанковой пушки 53-К. Которая на своего 37-мм немецкого противника действительно внешне осталась похожа.
«Серое - значит немецкое, немецкое - значит серое». Снято на Поклонной горе в Москве, 24 сентября 2016 г.
В принципе, от узкоспециализированной лёгкой пушки первой линии даже у совершенно разных по уровню конструкторских школ странно ждать разнообразия. Вплоть до схожего более-менее волнистого верхнего края щитового прикрытия. Волны - для маскировки. Резкие прямые линии на общем природном фоне бросаются в глаза. Во всяком случае, конструкторы тех времён так считали.
Состояние пушки изрядно подраздербаненное, как и следовало ожидать. Цифры, выбитые на казённике, прочитать не слишком получилось - изрядно залито краской. Отчётливо видно только выбитое «1943 г.». Получается, пушка из последних выпусков - позже перешли на выпуск М-42, у которой калибр был тот же, но ствол в полтора раза длиннее.
Щитовое прикрытие. Верхнюю часть можно было откинуть вперёд, боковые «уши» - в стороны, вон, для этого петли и упоры. Лист снизу, между колёсами, тоже откидной - тут он разложен, при перемещении складывался. К тому же, у наводчика ещё и окошечко со сдвижной заслонкой. Хотя пушка очень даже маленькая, и за её щитом расчёту прятаться особенно и негде.
«Скованные одной цепью, связанные одной целью». Чтоб не убежала, «сорокопятку» пристегнули к «дивизионке». Это, в общем, понятно. «Сорокопятку» вполне штатно катали по полю боя силами расчёта (почти шестьсот килограммов веса, но и расчёт не три человека, это вам не «Company Of Heroes»), а ЗиС-3 в два раза потяжелее, её укатить из-под пригляда сторожа автостоянки, где разместилась эта коллекция, будет проблематичней. Не очень, правда, понятно, почему у ЗиС-3 такие «лысые» колёса, где она так себе шины стёрла.
Кстати, о колёсах. «Сорокопятка» действительно выпускалась со спицованными колёсами (звались они ЗИК-1). Колёса у «сорокопятки» - немного переделанные колёса от легкового автомобиля ГАЗ-А, а колёса у ЗиС-3 - немного переделанные колёса грузовика ГАЗ-АА. (О том, что ГАЗ-А, АА, трёхосный ААА в девичестве были Ford-A, AA, AAA напоминать, я думаю, не надо).
Внутри шина была заполнена губчатой резиной (такие штуки традиционно, хоть и не вполне точно, назывались «гусматиками». В отличие от шин с камерами, наполненными воздухом - «пневматиками»). Шины ГК («губчатая камера») проколов, прострелов и иных сходных повреждений не боялись, в отличие от «пневматиков». Но и скорости передвижения должны были быть ниже, чем у обычных колёс с пневматическими камерами.
Но это всё, так сказать, в теории. У данного экземпляра колёса хоть и похожие, но не «те самые» и вполне себе пневматические, без всякого губчатого наполнителя.
Можно сравнить размерчики. ЗиС-3 пушка-то не слишком большая, скорее наоборот. Но по сравнению с ней, «сорокопятка» выглядит и вовсе крохой. (Через дорогу, кстати, за забором, видно вертолёт, который я упоминал в прошлый раз).
Да, ЗиС-3. 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года. Дорога к которой шла весьма замысловатыми, «универсальными» коленцами. Просто пушка - это не интересно. А давайте сделаем, чтоб она была не только полевым орудием, но и зенитным. И противотанковым. И вообще. Универсальным.
Делали. Долго. Была опытная Ф-20 1933 года. Были серийные Ф-22 (1936 г.) и Ф-22УСВ (1939 г.). В процессе делания зенитные возможности испарились а противотанковые (в связи со снижением длины ствола) подусохли. Но, в итоге, кое-как дошли до ЗиС-3. Самой узнаваемой пушки Великой Отечественной. Заводские индексы, кстати, хоть и разные, «Ф» и «ЗиС», но относятся к одному и тому же заводу - нижегородскому заводу №92 «Новое Сормово». Который стал потом «имени Сталина», потому и первоначальную «Ф» заменили на «ЗиС».
Весь трудный эволюционный путь приводить не буду, глянем на начало и конец: [Spoiler (click to open)]
Опытная Ф-20 и серийная ЗиС-3. Снято на Поклонной горе в Москве, 24 сентября 2016 г.
Да, зениткой ЗиС-3 быть не могла, но в качестве противотанковой весьма часто использовалась. Не от хорошей жизни, но достаточно успешно. Особенно поначалу, когда броня немецких панцеркампфвагенов ещё не слишком потолстела. Немецкое «ратш бум» это ведь не только про наши Ф-22 или УСВ, ЗиС-3 тоже вполне соответствовала данному прозвищу. Хотя, конечно, основное назначение ЗиС-3 отчётливо вынесено в её официальное название - «дивизионная пушка». (Кстати, в наградном листе моего деда сплошное «вывез под огнём противника орудие на прямую наводку» да «встал вместо выбывшего заряжающего». Какое именно орудие - не написано, но догадаться не сложно).
Между прочим, если дивизионной пушке приделать гусеницы с моторчиком, получится самая массовая советская САУ: [Spoiler (click to open)]
СУ-76, являющаяся, по большому счёту, «пушкой на гусеницах». Снимок сделан на территории нижегородского Кремля 09 июля 2016 г.
Как положено традицией, снят не только затвор, но и всё, что можно открутить и отломить. Разве что, маховики вертикальной и горизонтальной наводки остались. Только их коричневатый бакелитовый цвет залит «зелёненьким».
Не смотря на краску, «ЗиС-3» и «1943 г.» вполне читаются.
Как и у «сорокопятки», щитовое прикрытие с заваренной трещиной, да ещё и с наваренной внахлёст заплаткой (с обратной стороны заплатки нет, и какое-то повреждение видно).
Умиляет шпингалетик, удерживающий заслонку окошка наводчика. Интересно, в реальной боевой обстановке занимались регулировкой «больше-меньше»?
«Ярославский шинный завод форева». Вот уж воистину, когда изобретут антигравы, и для гражданских флипперов, и для боевых флайдартов, посадочные колёса будет делать всё тот же Ярославский шинный завод. Правда, левая шина на удивление стёрта в ноль. Откуда сняли это колесо, прежде чем поставить на эту «околомузейную» пушку?
Тут, кстати, видно, что под нижним станком есть откидной щит. Для пушки, стреляющей с закрытых позиций, вещь не слишком актуальная, а для пушки, которую ставят на прямую наводку - в самый раз.
Вообще, в отличие от немцев, наши военные, да и конструкторы, дульный тормоз не любили и старались не использовать. Но ЗиС-3 получилась, грубо говоря, установкой ствольной группы УСВ на лёгкий лафет противотанковой 57-мм ЗиС-2. Угол возвышения больше, отдача больше, всё такое. Вот и навинтили дульный тормоз, для снижения энергии отдачи и уменьшения нагрузки на лафет.
Приходилось мне читать мнения, что ЗиС-3 пушка «неказистая», «недоведённая», чуть не «эрзац» (и просто «уродливая»). Ну, знаете! Это оружие. И оно воевало. Успешно. И именно наши пушки стреляли в столице врага, а не наоборот. Лучше-хуже… как говорится, счёт на табло.
Вот такой «малый артиллерийский набор». Пусть «малый», но достаточно широко охватывающий.
Не освещённым из этой группы техники остался только один экземпляр. Весьма специфический. О нём - в следующий раз.