***

Nov 29, 2012 01:52

Узнала о том, что часть людей, учивших меня на филфаке МГУ, предлагает вернуться к утраченным достижениям "советского образования" и, признаться,  растерялась ( Read more... )

Опилки

Leave a comment

Comments 26

yu_mon November 29 2012, 22:31:16 UTC
Да, всё так...
Как много общего, Света! У нас тоже вёл Грихин, я с благодарностью вспоминаю его (не только любовь к древнерусской литературе...)! Панов, Журавлева...:) Битком набитая 9-я аудитория, слушающая Аверинцева, затаив дыхание... Всё это родное и теперь поддерживает и помогает.
Прошу прощения, что не в тему: эмоции.:)

Reply

ermsworth November 29 2012, 22:41:22 UTC
Совсем-совсем в тему :) Мне кажется, называть имена (что-то вроде призывания добрых сил) -- едва ли не единственный способ противостоять безумию, которое происходит и на факультете, и вокруг. Как будто съехавшую систему координат каждый раз заново восстанавливаешь.
Вячеслава Адриановича я застала, к сожалению, только в последние годы, и мне всегда в его присутствии хотелось превратиться в невидимое ухо :))

Reply

...в невидимое ухо yu_mon November 29 2012, 22:44:01 UTC
Да, и у меня было так же.)
Царствие ему Небесное...

Reply

Re: ...в невидимое ухо ermsworth November 29 2012, 23:05:30 UTC
Для меня его первая лекция по древнерусской литературе была одним из решающих факультетских впечатлений. Даже от соблазна перейти на "классику" отказалась :))

Reply


domohozjayka November 29 2012, 22:52:32 UTC
Скопировала. Надеюсь, можно.

Reply

ermsworth November 29 2012, 23:00:24 UTC
Конечно, можно. И вообще -- "на дороге валяется, делайте с ним, что хотите" :))

Reply


popandopulo November 30 2012, 01:37:51 UTC
дададада. Какие имена. Какие люди. Были.
Но учебник Хализева - всё-таки кошмарноват от изрядной напитанности ровно им, совком. Хотя семинары были интересные.
А ты успела защититься у Грихина? Вот уж какой был человечище. Умный, красивый, вдохновенный.
Я не помню, когда именно его не стало. Помню лишь печальные обстоятельства.

Reply

ermsworth November 30 2012, 10:53:48 UTC
К сожалению, не успела... Вячеслав Адрианович ушел раньше,меня "подобрал" Кусков и, надо сказать, повел себя очень терпеливо и достойно: сносил мое откровенное хамство, не вмешивался в то, что мы делали с В.А. и очень деликатно помогал.
А вот с тем учебник Хализева "пропитан совком" - категорически не соглашусь. Почему ты так считаешь? Мне казалось, напротив, В.Е. нашел качественно новый способ говорить о теоретической поэтике, по крайней мере, по сравнению с тем, что было написано до него.

Reply


gomazkov November 30 2012, 04:31:38 UTC
Грихин, Панов - да-да... Хотя Хализева я нэнавидэл!) Слишком мудра для меня была эта черепаха с тротилом.
А написала ты очень хорошо, только напрасно, по-моему, свела всё это к совку: "скудость и осторожность" - наши незыблемые (к счастью, не единственные, но непременные) ценности со времён Царя Гороха.
Это та же "умеренность и аккуратность". Вспомни, что писано про все наши Академии наук, начиная с Ломоносова и далее - Уваров и Дундук - до наших дней.
Сполохи разума в царстве сумерек.)
Впрочем, я именно тот "несамостоятельный", обретающий в несвободе "внутреннюю обеспеченность", мой взгляд узок, но с моего шестка кажется узким взгляд "вся беда - в совке, вот если бы не он!"))

Reply

ermsworth November 30 2012, 12:39:54 UTC
А я Хализева боялась, боюсь, и даже, когда встретимся в жизни будущего века, все равно бояться буду потому, что это "страх-благоговение ( ... )

Reply


vivat1960 November 30 2012, 05:49:49 UTC
Непонятно.почему советская система образования сводится к зажиму и отсутствию свободы. Давайте посмотрим на возможности,которые были при советской власти. Образование было доступным. Открывали новые школы и институты.Образование было социальным лифтом. Открывались не только общеобразовательные школы,но и музыкальные,художественные, спортивные.Дворцы пионеров и всякие кружки-это тоже система советского образования.

Reply

ermsworth November 30 2012, 15:40:30 UTC
Мне кажется, нет смысла спорить о "преимуществах систем", поскольку, на самом деле, речь пойдет не о них, а о том, каково нам в них было. Но если говорить о "видимом", да, образование de jure было доступным, а de facto оно, в особенности, на "идеологических факультетах"и в идеологических вузах носило если не сословный характер, то подчинялось строжайшему отбору: в МГИМО -- только по рекомендации, на журфак -- тоже, там, где не было формальных "условий" царила откровенная коррупция, а кроме того, негласные "нормы", пренебрежение которыми требовало немалого мужества. Да, открывались кружки и музыкальные школы, но даже если в них учили играть не только "Песню о Ленине", сама педагогическая установка была вполне тоталитарной: вместо того, чтобы проявлять неповторимое, в музыкальной школе натаскивали на определенный стандарт исполнительства, и выбраковывали инакоодаренных". В спортивных секциях -- по опыту собственного детства скажу -- было еще жестче. Этим летом я оказалась на выпускном концерте класса моей подруги, которая преподает ( ... )

Reply


Leave a comment

Up