Ту-22. Не самый знаменитый.

May 13, 2018 17:28

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Ту-22. Не самый знаменитый



Ту-22КП. Художник - Валерий Петелин.

Сверхзвуковой Ту-22 (бомбардировщик, ракетоносец, разведчик, постановщик помех) трудно отнести к безусловным удачам конструкторского бюро Туполева.
Уж очень проблемным вышел самолёт, многие лётчики, так и не сумев его освоить, возвращались на привычный Ту-16.
Как тут не вспомнить фразу, высказанную огромным количеством людей, причастных к самолётостроению и самолётовождению, в той или иной буквальной форме: «хороший самолёт должен быть красивым». Ту-22 красотой обводов не особенно блещет, если честно. Прозвище «шило» - это ещё самое мягкое, безобидное.

Да и выпущено их было, по сравнению с полутора тысячами Ту-16 очень мало - всего 306 самолётов (с учётом доработок некоторых Ту-22А в другие варианты - 311). За время эксплуатации Ту-22 в авариях и катастрофах было потеряно почти 22% самолётов, каждый пятый выпущенный. Отсюда ещё одно прозвище, «Людоед». Впрочем, «неприятными» прозвищами в армии называли и называют любую технику. Сняли с эксплуатации, как устаревший, Ту-22 в начале девяностых, практически одновременно с ещё более устаревшим Ту-16 (который начал эксплуатироваться почти на десять лет раньше).



Ту-16, бортовой номер «11 красный», серийный номер 5202605. Снимок сделал 05.05.2018. Энгельс, у бывшей проходной на территорию Первого Лётного городка.
С одной стороны, этому самолёту повезло, не порезали на металл. С другой - близость остановки общественного транспорта и общедоступность сыграли своё злое дело. И светящиеся новогодние снежинки, налепленные на фюзеляж - ещё не самое плохое. Помню, когда его только устанавливали, чуть ли не пушечные стволы были в оборонительных турелях. Не говоря уж о том, что всё остекление было на месте. Ну а сейчас… Варвары.

«Весёлое» было время конца восьмидесятых-начала девяностых. Крах экономики и развал страны, да ещё и многочисленные международные договоры по сокращению вооружений. (Не вообще вооружений, а «наших» вооружений). Я прекрасно помню, как на нашем аэродроме, на кромке поля, прямо недалеко от «колючки», натянутой по периметру, стояла огромная линейка самолётов. Сам ходил, смотрел. А потом постепенно эти самолёты «исчезли» - были утилизированы, пущены на металлолом.
На ноябрь 1994 года на энгельсской авиабазе числилось 92 Ту-22 разных модификаций. 65 были поставлены на консервацию, 27 с выработанным ресурсом подлежали разделке на металл. Но, увы. К вящей радости «партнёров», под нож пошли почти все. Последние восемь Ту-22 были разобраны летом 2000-го года. Утилизировались на энгельсской авиабазе не только Ту-22, но и Ту-95, и 3М, и, наверное, Ту-16.



Энгельсский аэродром, 1994 год, фото взято из интернета (автор - некий Эрик Бэнуорт).
Сейчас, наверное, трудно поверить, но тогда у меня, у подростка, не то, что фотоаппарата, но и мобильного телефона с фотокамерой не было. (Да и стационарного городского телефона у нас, если честно, тогда тоже не было). Потому самому сфотографировать не имелось никакой возможности. Но выглядело именно так.

До нынешнего времени, из всех выпущенных, «дожили» одиннадцать самолётов Ту-22 различных модификаций, расставленных в виде памятников. Два из них на Украине: ракетоносцы Ту-22КП в Полтаве и Ту-22К в посёлке Озёрное, Житомирской области. Остальные девять самолётов находятся в России. Один в Центральном музее ВВС в Монино, один в Иркутске, на территории бывшего авиационного училища (оба самой первой модификации, Ту-22А, выпущенной в количестве всего 15 штук). Ещё один самолёт, постановщик помех Ту-22ПД4 - стоит в Дягилево, Рязанской области, в Музее Дальней авиации. Ну а остальные шесть самолётов - у нас.



Август 2016 года, Саратов, Парк Победы.
Ракетоносец Ту-22КД (бортовой «20 красный», изготовлен в Казани в 1969 г., заводской номер 5598021, серийный номер 59-02). Здоровенная бандура рядом - крылатая ракета Х-22. («Х» - это «х», не «икс», «экс» и так далее :-) ).
В полёте ракета Х-22 висела под фюзеляжем у Ту-22 и была полуутоплена в корпус. После пуска «фигурные» створки бомбоотсека закрывались полностью. Традиционно, у всего авиационного ракетного комплекса («самолёт+ракета») имелось собственное обозначение, К-22. Отсюда и буковка «К» в ракетоносных модификациях Ту-22.

На фюзеляже маленькими буковками красочкой выведено «Бомбардировщик Ту-22КД доставлен в Парк Победы 3.11.99 г. коллективами Саратовского авиазавода и 9 ЦАРЗ». Труп Саратовского авиазавода уже не только остыл, но и закопан (ныне на его территории чего только нет, даже супермаркет «Ашан»), «военный» 9-й ЦАРЗ (в Энгельсе) со своей рембазой и тягачами, последние годы дышит на ладан, может уже и не дышит вовсе.

В Энгельсе Ту-22 никогда не базировались, все самолёты здесь (в том числе и не здесь, а в Саратове, в Парке Победы) - из состава 121-го и 203-го гв.тбап из Белоруссии (переведены к нам с апреля по сентябрь 1994 года, «на хранение»).



Ракетоносец Ту-22КД. Снято 05.05.2018, Энгельс, у бывшей проходной на территорию Третьего Лётного городка (в обиходе - «третья лётка»). Как ни странно, есть расположенные за одним забором «первая лётка» и «третья лётка» (названия бытуют среди местных жителей много десятилетий), а вот второй - нет. Вообще. Вероятно, «вторую лётку» занесло на авиабазу в Шайковке, Калужской области.

На щитке носовой стойки шасси нанесён бортовой номер «74 красный». Так, как место вполне доступное, номер регулярно обновляют, подкрашивают. Но на киле всё ещё виден, хоть и еле-еле, другой номер, «80 красный». Просто так, без специальных приспособлений или автоподъёмника туда не добраться, потому не подкрашивают. Можно сделать вывод, что настоящий бортовой номер был именно «80», а тот, что на щитке шасси - «декоративный», нанесённый уже после установки в качестве памятника.



Тот же самолёт с другого ракурса.
Видно, что в хвосте вместо оборонительной пушечной установки с дистанционным управлением расположена станция постановки помех. Трёхцветный флажок был нарисован на самолётах 203-го гв.тбап после перехода полка в состав ВВС России.



Ту-22 как экспонаты Музея Дальней авиации на территории авиабазы. Надо ли говорить, что просто так, за здорово живешь, на территорию этого музея не пройти. Пусть он открыт в демократическом 2000-м, но находится на территории действующей авиабазы, на краю действующего военного аэродрома, в прямом соседстве с действующими стратегическими бомбардировщиками. (Вон, справа, за винтами музейного Ту-95 виден вполне боевой Ту-160). Снимок сделан 19 августа 2017 года.

Пройдёмся по этому снимку справа налево. На переднем плане - разведчик Ту-22РДМ, за ним учебная «спрака» Ту-22У, дальше ракетоносец Ту-22КД, самый дальний - постановщик помех Ту-22ПД2.



Самолёт-разведчик Ту-22РДМ (бортовой «18 красный», изготовлен в 1966 г. в Казани, заводской номер 4416025, серийный номер 41-02). Давнишняя многозначительная надпись на левом борту под кабиной свидетельствует о том, что этот самолёт из состава «белорусских» полков. Белые «выступы» на фюзеляже - радиопрозрачные обтекатели антенн. (На фото видно, как скучающий «дядя Стёпа-милиционер» не спеша направился сгонять детей, забравшихся на левую плоскость. Дети-то ладно, но фотографирующая их мамашка, которая их на плоскость закинула… Повторюсь - варвары).



Учебный самолёт Ту-22У (бортовой номер «20 красный», изготовлен в Казани в 1967 г., заводской номер 2497023, серийный номер 49-02).
Единственная сохранившаяся «спарка». В отличие от, скажем, того же Ту-16 или Ту-95, на Ту-22 был только один пилот. (На Ту-22 экипаж был вообще вдвое меньше, чем на Ту-16, всего три человека). Соответственно, за отсутствием «правого кресла», пришлось делать отдельный учебный самолёт-спарку. Кабину инструктора расположили за кабиной обучаемого, а чтобы инструктору было хоть что-то видно, засандалили её повыше. Получился характерный «горб». Оператора, за ненадобностью на «спарке», убрали, на его место, только повыше, инструктора и усадили.

Вообще, на Ту-22 из-за длинного носа, видимость из кабины для пилота, особенно на взлёте и посадке, была весьма относительной, и только вперёд-вверх. Штурман видел только вниз, через оконца невеликой «бороды». А оператор, развёрнутый «спиной по полёту», мог глянуть только в боковые оконца. Да ещё и сидел экипаж каждый в своём «отсеке», без видимости и контакта друг с другом. Только внутренняя связь.



Ракетоносец Ту-22КД (бортовой «77 красный», изготовлен в Казани в 1968 г., заводской номер 5558053, серийный номер 55-05).
При желании, можно увеличить снимок и прочитать, что военные понаписали в музейной сопроводительной табличке. Кстати, у меня создалось впечатление, что все эти многочисленные таблички нарезаны из обшивки утилизированных самолётов.

Этот самолёт аналогичен установленному в Парке Победы Саратова и самолёту у проходной в 3-й Лётный городок в Энгельсе, поэтому, на них на всех общий снимок люка бомбового отсека со створками под ракету.



Конкретно этот люк - у самолёта у проходной.



Постановщик помех Ту-22ПД2 (бортовой «46 красный», изготовлен в Казани в 1968 г., заводской номер 3578035, серийный номер 57-03).
Сейчас, стараниями журналистов, популяризирован и вдолблен в головы обывателей термин «РЭБ», «радиоэлектронная борьба». Так, что можно популярно назвать Ту-22ПД2 «самолётом РЭБ». Помимо акульей пасти, на левом борту ещё и орёл. Самый красочный Ту-22 из имеющихся.



Тот же самолёт «46 красный» с другой стороны.
Схожую раскраску «с пастью», но ещё и с акульими «глАзками», нёс и Ту-22ПД4 с бортовым номером «41 красный» из 121-го гв.тбап. Окраска была нанесена на базе в Мачулищах (Белоруссия), незадолго до последней передислокации, после которой, вместо консервации, наступила утилизация.

Кстати, «бортовая живопись» вообще-то была не характерна для ВВС СССР. Даже во время войны, когда «строгость нравов и уставов» падает во имя эффективности. У нас и тогда было очень мало вольностей в «раскраске» боевых самолётов, в отличие от немцев, и, тем более, от англо-американских Союзников.
А ведь это вполне эффективный психологический и пропагандистский приём, производящий должное впечатление. И на свои воюющие части, и на свой тыл, в репортажах фотокорреспондентов, и, заодно, запугивающий врага.
После войны, когда у нас вчерашних мальчишек, которым малевание на фюзеляже «звёздочек за сбитых», всяких молний, стрел, орлов и надписей «Мщу за Петруху», помогало проникнутся верой в себя, сменили позавчерашние мальчишки, а ситуация вновь, как и до войны, перешла в руки военных чиновников, «живопись» опять исчезла.
И вновь проявилась уже под занавес существования ВВС СССР - во время Афганской войны. Возраст «мальчишек» за штурвалами стал, мягко говоря, побольше, чем «военные» 20-22, но самоутвердиться им хотелось не меньше. Именно благодаря афганским бортовым «грачёнкам» штурмовик Су-25 обрёл своё неофициальное, но общеизвестное имя.
«Старички» Ту-22 (в отличие от «патриархов» Ту-16) Афганистан ни разу не бомбили, но «белорусские» постановщики помех сопровождали ударные самолёты, особенно при действиях у границы с Пакистаном. «Афганские» Ту-22 получили, главным образом, бортовых «дракончиков», пышущих молниями. «Акулья пасть» на снимке - это уже «мирное» творчество военнослужащих развалившейся страны, малюющих «агрессивные» мотивы скорее для самоуспокоения. Дескать, мы им (вот только кому?) ещё покажем.



Кабина от тренажёра КТС-22. Стоит всё там же, среди самолётов Музея дальней авиации. Проводок протянут - наверное, внутри лампочки мигают, особо выдающимся посетителям дают порулить. Вот только лётчиков на этом тренажёре уже не учат.

саратов/энгельс, очерки, музеи, видел сам, Ту-22

Previous post Next post
Up