Перечитывая "Дневники" Чуковского

Dec 16, 2008 15:35

 При огромном почтении к Чуковскому, осмелюсь предположить, что в Честертоне, похоже,  он мало что  понял, хотя странно: дышал воздухом честертоновской Англии не метафорически, а в прямом смысле... Однако само по себе наблюдение весьма любопытное.

Из "Дневников" К.И. Чуковского

27 марта 1922 года
"...все же в Честертоне есть что-то привлекательное. ( Read more... )

Честертон

Leave a comment

Comments 18

merry1978 December 16 2008, 12:58:33 UTC
Хороший пример того, что очень умный и талантливый человек может говорить и/или делать феерические глупости. Что не делает его менее талантливым и умным, но глупость так и остается глупостью. Такое вот сочетание несочетаемого, и на старуху бывает проруха, и т.д.

А был ли Корней Иванович верующим человеком? Я о нем маловато знаю, к сожалению.

Reply

aelfhere December 16 2008, 14:40:57 UTC
Талантливый - да, но умный ли? Известное письмо Чуковского Сталину с призывом "основать возможно больше трудколоний с суровым военным режимом" для перевоспитания детей - это уже не отдельная глупость умного человека, а что-то большее.

Reply

ermsworth December 16 2008, 14:53:22 UTC
Вы знаете, прежде чем как-то комментировать этот текст, я позволю себе его перепроверить потому, что на указанной Вами странице он приводится с купюрами. Кроме того, вызывают сомнения некоторые стилистические несообразности. Как только проверю -- непременно прокомментирую.

Reply

Был ли Корней Иванович верующим человеком? ermsworth December 16 2008, 14:50:56 UTC
Вы знаете, это очень, очень сложный вопрос. Большинство исследователей (в том числе. один из самых значительных, Мирон Семенович Петровский) считают, равно как и домашние К.И., насколько мне известно, считают, что Чуковский был нерелигиозным и вполне оправданно сопротивляются попыткам (чаще всего нелепым) его "оправославить". Сам К.И.нигде о своих религиозных чувствах впрямую не говорил, подобно тому, как это делали, к примеру, Пантелеев (см. его дневники "Я верую") или Шварц в дневниках. Однако, если обратиться к его текстам, прежде всего, к сказкам, ситуация окажется не столь однозначна. Если совсем коротко, сюжет покаяния (напр., Федора пере посудой)- прощения-примирения примирения в них явно преобладает над сюжетом победы, а сюжетах победы победителем оказывается герой, в котором "нет величия и силы" ("маленький комарик"). Мне кажется наиболее точным прослеживающееся в кн. Ирины Лукьяновой (биография Чуковского, вышедшая в ЖЗЛ, М., 2006) предположеине о том. что Чуковский всю жизнь мучился неразрешимостью вопроса о вере. См. ( ... )

Reply


alicebrown December 16 2008, 13:53:59 UTC
Видимо кто-то его "достал"... Чуковского...

Reply

ermsworth December 16 2008, 14:24:27 UTC
Ко времени этой записи его еще почти не доставали, травля за буржуахную сущность "Крокодила" начнется тремя-четырьмя годами позднее. Возможно, его "достал" Честертон. Понять бы, чем.

Reply

alicebrown December 16 2008, 14:26:55 UTC
Я слышала, что к этому времени ему тоже довелось много пережить. Честертон мог его достать своей профессиональностью. Он и там многих этим доставал.

Reply

ermsworth December 16 2008, 15:10:51 UTC
Конечно, особенно если вспомнить отроческую трагедию, о которой пишет И. Лукьянова в ЖЗЛ-ной биографии и Ив. Петровский в очерке, опубликованном в киевском альманахе "Егупец" (к сожалению, номер не помню, а под рукой нет). Что же касается профессиональности, "мастерства" -- вряд ли. Это свойство Ч. очень ценил, кому бы оно ни принадлежало.

Reply


leptoptilus December 16 2008, 14:06:31 UTC
Чуковский сам увлекался Честертоном, переводил его. Так что это внутренние "разборки", скорее всего. И потом ведь Честертон правда очень странный, я очень даже понимаю, что его можно не любить.

"Я как не представляла, так и не представляю себе, что Честертона можно любить массово. Но я знаю массу людей, которые были совершенно не религиозны и любили Честертона, - какое-то время его любил Чуковский, его очень любил Эйзенштейн".
http://www.openspace.ru/literature/names/details/1777/

Reply

ermsworth December 16 2008, 14:22:28 UTC
Переводил, насколько я помню, по большей части, не сам К.И., а его сын Николай. Да и если вспомнить две сделанные в том же 1917 году весьма резкие записи о рассказах об о. Брауне, вряд ли можно утверждать, что здесь была исключительно "цеховая склока". Конечно, Честертона невозможно "любить массово", но поразительно, почему его так "гвоздит" писатель, в сущности, очень на него похожий (беру навскидку: тоже противление пошлости? тот же игручий мир, в котором героическое -- иронично и т.п.) Если это отталкивание, то от кого-чего? От себя самого? От части своей биографии "какое-то время")? Впрочем, с тем, что Чуковский был совсем нерелигиозен, я с Н.Л. не согласна. Нецерковен -- это правда, а вот с "религиозностью", как мне кажется, посложней...

Reply

leptoptilus December 16 2008, 14:44:43 UTC
Это очень похоже на разочарование после большого увлечения.

Жив-человек переводил К.И. И кажется, не только это.

Про религиозность мы как-то говорили: http://leptoptilus.livejournal.com/49954.html
И вот: http://www.foma.ru/articles/1282/

Я решил выяснить, кто же издавал "Столицу и усадьбу". Был такой Владимир Крымов. Пинать этого в общем безобидного человека было общим местом - http://www.cm-plus.ru/kentavr/krimov.shtml. Так что К.И., когда делал эту дневниковую запись, был, очевидно, не в лучшем расположении духа (иначе бы не опустился до таких общих мест). Вообще дневники вещь тонкая, делать на их основе далеко идущие выводы, как известно, не стоит.

Reply

ermsworth December 16 2008, 15:07:21 UTC
Расположение духа проступает из "большого контекста" этой записи, а он, насколько я помню, довольно мирный. Потому так и резанула пристрастность суждения. Что же касается Крымова, для Ч. это был, скорее, не человек, а "персонификация невыносимого явления". Как и с Чарской -- ее рассказы он безжалостно пинал, а за нее заступался.

Reply


esper_godmade December 16 2008, 17:12:09 UTC
да, грустно читать такой отзыв:((

Reply


kresto_nosets December 17 2008, 13:14:10 UTC
Мне кажется, что для К.Чуковского Честертон был "пустым местом", потому что для Чуковского религия была пустым местом.

Reply

(The comment has been removed)

Re: религия была пустым местом для Чуковского kresto_nosets December 17 2008, 21:47:47 UTC
При желании у любого даровитого автора можно вычитать что угодно. Дело не этом. Одно из двух: либо Ч. атеист, либо он глуп. Второе исключено, остаётся первое. Есть, правда, третий вариант: необъяснимая странность его пристрастий. Но это... из области "запретных ходов" при обсуждениях которые становятся невозможными.

Reply

Re: религия была пустым местом для Чуковского ermsworth December 18 2008, 09:15:38 UTC
Атеистом Чуковского определенно не назовешь: этому противоречит картина мира всех его произведений. Мне кажется, ближе к реальности названный Вами третий вариант, правда, "странность пристрастий" я бы поменяла на "трудность", "запутанность" пути, неизбежную почти для всех его современников, формировавшихся в эпоху "перехода". "Чистые ангелы" вроде Шварца -- скорее, исключение.

Reply


Leave a comment

Up